Топливный дивизион "Росатома" проходит серьезную реструктуризацию, направленную на повышение конкурентоспособности на глобальном рынке. В 2009-2011 годах в топливной компании "ТВЭЛ" была проведена масштабная программа преобразований "Новый облик", которая позволила приблизить показатели российского производства к стандартам западных компаний.
Петр Щедровицкий, член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив
"Различные предприятия, в том числе и предприятия ТВЭЛ, сегодня вынуждены оптимизировать производственные процессы. Нужно увеличивать выработку конечной продукции в расчете на одного работника. По этому показателю, который называется производительностью труда, Россия сильно отстает от развитых стран мира. Президент и правительство ставят задачу увеличить производительность труда в 1,5 раза в ближайшие 3-5 лет. Однако надо понимать, что для многих отраслей для обеспечения конкурентоспособности речь идет о росте производительности труда в 5-7 раз. ТВЭЛ - топливная компания, производящая ядерное топливо. Сам процесс его производства включает несколько этапов: конверсию, обогащение, фабрикацию, и затем, после выработки электроэнергии, обращение с облученным ядерным топливом. В этой технологической цепочке, как известно, задействовано множество разных предприятий с большим штатом. В советский период некоторые из них размещали в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), где эти предприятия до сих пор остаются градообразующими. В качестве одного из решений проблем моногородов некоторое время назад возникла идея инновационных кластеров.
Суть кластерного подхода заключается в том, чтобы относиться к развитию территории с позиций выстраивания на ней максимально высокой плотности деятельности и максимально длинной цепочки добавленной стоимости. Цель - максимизировать экономический эффект, а прибыль, которая остается на этой территории, пустить на развитие инфраструктур, условий и качества жизни. На данный момент понятно, что часть закрытых территорий Росатома, например, вполне может двигаться по пути создания инновационных кластеров, - отметил он. - Выработка решений для другой части - вопрос будущего. Параллельно с решением задачи территориального размещения, необходимо запускать другие виды деятельности, причем желательно высокотехнологичные, чтобы человек, переходя с одного места работы на другое, не терял в качестве самого рабочего места. Есть в этом вопросе и мировоззренческий аспект: в России в рейтинге предпочтений наличие гарантированного рабочего места с низкой оплатой стоит выше, чем повышение производительности труда, которое автоматически связано с падением занятости, но повышением оплаты труда каждого работника. То есть люди у нас не хотят много зарабатывать, им нужна стабильность в первую очередь.
И еще один камень преткновения - низкая мобильность в стране. Зачастую люди не видят для себя перспективы, так как переезд куда-то, где есть лучшая работа, сопряжен с огромным количеством трудностей. Они не только не имеют необходимой информации о том, где их труд может быть востребованным, у них нет средств для этого переезда. Как вырваться из ЗАТО, например? Жилье в собственности - значит, его нужно продать в городе, где нет работы. Соответственно, продать его очень сложно. А переезжают, в основном, в крупные города, где цена жилья аналогичного качества будет значительно выше. Такая проблема часто превращается в замкнутый круг. Плюс - социальный пакет у нас прикреплен к месту жительства, а не к человеку. Соответственно, он измучается, пока прикрепится на новом месте к поликлинике, к школе, детскому саду. Все расчеты социальных пакетов у нас всё еще ведутся без учета социальной мобильности населения. И конечно, не существует пока такого вида деятельности государства, как поддержка мобильности. Здесь нам понадобится тщательно изучать мировой опыт переселения людей из кризисных районов. В США и Канаде, например, эту проблему уже давно и успешно решают.