Атанас Тасев - профессор, эксперт по энергетике Неправительственной организации "Болгарский атомный форум (Булатом)" прокомментировал перспективы строительства АЭС "Белене" (Болгария).
"Поскольку я был членом группы по управлению проектом - это так называемый project management unit - и принимал участие во всех переговорах, в том числе и со стратегическим инвестором RWE и "Газпромбанком", я считаю нужным начать с предыстории.
RWE, чтобы стать стратегическим инвестором, выиграло конкурс в 2008 году. Основным условием этого конкурса было то, кто из потенциальных инвесторов даст самый большой бонус, чтобы иметь право вступить в этот проект и RWE выиграло конкурс на основе того, что они предложили 500 миллионов евро. Когда они выиграли конкурс, был поставлен целый ряд условий. Первым условием было создать проектную компанию, которая будет бенефициаром по проекту, поскольку сейчас инвестором является "НЭК "Национальная энергетическая компания". Но в будущем она не будет принимать участия в проектной компании. Поэтому нужно было создать компанию с 51% участия НЭК и 49% у RWE. Это первое условие. Второе условие - когда будет создана эта компания, необходимо сделать бухгалтерский анализ всех расходов для того, чтобы оценить, сколько затрачено до сих пор, поскольку в новой компании уже делится соотношение расходов 51 на 49, и срок был июль месяц этого года.
Что случилось. Произошли выборы в Болгарии и выборы в Германии. Ожидания RWE, что после выборов в Германии будут созданы благоприятные условия, не оправдались. Госпожа Меркель, как вы слышали, выступила в предложением увеличить на 12 лет срок действия собственных ядерных реакторов, а до этого разговоры о ядерной энергетике в Германии вообще считались свидетельством плохого тона. Это первое обстоятельство. Второе обстоятельство - в Германии создан достаточно хороший инвестиционный климат, и инвестировать за границей не рекомендуется. Поэтому RWE вышел.
Для нас поиск стратегического инвестора по-прежнему актуален. Теперь эти 49 процентов нужно заполнить. Были колебания насчет того, что наше государство должно уменьшить свою долю до 30%. Я выступал с мнением, что государство должно сохранить мажоритарное участие и, более того, есть очень много обязательств, от которых государство на основе существующего законодательства не сможет уйти. Поэтому лучше остаться с этим участием. И теперь вопрос в этих 49 процентах. Уже есть достаточно большой интерес относительно участия в этом проекте. Но сейчас существует одна бюрократическая проблема - выбирается консультант, который должен структурировать долевое участие инвесторов. На днях будет выбор этого консультанта. По всей видимости, это будет финансовая группа "Ротшилд". Это пока только мое предположение.
Самое главное, чтобы консультант имел опыт подобной работы. Раньше у нас им был Paribas, у которого не было опыта в структурировании такого пакета. Представляете, консультант банковской группы идет к другому консультанту, предлагает ему участие в проекте, и потом признается, что у него нет опыта подобной работы. Разумеется, доверие к нему сразу падает. У "Ротшилда" имеет опыт, авторитет, и если они говорят, чтооценили этот проект как банкируемый (т.е. успешный, имеющий допустимый уровень риска), то деньги найдутся. А деньги есть, их в мире достаточно, несмотря на кризис.
Сейчас уже заказано основное оборудование и болгарская сторона должна определенную сумму денег российской стороне. Во всяком случае, есть диалог между главным исполнителем и болгарским правительством. Вопрос с финансированием, возможно, будет откладываться еще несколько месяцев, но в целом все идет к тому, что болгарская сторона будет финансировать этот проект.
Я думаю, что уже никто не сможет остановить этот проект. Почему? Потому что по квалификации МАГАТЭ этот проект находится на первом месте с точки зрения привлекательности для инвестиций. Пройдены все этапы: имеется площадка, технический проект, в скором времени болгарская сторона должна дать на него лицензию. Первое разрешение уже имеется, экологическая оценка сделана, есть согласие европейской комиссии, все это вместе делает этот проект необратимым с точки зрения реализации. Кроме того, цены на ядерное оборудование растут очень быстро. Стоимость новой турецкой АЭС, которая является эволюционным развитием проекта "Белене", в 2,5 раза больше. Так что мы во время сели в последний вагон. Да, проект "Белене" дорогой. Но уже есть проекты и дороже.
Предложение сербов пока ничем не подтверждено. Сербия является своеобразным диспетчерским пунктом перераспределения электроэнергетических потоков, поэтому я думаю, что Сербии будет выгодно принимать участие в этом проекте, может быть, по другой схеме - не прямого инвестирования с точки зрения получения акционерного участия, а приведения в исполнение процедуры offtake, т.е., заключения долгосрочного контракта на будущие поставки электроэнергии. Сербия может сейчас заплатить достаточно большой опцион, который поможет строительству станции, а в следующие 15 или 20 лет будет гарантированно получать сравнительно дешевую бесперебойную базовую энергию.
Для стабильности энергетической системы любой страны в отдельности и Евросоюза в целом важно иметь базовую стабильную электроэнергию. Базовую энергию дают в основном атомные станции, и, конечно, тепловые мощные станции. Но ТЭЦ загрязняют окружающую среду, а ядерная энергетика является "чистой". С этой точки зрения она будет конкурентна с 2013 года, когда за выбросы СО2 в атмосферу надо будет платить. И Сербия будет подчиняться тем же правилам. Поэтому инвестиции в ядерную энергетику являются достаточно разумными с точки зрения экономической выгоды на будущее.
Есть очень много предложений из Македонии, Греции, Штатов. Процесс идет как снежный ком, который все нарастает. Когда никто не стучит в дверь - это одно, а когда уже выстраивается целая очередь, это означает, что интерес к проекту есть и достаточный. Об этом можно судить и по более спокойному тону болгарского правительства. Раньше были какие-то элементы нервозности, этот вопрос обсуждался чуть ли не каждый день, а сейчас - тишина. Я читал интервью министра энергетики Болгарии после возвращения из Канады, тон его очень спокойный. Это является косвенным доказательством достаточно высокого интереса потенциальных инвесторов.
В принципе, "Белене" задумана для того, чтобы поставлять базовую энергию для Болгарии и на экспорт. По оценкам Мирового банка прошлого года, в следующем десятилетии региону понадобятся 12 тысяч мегаватт новых мощностей для того, чтобы покрыть дефицит. И в этих 12 тысячах мегаватт 2 тысячи - это "Белене". То есть она является не основным, но достаточно солидным участником в этом процессе. Без "Белене", как говориться, не обойтись.
То, что российские проекты несовременны - полная чушь. Проект ABV-1000 компании Вестингхауз не имеет лицензии - это, в общем-то, флагманская разработка американской атомной промышленности. А они лицензии на применение в Европе не получат потому что есть очень много проблем в связи с применением этой технологии. Российский реактор одобрен европейскиими регуляторами. Так что это эволюционная технология, она достаточно совершенная. И, кроме того, нужно учесть, какова роль России. Ее роль - это ядерный остов. Энергетическое оборудование, турбинные генераторы - это Сименс, системы безопасности, электроника и прочее по системам управления - это Сименс и Арева, так что это типично европейский проект. Поэтому это уже далеко не российский проект. Он отвечает всем новейшим требованиям, и, самое интересное, не знаю, почему об этом никто не говорит, это поколение ядерных реакторов, который будет в "Белене", он имеет на порядок больший показатель надежности по сравнению со всеми существующими сейчас в мире реакторами. А теперь скажите мне о каком несовершенстве российских технологий после этого примера можно говорить?"