Предприятия отрасли сверили свои планы с долгосрочной программой развития Росатома. Перспективные предложения скоро дополнят стратегию Госкорпорации.
В конце сентября на совещание в Росатоме собрались представители ключевых предприятий госкорпорации. Поводом для встречи послужил юбилей отрасли, а предметом обсуждения стали ДПД — долгосрочные программы деятельности. Как мы уже сообщали, в этом году реализуется специальный проект, который поможет формированию и внедрению общей стратегии. Больше полугода на предприятиях и в институтах проходили запускающие семинары, руководители Росатома знакомили топ-менеджеров и менеджеров среднего звена с перспективными планами. Всё ради того, чтобы получить встречные предложения, которые помогут организациям определить своё место и свою роль в реализации планов госкорпорации. Зачем это нужно? Предложить хорошую программу и найти деньги для её воплощения — полдела. Сложнее бывает довести проект до производства. Именно в этом звене чаще всего случается разрыв. В итоге многообещающие идеи ложатся под сукно, предприятия живут сами по себе, а деньги тратятся без видимых результатов. ДПД для того и придумана, чтобы разомкнуть этот порочный круг.
— Мы «спускаем» стратегию с неба на землю и смотрим, что в результате получается, — пояснил советник главы Росатома и куратор проекта Михаил Ухов. — Сегодня настало время оценить пройденное. Нам надо, во‑первых, зафиксировать положительный опыт работы над ДПД. Во‑вторых, договориться, что нужно в ней изменить и в какой форме продолжать дальше. Что дала долгосрочная программа самим предприятиям? Вот мнения участников встречи.
— Работа над ДПД буквально спровоцировала полёт фантазии, — отметил Юрий Фёдоров, заместитель гендиректора по науке из Радиевого института им. Хлопина. — Многие подавали интересные идеи, выходящие за рамки текущей деятельности института. Например, производство нового вида топлива, с которым можно пробиться на международный рынок. Мы также считаем весьма перспективным предложение организовать школу радиохимии, где могли бы повышать квалификацию наши инженеры и иностранные специалисты.
— Семинары особенно полезны для подготовки кадрового резерва, — добавила руководитель проекта «Разработка ССП» в «ТВЭЛе» Оксана Папок. — Молодые специалисты узнали, какие задачи руководители госкорпорации считают приоритетными. Это стало толчком — люди раскрылись, начался мозговой штурм. Но теперь важно, чтобы последовало продолжение. Будет очень обидно, если проект «схлопнется».
— Самое главное — свести перспективные идеи в общий документ, — считает Михаил Тарасов, заместитель главного инженера Государственного специализированного проектного института. — Мы хотели бы участвовать и в этой работе — например, через экспертный совет, чтобы иметь инструмент защиты своих предложений.
— Я бы особо отметил энтузиазм откликнувшихся на приглашение к обсуждению стратегии, — говорит Владимир Озеров, замдиректора Нововоронежской АЭС. — Это свидетельствует о том, что руководство Росатома имеет кредит доверия. Такой ресурс надо сохранить и приумножить. А для начала — обеспечить выполнение ДПД и довести до людей её конкретные результаты. Вот тогда будет настоящий эффект.
— Участники мозгового штурма воспринимают задачи предприятия уже как свои собственные, — рассказывает Андрей Соколов, помощник директора «ОКБМ Африкантов». — А дальше всё просто: если специалист сам называет узкие места производства, то логично ему же и предложить поучаствовать в решении существующей проблемы.
— Труд топ-менеджеров оценивается по итогам года, — напомнил начальник отдела обучения саровского ВНИИЭФ Павел Смирнов. — Именно на этот период рассчитаны ключевые показатели эффективности. Однако запускающие семинары показали, что для госкорпорации приоритетными являются стратегические задачи, и с их учётом должна строиться текущая работа управленцев.
Участники встречи особо отметили, как важно наладить коммуникации по горизонтали и по вертикали. Предприятиям при подготовке ДПД надо координировать свои действия с партнёрами и смежниками, это минимизирует дублирование и нестыковки. С другой стороны, необходима обратная связь, чтобы поступившие снизу предложения оперативно оценивались на уровне дивизионов и госкорпорации. Напомним: первый этап проекта предполагает включение в реализацию стратегии госкорпорации 70 предприятий. На каждом из них в течение двух-трёх дней длится запускающий семинар, на котором присутствуют ведущие специалисты. И, пожалуй, главный показатель качества этой работы — никто из участников не пожалел о потраченном времени. По той простой причине, что мозговой штурм помогает не просто выявить скрытые резервы, но и, что ещё важнее, определить своё место и свою роль в решении общих задач.
Остаётся добавить, что пока поступившие предложения оцениваются членами экспертного совета и специалистами профильных департаментов. Окончательное решение по ним будет принято либо на стратегическом комитете, либо на расширенной коллегии госкорпорации. По итогам анализа ДПД планируется сформировать единую «дорожную карту», которая поможет предприятиям сконцентрировать ресурсы именно на приоритетных для отрасли направлениях. Само собой, перспективные идеи, став частью стратегии Росатома, получат необходимое финансирование.