Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:
По итогам года я бы отметил следующие важные события в работе Росатома. Самым громким, пожалуй, был физический пуск АЭС в Бушере в августе. Была произведена загрузка ядерного топлива, и теперь и по планам российских инвесторов, и по заявлениям иранской стороны, эта АЭС должна заработать уже в январе 2011 года. Через месяц мы уже получим первую энергию. Это был проект не одного десятка лет. И то, что он наконец реализован, это говорит об успешности работы госкорпорации. Мы начинаем пожинать плоды, несмотря на противодействие общественности, очень пристальное наблюдение со стороны МАГАТЭ, санкции ключевого оппонента в лице США. То есть, несмотря ни на что проект запущен, России удалось показать себя с лучшей стороны.
Второй важный момент – это подвижки по другому долгострою – АЭС «Белене» в Болгарии. Там недавно были найдены соинвесторы проекта, и это говорит о том, что этот проект тоже будет в перспективе реализован. Правда, со сроками не по нашей вине есть некоторая туманность, но положительные подвижки есть – проект будет развиваться, и Болгарии не придется платить неустойку, оставшись при этом без надежного источника энергии. Этот долгосрочный контракт выгоден и Болгарии, и России. И хорошо, что он сдвинулся с мертвой точки, несмотря на разногласия в смете. Будем считать, что это второй важный сдвиг для атомной отрасли.
И, в-третьих. Строительство АЭС – это, конечно, хорошо, но их надо ведь и питать, для чего нужна хорошая ресурсная база. И здесь Росатом движется поступательно не только в плане строительства АЭС, но и в плане увеличения базы урана. Покупка контрольного пакета Uranium One говорит о том, что за год Росатом значительно усилил свою ресурсную базу.
Это, пожалуй, три самых важных события, связанные с международной деятельностью госкорпорации. При этом Росатом не стоял на месте и в своей деятельности внутри России. У нас строится и ЛАЭС-2, и был пуск Ростова-2, спущен на воду первый атомный реактор плавучей АЭС, запущено производство молибдена-99 в Ульяновской области. Нельзя сказать, что Росатом занимался только международными проектами – он гармонично развивался по двум линиям: и на внешнем, и на внутреннем рынке.