Исполняющий обязанности ректора Томского политеха Дмитрий Седнев стал участником круглого стола «Передовые инженерные школы — путь к технологической независимости» в международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня». Он рассказал о концепции и особенностях передовой инженерной школы, создаваемой в ТПУ.
Проект передовой инженерной школы (ПИШ) ТПУ стал победителем конкурсного отбора федеральной программы «Передовые инженерные школы» и получит финансирование в объеме 84,5 млн рублей на 2022 год. Тема ПИШ Томского политеха — «Интеллектуальные энергетические системы». Ключевыми партнерами выступают Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Россети». Всего отбор прошли 30 проектов из 15 субъектов Российской Федерации.
«Зачастую партнерам из разных сфер тяжело собраться на одной площадке и начать диалог. Отличительной особенностью ПИШ ТПУ является ее кросс-отраслевая направленность. Нам удалось выстроить взаимодействием между представителями атомной, нефтегазовой и энергетической отраслей. Они вместе вырабатывают профиль общих компетенций для энергетика, которого хотели бы видеть в своих компаниях. Что еще более важно, это открытый разговор об общих инженерных решениях, касающихся цифровой сферы, роботизации, выстраивания безлюдных производств», — сказал и.о. ректора ТПУ.
Важной задачей Томского политеха Дмитрий Седнев видит передачу лучших практик и моделей другим университетам, в том числе не прошедшим конкурсный отбор.
«Помимо выстраивания ПИШ в нашем вузе, также включим университеты-партнеры, которые примут наши модели. И это будет тем самым отчуждаемым результатом в научно-образовательной сфере, который можно будет инсталлировать, чтобы сделать инженерную подготовку действительно широкомасштабной и качественной в рамках всей страны. ТПУ здесь может выступить в роли своеобразного тьютора. Уверен, что выстраивание сети кооперации с университетами, которые не прошли в проект, но имеют определенные точки роста, станет важным фактором в понимании того, как мы меняем образовательный, научно-образовательный, инженерный ландшафт нашей страны. Я уверен, что, помимо выпускников, которые окончат четыре наших новых магистерских программы, будут выпускники, которые окончат программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки. И они также будут успешно работать, развивать экономику страны и инженерное дело», — подчеркнул он.
Среди победителей конкурсного отбора представлены четыре вуза из Сибирского федерального округа. Три из них из Томска — ТПУ, ТГУ и ТУСУР. По словам Дмитрия Седнева, Томский политех плотно взаимодействует с вузами-участниками Большого университета Томска в области создания и развития ПИШ. Еще одно направление — встраивание в инженерное образование не только студентов, но и школьников.
«Мы вместе с коллегами по университетам Томска будем выстраивать взаимодействие с системой среднего образования. Для нас это крайне важный вопрос — подготовка качественных кадров начиная со школы, чтобы ребята, приходя в университет, могли освоить высокий уровень, который нам диктуют текущая ситуация и фокус на технологическую независимость государства. Уже сейчас транслируем лучшие практики и очень активно вовлекаем ребят из старших классов томских и не только школ, в том числе через проект ТПУ «Опорная школа», география которого значительно шире региона. Мы вовлекаем ребят через мероприятия и проекты. И мы видим, что успех при поступлении и обучении в университете у таких абитуриентов, таких студентов значительно выше. Мы видим важным приоритетом амбицию по подготовке и созданию центра в Томской области, который будет заниматься и со студентами, и со школьниками», — поделился Дмитрий Седнев.
В свою очередь директор департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталий Гришкин рассказал о том, что в рамках проекта передовых инженерных школ обучение пройдут порядка 40 тысяч выпускников, будет создано более 100 программ опережающей подготовки кадров и новых интерактивных образовательных комплексов, более пяти тысяч преподавателей пройдут повышение квалификации и переподготовку. Объем финансирования федеральной программы до 2030 года составит порядка 90 миллиардов рублей, в 2022 – 2024 годах — порядка 30 миллиардов рублей.
«Это глобальный проект, продиктованный вызовами времени. Он крайне актуален, так как без развития кадров невозможно достигнуть технологической независимости. Он направлен на ликвидацию дефицита современных профессиональных компетенций», — подытожил Виталий Гришкин.
В круглом столе приняли участие представители ФГАНУ «Социоцентр», НИЯУ МИФИ, ДГТУ, ПсковГУ, САМГМУ, ЯГТУ, ВолгГТУ, СКФУ.