На канале Люксембургского форума на YouTube вышло интервью с Марианной Евтодьевой, старшим научным сотрудником Отдела военно-экономических исследований безопасности, руководителем Группы глобализации военно-экономических процессов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, членом Молодёжной группы Люксембургского форума:
«Необходимо вести переговоры, договариваться о том, чтобы как можно меньше ядерных вооружений находилось в состоянии повышенной боевой готовности. Это вопрос о переводе ядерных вооружений – ракет, ядерных боезарядов – из состояния оперативной готовности в состояние оперативного хранения, - отметила г-жа Евтодьева, отвечая на вопрос о том, что нужно сделать сегодня, чтобы не допустить ядерной войны в будущем. – Такие договоренности могли бы быть заключены между Индией и Пакистаном, в российско-американских отношениях они тоже могли бы быть достигнуты. Но это дело долгих переговоров и нашего будущего.
«Необходимо снижать риск непреднамеренной ядерной войны, нанесения ядерного удара по ошибке, по неправильной интерпретации данных системы предупреждения ракетного нападения. Нужно продлевать время на принятие решения о применении ядерного оружия. Большую опасность также представляет то, что в современных военных доктринах и других стратегических документах ряда ядерных стран появились формулировки о возможности первого удара. Необходимо, чтобы ядерные государства, может быть, под давлением не ядерных стран солидарно отказывались от таких формулировок в своих военных доктринах».
Нужно ли продлевать СНВ-III?
«В нынешних обстоятельствах наилучшей опцией было бы действительно продлить СНВ-III по нескольким причинам. Во-первых, остаётся очень мало времени на то, чтобы разработать новый договор, тем более что следовало бы, чтобы он учитывал новые системы вооружений, например, гиперзвуковые системы. На проработку всех этих сложных вопросов остаётся не так много времени, учитывая, что приближаются выборы в США, а в 21-м году у нас будут выборы в Госдуму.
Во-вторых, то, что предлагалось в качестве варианта и самим Трампом и администрацией Трампа о том, что Китай должен быть привлечён к переговорам и участвовать в новом соглашении по стратегическим вооружениям. Эта трехсторонняя модель, как мне кажется, очень сложна, тем более что очень трудно предложить что-либо Китаю для того, чтобы он согласился на такие переговоры. То есть это тоже, наверное, такой вариант переговорного процесса, который может быть только отложен на лучшее будущее.
И третий важный момент. Мы помним, что предстоит конференция в 20-м году по ДНЯО. И естественно, учитывая то, что в рамках ДНЯО ядерным государствам следует вести переговоры по дальнейшему сокращению ядерных вооружений, от нас просто ждут, что будут предприняты какие-то шаги в плане если не дальнейшего сокращения, то хотя бы сохранения этого договора. Это, наверное, самый простой и беспроигрышный вариант в нынешней ситуации», - отметила г-жа Евтодьева.
Г-жа Евтодьева также отвечает на другие вопросы, касающиеся аспектов международной безопасности, контроля над вооружениями и ситуации вокруг Ирана.
- Почему сегодня страх ядерной войны меньше, чем во времена непосредственно после создания ядерной бомбы?
- Как вы оцениваете развитие событий вокруг иранской ядерной программы? Насколько Иран в данный момент близок к созданию ядерного оружия?