Единое информационное образовательное пространство НИЯУ МИФИ. Первоочередные направления работ по развитию концепции НИЯУ МИФИ

20 октября 2010

Перед  Национальным исследовательским ядерным университетом (НИЯУ МИФИ) была поставлена задача «стать мощным кластером в области ядерного образования, полностью удовлетворить потребности Росатома в подготовке кадров.

НИЯУ МИФИ должен стать серьезным игроком на мировом рынке образовательных услуг в области ядерных технологий, обеспечивающим «под ключ» кадровое сопровождение международных проектов»[1]

До 2020 г. требуется обеспечить обучение специалистов в количестве 3,5 – 3,9 тысяч человек ежегодно[2]. Сегодня на предприятиях Росатома 43% сотрудников имеют высшее образование, чего нет ни в одной другой отрасли отечественной промышленности. Сохранится ли в среднесрочной перспективе эта цифра? Например, только для ОАО «Концерн Росэнергоатом» суммарная потребность в сотрудниках на период до 2020 года с учётом ввода новых АЭС и выбытия персонала составляет более 40 тысяч человек2.  Отдельно стоит вопрос о подготовке нового поколения специалистов для выполнения ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года», предполагающей концентрацию усилий на создании реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом. 

Сегодня сохранение и передача ядерных знаний в России - не локальная, узкоспециальная проблема атомной отрасли, а глобальная задача государственного уровня,  так как ее решение - залог энергетической безопасности страны в будущем. От её решения зависит судьба страны. 

Решение проблемы преемственности в подготовке кадров осложняется рядом факторов. Первая и самая общая причина - демографический провал. Резко сокращается количество выпускников российских  школ: в 2009 г. их число составляло 1 034 000 человек, а в 2010 г. - 878 000 человек. Кроме того, падает уровень подготовки школьников по естественным наукам, что констатируется в многочисленных публикациях[3]. Есть и другие причины снижения эффективности подготовки специалистов: ослабление интереса школьников к техническим дисциплинам, нежелание выпускников вузов последних лет работать по специальности, старение профессиональных преподавательских кадров.

В стратегии  развития НИЯУ одним из ключевых направлений решения обозначенных выше задач должно стать создание единого информационно­го образовательного пространства НИЯУ МИФИ для своей целевой аудитории. Базовая часть этой аудитории, эффективная работа с которой определяет долгосрочный успех развития НИЯУ, - это школьники.

Хорошо понимая важность ранней профессиональной ориентации, Росатом в течение последних 2-3 лет активно создает информационные центры  по атомной энергии (ИЦАЭ). Из 11 запланированных ИЦАЭ открыто уже семь (см. http://myatom.ru/). Помимо этого, завершается работа над концепцией Центрального музея отрасли (ЦМО) -  выставки достижений атомной отрасли России, выполнен ряд работ по созданию отраслевого мемориального комплекса на базе первой в мире АЭС в г.Обнинске. 

Основные задачи ИЦАЭ и ЦМО – ведение профориентации и привлечение в отрасль молодежи, в т.ч. путем формирования положительного имиджа отрасли. Методическая  и информационная поддержка ИЦАЭ, формирование архива и учебных материалов, образцов раздаточных материалов для музея должны находиться постоянно в поле зрения НИЯУ МИФИ. 

Второй ключевой проблемой является создание учебных материалов нового поколения для студентов, аспирантов, молодых преподавателей вузов и средних технических учебных заведений, а также кадровое сопровождение международных проектов вне России, т.е. подготовка зарубежных специалистов. 

Ниже делается попытка определить первоочередные действия по решению этой задачи, максимально используя имеющиеся заделы.

Формирование исторической и образовательно-просветительской базы знаний по атомной науке и технике

Работа по формированию базы знаний проводится в г.Обнинске уже более пяти лет в основном  на инициативной основе с широким привлечением «ядерной» молодежи. Эта задача ставилась как одна из целей создания Российской ассоциации ядерной науки и образования (РАЯНО), учрежденной ИАТЭ и РНЦ «Курчатовский институт» в 2005 г. Данному проекту было дано сокращенное название «Незабудка».

Уже сегодня собранный архив материалов не имеет аналога в России. В базу знаний на данный момент входят:

фильмотека  отечественных и зарубежных исторических, учебных и научно-популярных фильмов, старых хроник,  документальных съёмок (всего более 400 единиц, 25 тематических разделов), в т. ч. из архива ядерной Библиотеки МАГАТЭ. 

- коллекция «Живая история» - видеозаписи людей, стоявших у истоков ядерной энергетики, атомного флота и космоса, ядерной медицины (более 20 часов); 

- архив веховых документов и фотографий; 

- электронная библиотека малотиражных книг по истории отрасли, старых, но не потерявших актуальности учебников, монографий, справочников, обзоров.

Авторы предлагают, используя задел и накопленный в Обнинске опыт, создать информационно-аналитический центр (ИАЦ) Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Его основными задачами должны стать консолидация и координация  работ по формированию указанной базы знаний.

База знаний (БЗ) рассматривается как фундамент для создания:

·       информационных материалов (видеофильмов, дисков, буклетов, плакатов), которые в интересной, доступной и наглядной форме популяризуют знания о базовых физических и технических принципах широкого спектра ядерных технологий, результаты, перспективы и важность их развития для обеспечения энергетической и социально-политической безопасности страны; 

·       нового поколения учебных материалов для школьников (трех возрастных групп), студентов (в том числе зарубежных), аспирантов, молодых специалистов, преподавателей  НИЯУ МИФИ; 

·       Интернет-портала, посвященного ядерному образованию. Созданы и быстро развиваются европейская (ЕNEN) и азиатская (ANENT) ядерные сети. В данном вопросе явно видно отставание нашей страны.

К ближайшим задачам можно отнести: 

a) Изучение опыта зарубежных организаций в области работы с молодежью и создания учебных пособий 

Крупнейшие ядерные корпорации мира уделяют большое внимание воспитанию молодого поколения будущих ядерщиков. На их сайтах можно легко найти разнообразные материалы, задача которых – в доступной форме рассказать юному посетителю портала о ядерной энергетике, вызвать у него живой интерес к мирному атому. Например, в США Департамент энергетики регулярно обновляет книгу «Запряженный атом». В ней наглядно и популярно рассказывается о многих аспектах атомной энергетики. Из Англии мы получили шесть изданных BNFL дисков для детей, где в игровой форме объясняется, что такое энергия, как работает атомная станция. 

Однако, как констатируется в подготовленной справке[4], на сайтах отечественных предприятий атомной отрасли подобной информации немного. Она практически отсутствует даже на Интернет-ресурсах крупных российских научных центров. 

Нами составлена аналитическая справка с перечнем материалов, которые необходимо заказать в зарубежных ядерных корпорациях. Они необходимы как аналоги и источники идей для разработки нового поколения учебных материалов.

б) Проведение в режиме видеоконференции цикла лекций ведущих специалистов ядерной отрасли

В настоящее время в ОАО «Концерн Росэнергоатом» успешно функционирует и развивается единое информационное пространство[5], в повседневную практику вошли видеоконференции со многими участниками. Еще в 2007 г. была озвучена и получила поддержку руководства концерна идея проведения в режиме видеоконференции пилотного курса из 5-7 лекций, который прочитают лучшие специалисты отрасли[6]. РАЯНО в кооперации и при поддержке  МАГАТЭ готовит серию мультимедийных лекций по курсу «Современные научно-технические проблемы развития ядерной энергетики». 

в) Продвижение образовательной программы «Школьникам об атомной энергетике»

Заслуживает поддержки и должна развиваться образовательная программа «Школьникам об атомной энергетике». Её с 2008 года в кооперации с РАЯНО реализует небольшая группа учителей средней общеобразовательной школы 793 ЮЗАО г. Москвы[7].

г)  Создание  мультимедийного курса лекций «Введение в ядерную специальность»

Работа ведется РАЯНО  совместно  с МАГАТЭ и при  его поддержке.

Старые учебные фильмы

До распада СССР вопросу использования и развития учебного кино и телевидения в школах, вузах, системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в первую очередь по общенаучным дисциплинам, уделялось очень большое внимание. По этому вопросу было принято несколько правительственных постановлений. 

В систему «Союзшколфильм», «Союзвузфильм», «Союзнаучфильм» (в разные годы они имели разные названия) входили практически все киностудии как РФ («Мосфильм», «Ленфильм», «Свердловская киностудия»), так и республик («Киевская студия научно-популярных фильмов», «Рижская киностудия» и др.).

1. Учебные фильмы для школ

В Обнинске сохранилась одна из немногих фильмотек. В ней имеется:  

- около 2000 учебных кинофильмов (16-миллиметровая пленка); 

- 1200 видеокассет (VHS) по всем предметам и классам общеобразовательной школы. 

Сегодня это богатство практически выведено из учебного процесса, так как: 

- в большинстве школ отсутствует необходимая аппаратура для показа фильмов на киноплёнках; 

- видеокассеты школам не выдаются из-за проблем с соблюдением авторских прав.

Ранее показ учебных фильмов в школах был обязательным и контролировался органами народного образования. Крайне неразумно в одночасье расстаться с формировавшейся в течение 40 лет базой для образования, в которую входят уникальные видеоархивы. Все фильмы создавались с учетом методических требований, благодаря чему учитель может легко встроить показ видеозаписи в общий ход урока. 

Как известно, МАГАТЭ уже перевело в цифровой формат все свои кинофильмы по ядерной тематике (в т.ч. учебные), что создало возможность использования их при подготовке лекционных курсов.                                                                      

 



2. Учебные фильмы для вузов и системы повышения квалификации

Менее понятна ситуация с научно-популярными фильмами и учебными фильмами для вузов. Нам не удалось найти полного перечня этих фильмов. На прямой запрос к правопреемникам указанных выше киностудий с просьбой прислать список фильмов по физике, химии и энергетике ответил только ФГУП Фильмофонд киностудии «Ленфильм». 

Некоторую информацию можно получить, анализируя электронные библиотеки вузов и колледжей, в том числе в бывших республиках СССР, файлообменники в Интернете. Мы пришли к выводу, что таких фильмов по всем областям науки и техники в 1965-1989 гг. было создано не менее 5000. Просмотр небольшой их части привел к выводу, что многие из них не потеряли ценности и сегодня.

В настоящее время нами формируются следующие разделы каталога фильмотеки для учащихся – будущих студентов:

- математика; 

- физика (механика, оптика, гидравлика, термодинамика); 

- химия; 

- биология.

Необходимы следующие действия:

- инвентаризация учебных материалов с позиций ценности для учебного процесса в сегодняшних условиях; 

- прояснение статуса указанных учебных материалов с позиции авторских прав;

- перевод отобранных материалов в цифровой формат.                                                                                                                                               

3. Виртуальный лекторий - важная составляющая единого информационно­го образовательного пространства НИЯУ

Проблемами построения системы широкодоступного дистанционного образования, в целом и развитием видеолекций в частности, давно занимаются за рубежом. Среди вузов, работающих над созданием подобных программ, одним из лидеров является Massachusetts Institute Technology  (MIT)  (http://ocw.mit.edu). 

Его проект OpenCourseWare позволяет получать доступ к материалам лекций, семинаров, лабораторных работ по множеству предметов[8]. Кроме того, предоставляется возможность ознакомиться с видеоархивом лекций по различным предметам и видеозаписями важнейших событий и лекций, проходящих в институте. Некоторые видеокурсы можно найти в студенческой сети в свободном доступе. Число лекций перешло порог 1000 и быстро растет.

Что дает виртуальный лекторий?

- студентам - помощь в планировании обучения, дополнительные учебные материалы; 

- университету - высокий уровень образовательных стандартов, стимулирующих инновации, вызывающих гордость у студентов за свой вуз; 

- факультетам - демонстрацию своих образовательных программ, улучшение механизмов привлечения студентов и преподавателей к созданию учебных материалов, расширение использования цифровых материалов в обучении, развитие сотрудничества среди профессорско-преподавательского состава; 

- преподавателям - новый способ подачи материала, отличающийся высокой зрелищностью, своеобразную  рекламу своего профессионализма. 

Опыт MIT показывает, что открытая публикация образовательных материалов не приводит к падению интереса к очному образованию. Видеолекции, выложенные на сайте, изначально не предназначены для замены диалоговой среды «студент – профессор». 

Открытые образовательные материалы увеличивают интерес к программам обучения, предоставляемым институтом, являясь тем самым маркетинговым инструментом. 

В России неоднократно подчеркивалась перспективность создания видеолекций и необходимость их реализации. Эти вопросы неоднократно поднимались на различных конференциях. Однако демонстрируемые наработки представляют собой в основном  авансные,  единичные  продукты.   

Интересен проект «Золотые лекторы МФТИ», реализация которого мотивируется следующим: 

  • Ни для кого не секрет, что даже очень хорошие лекторы стареют и, к сожалению, перестают читать лекции. Они часто оставляют свое наследие на бумаге, выпуская учебники и методички, однако тот фирменный стиль изложения, который позволял им «достучаться» до студентов, заинтересовать их, не всегда можно передать в учебных пособиях, а с годами он забывается.                                                   
  • Будущее поколение Физтеха должно иметь возможность увидеть на экране, как и какие лекции читались в их вузе. Для студентов необходимо полнее сохранить творческое наследие авторов учебников и пособий, давая тем самым возможность не только читать, но также смотреть и слушать.
  • Просмотр видеолекций способствует  более глубокому усвоению знаний студентами за счет создания еще одной формы представления материала.
  • Предварительный анализ Интернет-ресурсов позволяет констатировать, что на сайтах зарубежных университетов представлено во много раз больше учебных планов, презентаций преподавателей, методических материалов и т.д., чем имеется в наших вузах.

Ближайшими задачами являются:

(a) Принятие решения о резком форсировании работ по созданию виртуального лектория (ВЛ) НИЯУ.
(б) Создание 2-3 рабочих групп по реализации проекта, закупка оборудования, быстрое обучение молодежи методам операторской работы и монтажа видеоматериалов.
(в) Подготовка справки о том, какие видеолекции, учебные планы, презентации преподавателей, методические материалы зарубежных университетов могут представлять интерес для НИЯУ.
(г) Утверждение списка лекций, которые войдут в ВЛ, доработка силами молодежи презентаций лекторов. Соответствующая работа уже ведется в г.Обнинске. Достигнутые результаты в виде проекта были представлены на «Конкурс работ по развитию НИЯУ МИФИ».

Для реального решения задачи привлечения молодежи и подготовки высококвалифицированных современных специалистов (в т.ч. для работы за рубежом) необходимо перейти от слов к делу формирования образовательного пространства НИЯУ МИФИ.

Авторы  благодарны А. А. Золотухиной за помощь в подготовке данного материала.

 


[1]Михаил Стриханов: Путь, с которого не свернуть (интервью для сайта Росатома, 12.07.2010)
[2]Кадры: резерв главного командования («Страна Росатом», № 12, сентябрь 2010
[3] В качестве примера процитируем газету «Известия»: «Дошло до того, что восьмиклассники не могут разделить дроби.  <…> По прогнозам, уже к 2012 году в Петербурге будет реально ощущаться серьезный дефицит не только специалистов по IT-технологиям, но и биохимиков, физиков, математиков». («Разделить бы дроби», 26.01.2010).
[5] Огромная заслуга в этом безвременно ушедшего от нас Б.В. Антонова.