Atomic-Energy.ru

Вопросы государственного мониторинга состояния недр обсудили на круглом столе в рамках VIII Всероссийского съезда геологов

18 ноября 2016
На фото слева направо: первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология» М.Л. Глинский, начальник Управления геологических основ, науки и информатики Федерального агентства по недропользованию А.М. Лыгин, генеральный директор ФГБУ «Гидроспецгеология» А.А. Анненков и заместитель генерального директора – директор Центра ГМСН ФГБУ «Гидроспецгеология» С.В. Спектор

27 октября в московском Экспоцентре прошел круглый стол «Государственный мониторинг состояния недр и региональные гидрогеологические работы», организованный ФГБУ «Гидроспецгеология» в рамках работы VIII Всероссийского съезда геологов. Ведущими круглого стола стали начальник Управления геологических основ, науки и информатики Федерального агентства по недропользованию Алексей Лыгин и заслуженный геолог РФ, генеральный директор ФГБУ «Гидроспецгеология» Анатолий Анненков.

Более ста участников из ведущих научных институтов страны и производственных геологических предприятий обсуждали результаты государственного мониторинга, актуальные проблемы гидрогеологии, искали решения и строили планы на будущее. 18 докладчиков рассказали о государственном мониторинге состояния недр на территории России, в частности, на территории Сибирского и Уральского федеральных округов, Арктической зоны, эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Отдельное внимание было уделено правовому регулированию, теме гидрогеологического районирования и стратификации, вопросам оценки эндогенных и экзогенных геологических процессов, а также проблемам мониторинга состояния недр прибрежно-шельфовых зон и на месторождениях подземных вод.   

На прошлом съезде в 2012 году были даны правовые, методические и практические предложения по улучшению работы Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) по всем направлениям деятельности. Роснедра объединяет много предприятий и определяет основную политику, связанную с лицензированием, недропользованием, геологическим изучением, в том числе с мониторингом геологической среды. Алексей Лыгин, начальник Управления геологических основ, науки и информатики Федерального агентства по недропользованию, так прокомментировал работу круглого стола:  

«Восьмой съезд геологов готовился 4 года. Тема сегодняшнего круглого стола, посвященного государственному мониторингу, сформирована по тем заявкам, которые мы получили от предприятий, и охватывает федеральный, региональный и объектовый уровни работ. Освещается подход к изучению геологической среды на территории Российской Федерации. Представлено много интересных докладов с решениями задач природопользования и недропользования на конкретных объектах, в том числе и на объектах Госкорпорации «Росатом», которые исторически ведет «Гидроспецгеология». Учреждение подает очень хорошие и интересные результаты, направленные, с одной стороны, на улучшение работы предприятий атомной промышленности, а с другой стороны, на максимальное снижение негативного фактора, который может быть проявлен в процессе эксплуатации объекта и использовании ядерных материалов, в том числе отходов. Живущее вокруг ядерных объектов население должно жить спокойно и знать настоящую информацию о влиянии производства на окружающую среду. Поэтому ФГБУ «Гидроспецгеология» осуществляет контроль за природной обстановкой, которая непосредственно связана с экологическими процессами и формирует функциональную базу для того, чтобы население могло чувствовать себя защищенным и уверенным, что негативное влияние, которое оказывает предприятие, является не таким большим, и они могут спать спокойно и в дальнейшем не волноваться за судьбу своих детей».   

Открыл заседание круглого стола заместитель генерального директора - директор Центра государственного мониторинга состояния недр (ГМСН) и региональных работ ФГБУ «Гидроспецгеология» Сергей Спектор. Он рассказал об  основных результатах государственного мониторинга состояния недр территории Российской Федерации. Задачах, проблемах и путях и решения.

Докладчик сообщил, что государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) осуществляется в соответствии с законодательством о недрах и является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 ГМСН является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки, анализа информации с целью оценки состояния недр и прогноза его изменений под влиянием природных и техногенных факторов.

Целевым назначением ГМСН является обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан Российской Федерации достоверной и актуальной информацией о состоянии недр и его изменении под влиянием природных и техногенных факторов.

Ведение ГМСН территории Российской Федерации осуществляется в рамках трех подсистем: мониторинга подземных вод, подсистема мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов.

В рамках мониторинга подземных вод осуществляются наблюдения за уровнями (напорами) и химическим составом подземных вод основных водоносных горизонтов, оценка изменений состояния подземных вод под влиянием природных и техногенных факторов, учет прогнозных ресурсов и разведанных запасов подземных вод, учет добычи и использования подземных вод, учет участков загрязнения подземных вод, прогнозирование сезонного положения уровней грунтовых вод.

Назначение мониторинга экзогенных геологических процессов (ЭГП) заключается в обеспечении ведомств и организаций информацией о проявлениях, факторах и воздействиях ЭГП на населённые пункты и хозяйственные объекты. Такая информация необходима для управления состоянием недр, обоснования условий безопасного строительства и эксплуатации объектов и сооружений, предотвращения или минимизации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

При ведении мониторинга ЭГП решаются следующие основные задачи: ведется учёт проявлений, факторов ЭГП и их воздействий на населённые пункты и хозяйственные объекты; изучается режим ЭГП и дается оценка региональной активности и динамики отдельных проявлений ЭГП; проводится прогнозирование ЭГП и другие работы.

Подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов предназначена для оперативного контроля за изменением напряженно-деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон с целью прогноза сильных землетрясений. Подсистема одновременно является составной частью федеральной системы сейсмических наблюдений и прогноза землетрясений. В рамках подсистемы ГМСН, мониторинга геодинамических (эндогенных) процессов изучаются вариации тектоно-напряженного состояния горных пород, динамика развития процессов, свойства горных пород; влияние процессов на окружающую природную среду по комплексу гидрогеологических, сейсмологических и деформационных показателей.

Докладчик обратил внимание на то, что вся информационная продукция ГМСН публикуется на сайте Центра ГМСН ФГБУ «Гидроспецгеология» www.geomonitoring.ru.

В завершении выступления докладчик отметил основные направления развития системы ГМСН, среди которых особо отличаются актуализация нормативно-правового обеспечения ГМСН, создание карт основных водоносных горизонтов территории Российской Федерации на основе разработанной карты гидрогеологического районирования и унифицированных схем гидрогеологической стратификации. Также важным направлением является создание ежегодно обновляемых карт состояния подземных вод на основе карт основных водоносных горизонтов и карт опасностей для регионов с высокой пораженностью ЭГП. Докладчик отметил, что необходимы модернизация средств измерения, передачи и накопления данных ГМСН на основе разработанной единой интегрированной информационной системы автоматизированного сбора и телеметрической передачи информации, а также совершенствование методики прогнозирования состояния недр.

На фото слева направо: Директор Центра ОМСН Андрей Глаголев и первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология» М.Л. Глинский

Первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология» Марк Глинский и Директор Центра ОМСН Андрей Глаголев представили доклад «Мониторинг состояния недр в контуре Госкорпорации «Росатом». Цели, задачи и пути их решения».

«Госкорпорация «Росатом» является не только недропользователем, но и, в основном, «недропачкателем». Важно отметить, что Госкорпорация с пониманием относится к нашей инициативе проводить модельно ориентированный мониторинг, который бы заканчивался практическими выводами и действиями. Данные мониторинга являются научно-геологической основой проведения многих мероприятий по Федеральной целевой программе, направленной на обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Гидроспецгеология очень серьезно относится как к государственному мониторингу, так и к практической работе на земле»,

- отметил Марк Глинский.

Андрей Глаголев рассказал участникам, что в 2008 году Госкорпорация приняла стратегическое решение создать отраслевую систему объектного мониторинга состояния недр (ОМСН) на 55 основных предприятиях, входящих в структуру Росатома. Гидроспецгеология стала исполнителем, так как к этому моменту организация накопила достаточный опыт работ на объектах атомной отрасли.

В частности, в 1950-1975 годах Гидроспецгеология проводила гидрогеологическое обоснование и сооружение подземных частей полигонов захоронения жидких радиоактивных и промышленных отходов в глубоких геологических комплексах на СХК, ГХК и др. объектах. На полигонах испытания ядерного оружия на архипелаге Новая Земля и вблизи Семипалатинска осуществляла инженерно-геологические изыскания, разрабатывала и внедряла методики отбора проб радиоактивных продуктов из центральных зон ядерных взрывов, проведенных на большой глубине в скальных породах. В 1975-2008 годах Гидроспецгеология создавала сеть режимных гидрогеологических наблюдений, оценивала геолого-гидрогеологические условия и загрязнения подземных вод в районе наиболее значимых предприятий отрасли. С 2008 года организация развивает и поддерживает ОМСН на предприятиях Госкорпорации «Росатом».

Целью объектного мониторинга состояния недр является информационное обеспечение управляющих решений для снижения влиянии ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО) предприятий на недра.

Одна из основных задач заключается в формировании единого методологического подхода. Так, приказы Госкорпорации и ряд разработанных Гидроспецгеологией нормативных и методических документов позволили организовать работу по ОМСН в едином методическом русле.

Другой важной задачей является обеспечение достоверности прогнозных оценок. Задача выполнена за счет рассмотрения на научно-технических советах 276 отчетов по объектам предприятий Росатома, оказания методической помощи в составлении 40 объектовых программ ОМСН, выполнении обследований состояния наблюдательных сетей на 55 предприятиях, а также разработки рекомендаций по развитию и реконструкции сети ОМСН на этих предприятиях.

Третья задача заключается в эффективной работе с населением и СМИ. В рамках этого направления опубликовано 15 статей в реферативных журналах и 27 интервью в центральных российских газетах и отраслевых изданиях, представлено 38 докладов на различных конференциях и форумах-диалогах, принято участие в общественных слушаниях по КЧХК, Нижегородской АЭС, Нижне-Канскому пункту захоронения РАО, пункту захоронения РАО в Ленинградской области, пункту захоронения РАО в пос. Водный. Кроме того, при содействии Департамента коммуникаций Росатома в 2010-2012 годах опубликованы две монографии, посвященные методике проведения и результатам мониторинга на объектах Госкорпорации. Монографии стали пособием при проведении ОМСН на предприятиях атомной отрасли.

Хронология формирования ОМСН представлена на рисунке.

Рост числа предприятий Госкорпорации «Росатом», включенных в систему ОМСН за период 2010-2015 гг.

Основными результатами создания ОМСН стали обследование 3767 скважин на 55 предприятиях и создание новых или реконструирование систем наблюдения на 20 предприятиях. Также была создана аналитическая информационная система (АИС) ОМСН, включающая 55 абонентских пунктов и базу данных, размещенную на центральном сервере головного подразделения ФГБУ «Гидроспецгеология». База данных АИС ОМСН содержит более 100 тысяч замеров показателей, характеризующих состояние грунтов, поверхностных и подземных вод на участках размещения ЯРОО и прилегающей территории.

Важным результатом стали разработки концептуальных гидрогеологических моделей для 31 предприятия, геофильтрационных и геомиграционных моделей для 19 предприятий и постоянно действующих моделей для 11 предприятий.

Далее докладчик рассказал об основных результатах работ, достигнутых в рамках Федеральной целевой программы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, действовавшей с 2008 по 2015 год (ФЦП ЯРБ-1).

На ФГУП «ПО «Маяк» результатом ОМСН были обоснованы работы по выводу из эксплуатации и консервации водоема Карачай, известного как самое большое хранилище жидких радиоактивных отходов в мире. Также обоснованы работы по укреплению замыкающей плотины Теченского каскада водоемов.

Для АО «КЧХК» обоснованы проектные решения по консервации восьми хранилищ радиоактивных отходов, расположенных на промышленной площадке предприятия. Обоснована консервация секции 1 хвостохранилища для ПАО «НЗХК».

Результаты мониторинга также использовались при решении задач вывода из эксплуатации объектов Госкорпорации, таких как корпус Б (АО «ВНИИНМ»), хранилище 227 (АО «ГНЦ РФ - ФЭИ»), ПУГР АВ-2, АВ-2 (ФГУП «ПО «Маяк»).

Одной из задач ФЦП ЯРБ-1 было повышение безопасности ядерно и радиационно опасных объектов. Так, с использованием данных мониторинга были обоснованы технические решения по предотвращению выхода загрязнения за границы промышленной площадки на ДВЦ «ДальРАО» (Фокино), мероприятия по консервации хвостохранилица в пос. Водный (Республика Коми) и вопросы водоснабжения ПАО «ППГХО».

Работы Гидроспецгеологии по мониторингу также были использованы при разработке регламента по организации и проведению реабилитации объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях.

Важнейшим инструментом ОМСН является математическое моделирование, задачи которого состоят в эпигнозных расчетах (воспроизведение на математической модели гидрогеологических условий на участке размещения ЯРОО за весь период его эксплуатации), прогнозных расчетах воздействия ЯРОО на грунты, грунтовые и поверхностные воды, а также в обосновании оптимизации сети ОМСН и условий безопасной эксплуатации ЯРОО и, при необходимости, проведения реабилитационных мероприятий.

Подводя итог выступления, Андрей Глаголев отметил, что отраслевая система ОМСН создана и используется как важный инструмент обоснования управленческих решений по снижению влияния ЯРОО на состояния недр при обеспечении безопасной эксплуатации объектов и выводе их из эксплуатации.

В комментарии Марк Глинский пояснил, как устроена работа «Гидроспецгеологии» с Росатомом и Роснедрами:

«Наши взаимоотношения с Госкорпорацией «Росатом» основаны на соглашении между Росатомом и Роснедрами. То есть мы находимся, как и положено, в прямом административном подчинении перед Роснедрами и ведем их политику. В части мониторинга политика заключается в том, чтобы наблюдать за состоянием недр, включая состояние подземных вод. Данный мониторинг является частью государственного экологического мониторинга.

Существуют более 140 законов, курирующих государственный мониторинг, проводником в жизнь которых является Роснедра. Инструментом этого проводника являемся мы - Гидроспецгеология.

Когда-то Сергею Владиленовичу Кириенко, который так блестяще возглавлял отрасль в течение длительного времени, при первом же контакте я сказал, что мы работаем в организации (Роснедра), которая занимается государственным мониторингом. В тоже время в соответствии с Постановлением Правительства, Политбюро и ЦК КПСС в своё время мы оказывали содействие в изучении недр на горно-добывающих предприятиях и предприятиях по испытанию ядерного оружия. И поэтому поставить настоящий мониторинг по нужным методикам - это наше святое дело. Кириенко согласился заказать у нас работу. Далее мы подписали соглашение и стали работать.

В настоящее время действует Федеральная целевая программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности до 2030 года, стоящая сотни миллиардов рублей и в которую также вложено всё то, что дает нам геомониторинг. Это конкретная и востребованная вещь для жизни. Существуют государственная политика по мониторингу, политика предприятия, а также политика крупных B2B-сообществ. Наш мониторинг и взаимодействие с Госкорпорацией «Росатом» относится к сфере политики крупных B2B-сообществ с целью охраны окружающей среды».     

В завершении ведущий круглого стола Алексей Лыгин подвел итоги:

«Мы заслушали все доклады, которые были представлены. Много интересных сообщений о проведении мониторинга на федеральном, региональном и объектовом уровнях, в частности о мониторинге подземных вод, эндогенных и экзогенных процессов, шельфовых и арктических зон. Мы понимаем, что денежных средств, которые мы бы хотели получить, мы никогда не получим. И мы должны доказать, что мониторинг идет на воспроизводство минерально-сырьевой базы и на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в таких местах, где проходят опасные геологические процессы и где имеются проблемы с нашей геологической средой. Что-то практически изменить мы не можем в геологическом развитии тех или иных регионов, но изучать, прогнозировать и давать предложения - это основная задача мониторинга. И без ведения мониторинга на таких объектах мы не получим той оперативной информации, которая позволяет принимать дальнейшие управленческие решения».