Atomic-Energy.ru

Законодательное обеспечение развития атомной отрасли

5 июня 2009

26 мая в «Экспоцентре» в рамках Международного форума «Атомэкспо 2009» состоялся круглый стол, посвященный законодательному обеспечению развития атомной отрасли в современных условиях.

С вступительным словом к участникам мероприятия обратился заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, руководитель секции Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли Константин Зайцев.

Он напомнил, что в нынешних условиях атомная отрасль к 2030 году должна производить четверть электроэнергии в стране. Однако, по его словам, «масштабное развитие атомной энергетики невозможно без эффективного законодательного сопровождения». В дальнейшем совершенствовании нуждается целый ряд аспектов законодательного обеспечения ядерной энергетики. Прежде всего, это финансовые гарантии крупномасштабного развития атомной энергетики, решение вопроса обеспечения гражданской ответственности за причинение ядерного ущерба, юридические аспекты обращения с ОЯТ и РАО.

В своем докладе заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Татьяна Ельфимова отметила, что за последние годы атомная отрасль немного освободилась от тесных рамок устаревших законов, и это сразу же привело к настоящему прорыву.

В 2006-2007 годах были приняты очень важные решения, касающиеся регулирования деятельности атомной отрасли и приведения ее в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Наиболее полезным, и даже судьбоносным для атомной промышленности и, в частности, ГК «Росатом», стал закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акции Российской Федерации».

После этого, по словам Ельфимовой, фактически началась новая эра в развитии отрасли. Доход ГК «Росатом» возрос на 40%, и к тому же, за прошлый год выработано рекордное количество электроэнергии на атомных электростанций.

Вскоре после того, как удалось внести принципиальные изменения в закон «Об использовании атомной энергии», были сделаны важные шаги к выводу предприя-тий отрасли на мировой рынок.

Запущены и эффективно выполняются амбициозные проекты атомной отрасли 2006-2008 года. Среди них - долгосрочная программа ГК «Росатом» на 2009-2015 годы с суммарным финансированием более 2 триллионов рублей, а также широкомасштабные проекты строительства новых АЭС.

И при этом ясно, что останавливаться на достигнутом еще рано. Тем более, что дальнейшая работа госкорпорации определяется эффективностью правовой и нормативной базы. И эта база, разумеется, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

Директор Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК "Росатом" - Александр Агапов

 

По словам директора Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом» Александра Агапова, наше время требует изменений принятой системы разрешительного режима.

Агапов отметил, что все международные организации, имеющие дело с атомной энергией, исповедуют принцип, объявленный МАГАТЭ:

«Структура и ресурсы режима регулирования должны быть установлены таким образом, чтобы они соответствовали потенциальной величине и характеру контролируемой опасности».

Если мы признаем это правило справедливым, то разумно сделать так, чтобы и в нашей стране широко принятую сейчас в РФ жесткую систему лицензирования проходили только ядерные объекты. Предприятиям отрасли, имеющим дело со сравнительно небольшим количеством РВ и РАО, достаточно неукоснительно выполнять санитарно-эпидемиологические требования. То же касается транспортирующих организаций – они обязаны строго следовать инструкции, и этого достаточно.

По мнению Агапова, одна из самых важных задач отрасли – решение проблемы обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом и вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии.

Однако при этом пока не созданы необходимые организационно-правовые механизмы экономически эффективного обращения с РАО и ОЯТ, сопровождающие как текущую хозяйственную деятельность, так и решение давних отложенных проблем.

 

Ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН - Ольга Супатаева

 

По словам ведущего научного сотрудника Института государства и права РАН Ольги Супатаевой, деятельность первого и одного из самых важных в стране предприятий атомной отрасли ПО «Маяк» также до сих пор не до конца законодательно отрегулирована. Эту ситуацию давно пора изменить, несмотря на то, что проблемы социальной защиты населения и реабилитации загрязненной территории успешно решаются с помощью разнообразных современных нормативов, и в том числе федеральной целевой программы по ядерной и радиационной безопасности.

Неотложного пересмотра требуют ряд постановлений начала девяностых, которые распространяется на промышленные водоемы ПО «Маяк», и в том числе – на Теченский каскад водоемов. На сегодняшний день оно не соответствует современному законодательству, тем более, что срок действия этого документа истекает уже в 2010 году. Вероятно, ситуацию могло бы спасти срочное принятие закона «Об обращении с радиоактивными отходами».

Так или иначе, для обновления современного законодательства в области атомной энергии требуются совместные усилия как специалистов в области атомной энергетики, так и юристов. По мнению Татьяны Ельфимовой, все еще «достаточно сложно выделить общий концепт, общую идею, поскольку, сталкиваясь с нашими законами, мы каждый раз сталкиваемся с некоторыми терминами, некоторыми определениями, которые требуют полного переоформления, полного переосмысления».

Согласно выработанным на заседаниям рекомендациям, ГК «Росатом» предстоит «сосредоточить значительные ресурсы и усилия на создании новой «технологической платформы» атомной отрасли.

Татьяна Ельфимова рекомендовала участникам заседания построить дерево цели в законодательной базе и доработать терминологию. Она сформулировала три главные задачи комиссии «Росатома» по законопроектной деятельности: добиться безопасного функционирования атомной отрасли, обеспечить ее развитие и при этом придерживаться геополитических интересов страны. «Эти задачи должны быть выполнены, а цели – достигнуты», - подчеркнула Ельфимова.

В целях совершенствования законодательного обеспечения развития атомной отрасли в современных условиях участники заседания рекомендовали Комитету Государственной Думы по энергетике обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:

1. Ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».

2. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:

  • «Об обращении с отработавшим ядерным топливом»;
  • «О ядерных установках военного назначения» ;
  • «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты в области использовании атомной энергии»;
  • «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности»;
  • «О статусе и безопасном использовании объектов, подвергшихся радиационному загрязнению в результате деятельности ФГУП «ПО «Маяк».

3. Органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и ГК «Росатом» образовать в срок до 1 июля 2009 года межведомственную рабочую группу по совершенствованию нормативного правового обеспечения государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности и разработке проектов соответствующих нормативных правовых актов.

По предложению Татьяны Ельфимовой, в ближайшее время этой группе предстоит собраться на первое организационное заседание.

Полностью с рекомендациями участников круглого стола можно ознакомиться здесь.