Завершен вывоз низкообогащенного отработавшего ядерного топлива исследовательского реактора (НОУ ОЯТ ИР) из Румынии

27 декабря 2012

23 декабря 2012 г. успешно завершена воздушная перевозка третьей партии НОУ ОЯТ ИР из Румынии в Россию. ОТВС типа ЕК-10 российского происхождения были вывезены на переработку на ПО «Маяк» в контейнерах ТУК-19 с использованием технологии и оборудования, разработанных НПФ «Сосны» в рамках российско-американской Программы RRRFR.

Перевозка трех партий НОУ ОЯТ ИР из института IFIN-HH в 2012 году была оплачена румынской стороной в рамках выполнения обязательств российско-румынского межправсоглашения.

Загрузка НОУ ОЯТ в IFIN-HH

Это первый коммерческий ввоз ОЯТ ИР в Россию за последние годы. После распада Советского Союза ввоз ОЯТ ИР из-за рубежа практически прекратился в силу сложностей организации международных перевозок. Последние десять лет исследовательские реакторы имеют возможность отправить на переработку лишь ВОУ ОЯТ в рамках Программы RRRFR при поддержке американской стороны. При этом вывоз ОЯТ на переработку важен как для обеспечения безопасности эксплуатации исследовательских реакторов, так и для демонстрации ответственности российских предприятий за судьбу произведенных с их участием опасных материалов.

При организации вывоза ОЯТ ИР из Румынии был использован новый маршрут для перевозки опасных грузов класса 7 по Черному морю через порт Кавказ. Порожние контейнеры ТУК-19 доставлялись от ПО «Маяк» до порта Кавказ железнодорожным транспортом, затем паромом «Славянин», принадлежащим ООО «Аншип», по Черному морю до Варны, а затем автотранспортом – в IFIN-HH. В ходе работ была продемонстрирована высокая степень готовности портовых служб к работе с опасными грузами. Это позволило избежать проблем с организацией международного транзита опасных грузов при железнодорожной перевозке.

Перегрузка в паромном терминале порта Варна (Болгария)

Перевозки загруженных ОЯТ контейнеров были осуществлены с использованием самолета Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр».

Авиаперевозка

Все операции выполнялись под руководством и контролем Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности и Проектного офиса «Создание системы обращения с ОЯТ и ВЭ ЯРОО» Госкорпорации «Росатом».

Российское законодательство требует, чтобы после ввоза ОЯТ на территорию перерабатывающего предприятия экологическая обстановка в регионе не только не ухудшилась, но, за счет реализации специальных экологических программ, стала более безопасной. Доказательства общего снижения риска радиационного воздействия и повышения уровня экологической безопасности излагаются в материалах единого проекта, подготовленных уполномоченной организацией – ФГУП «ФЦЯРБ». В рамках разработки Единого проекта были проведены общественные слушания, после чего Единый проект прошел государственную экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов и экологии и Росприроднадзоре.