15 июля 2016

Академия Росатома провела уникальную деловую игру на форуме «Форсаж-2016»

Деловая игра «Саванна» - авторская разработка экспертов Академии Росатома, которая впервые была проведена на форуме «Форсаж-2016» в потоке «Производственные системы». В ее основу положен алгоритм и принципы декомпозиции целей в организации. «Саванна» моделирует работу производственного холдинга, в котором есть несколько фабрик, управляющая компания, подрядчики и главный заказчик. Название игры продиктовано основной задачей участников: им было необходимо заселить саванну уникальными животными, исходя из проекта, согласованного Заказчиком. При этом и зверей, и деревья, и постройки они создавали преимущественно из пластилина. 

 Идея создания игры принадлежит Ирине Жук, заместителю генерального директора Академии Росатома по развитию. «В 2010 году я купила книгу, в которой  пошагово описывалась технология лепки различных животных и растений.

Подробное описание, практически технологическая карта, позволяли лепить очень симпатичных животных, и мы вместе с семьей и друзьями с удовольствием лепили зверюшек. Затем я начала раздумывать над тем, что лепка фигурок могла бы лечь в основу какой-то обучающей активности, потому что благодаря очень четкой и понятной технологии получается стабильно красивый результат. Когда мы получили запрос Проектного Офиса ПСР на активность, которая учила бы принципам декомпозиции в производственной компании, идея сделать фабулой лепку животных пришла сама собой. Заниматься разработкой было интересно. Пожалуй, кроме инструкций по лепке животных и самих картинок, которые были заимствованы из книги, все остальное мы вместе с коллегами из Центра Обучения ПСР Академии придумали сами. В результате родилась необычная и творческая активность. Самым сложным было заточить игру именно на декомпозицию, а не на производство. Именно поэтому появились игровые деньги «пластибли» (пластилиновые рубли), НИИ, подрядчики и финансовая модель»,

- рассказала она.

Чтобы выполнить условия игры и заселить саванну уникальными животными согласно схеме, участникам необходимо, в первую очередь, понять зоны ответственности, целевые показатели от уровня управляющей компании до уровня цеха, временные ограничения. Для покупки материалов у них есть стартовое количество пластиблей. Игроки должны четко определить последовательность действий, разобраться в видах продукции, которые выпускают предприятия, понять, могут ли они выполнять поставленные задачи, поскольку, например, некоторые из них работали с перегрузкой, а другие, напротив, нуждались в работниках и другие нюансы.

«В игре важную роль играла матрица полномочий и ответственности: есть люди, которые отвечают за выручку, есть те, кто отвечает за затраты, за качество продукции и так далее. Руководство фабрик и управляющая компания должны декомпозировать свои задачи до уровня начальников цехов, чтобы выполнить необходимую работу. Всем вместе им предстоит прийти к итоговому результату, которого ожидает заказчик, и это еще одна цель игры: научиться взаимодействовать с ним так, чтобы понимать, что ему нужно, и находить возможность удовлетворить его потребность»,

- сказала Ирина Орлова, директор центра обучения ПСР Академии Росатома. 

В процессе игры в роли заказчика выступил Андрей Солодаев, начальник отдела управления персоналом Дирекции по ядерному оружейному комплексу Госкорпорации «Росатом». Он отметил, что «Саванна» - это лучшая из деловых игр, в которых ему приходилось участвовать.

«Здесь задействованы и элементы ПСР, и целеполагание, и декомпозиции целей. При этом я легко могу провести аналогию с Росатомом.  Каждая фабрика – это наше отдельное предприятие, и часто выходит так, что мы мало знаем о том, что делают наши коллеги, и чем они живут. Например, в игре была ситуация, когда на одном предприятии была нехватка персонала, а на другой – переизбыток. Ребятам разрешалось «перебалансировать» кадры, а мы в таких случаях зачастую начинаем искать работников на рынке, хотя могли бы задействовать своих сотрудников. Здесь есть и внешний подрядчик, который влияет на условия игры, а также возможность делать уникальный штучный товар по индивидуальному проекту. Я не случайно выступил в роли заказчика: так я могу видеть, работает ли игра, выстрелит ли она. Теперь я точно знаю, что выстрелит»,

- рассказал он. 

Мария Архипова, руководитель потока «Производственные системы» форума «Форсаж», отметила, что игра Саванна стала уникальной симуляционной игрой по декомпозиции целей.

«Готовясь к Форуму, мы долго искали готовое решение по отработке механизма декомпозиции и каскадирования целей на рынке. Предложение Академии Ростома по созданию нового продукта, который бы учел все нюансы теоретической и практической работы было, как нельзя кстати. И мы не ошиблись в своем выборе»,

- отметила она.