Победу предприятию принесла номинация «Лучшая практика на рабочем месте»: высокому жюри «Маяк» презентовал свой успешный опыт наставничества для студентов, а точнее кардинально новый подход к практической подготовке студентов федерального проекта «Профессионалитет».
– Ежегодно на предприятие трудоустраивается свыше 300 новых работников, – отметила заместитель генерального директора по управлению персоналом Ирина Дорогина. – Более половины из них – это выпускники и молодежь до 35 лет. На сегодня взят курс на омоложение коллектива. Однако тут встает дилемма: рынок труда требует новых подходов к обучению специалистов. Образование не успевает за требованиями работодателей, выпускникам не хватает практических навыков. Но и производство зачастую не готово вплотную участвовать в подготовке выпускников, требуется существенный пересмотр взаимодействия между работодателями и образованием.
Понимая эти разрывы, в 2021 году при поддержке Госкорпорации «Росатом» ПО «Маяк» вошло в федеральный проект «Профессионалитет» и выступило опорным работодателем для двух озерских кластеров по направлению «Атомная отрасль» – ОзТК и ОТИ НИЯУ МИФИ. Цель – всестороннее участие (в том числе финансовое) в подготовке выпускников под задачи предприятия.
Для студентов-практикантов на «Маяке» разработали уникальную модель наставничества, предусматривающую организацию производственной практики ребят уже с первого курса, индивидуальные программы практики и адаптационные курсы, а также спецподготовку и принципиально новые роли наставников – эксперт, инструктор, куратор.
В ходе летней проектной сессии 2023 года новая модель была опробована. «Маяк» организовал студентам полное погружение в профессию: больше месяца ребята находились на реальном производстве и выполняли реальные рабочие задачи. Как показала ежедневная обратная связь от наставников и студентов, первый опыт оказался удачным.
«В ближайших планах – ежегодная практика на ПО «Маяк» свыше 500 студентов под руководством 700 наставников», – отметили специалисты НR-службы предприятия, которые сегодня централизованно курируют весь процесс наставничества для студентов.
Организация работы такого большого количества пар «наставник-наставляемый» требует серьезных усилий от службы управления персоналом, поэтому на «Маяке» пересмотрели подход к наставничеству.
– Наставник в нашем понимании не должен быть многоруким Шивой, – пояснила начальник отдела оценки и развития персонала Наталья Востротина. – Кому-то больше удается передавать навыки на кончиках пальцев, а кому-то выстраивать модели компетенций выпускников, оценивать эффективность программ обучения. Наставники на «Маяке» проходят внутренний отбор, включающий рекомендации руководителя, анализ компетентности и softskills, а также обучение по специализированным программам. Таким образом, на выходе мы имеем пул подготовленных специалистов, которые очень качественно и осознанно подходят к своей роли наставника.
Апробация новой модели наставничества оказалась весьма успешной: студенты смогли оценить свой выбор профессии, почувствовать себя частью Росатома, увидеть рабочие места.