Научные работы 18 августа 2010

Образовательная программа "Школьникам об атомной энергетике в действии"

В ближайшие десять лет в России планируется активно развивать атомную энергетику и построить 30-32 ядерных реактора. Об этом заявил председатель Правительства РФ Владимир Путин в ходе “прямой линии” с жителями России, состоявшейся 3 декабря 2009 года. В перспективе атомная отрасль должна стать ведущей в энергетической системе нашей страны, таким образом будет устранена необходимость сжигать ценнейшие нефть и газ ради получения электроэнергии. Ядерные технологии развиваются и в других направлениях – так, например, планируется разработать пилотируемый космический корабль, работающий на энергии ядра. Следовательно, педагогам необходимо уже сегодня уделять большое внимание как ориентации школьников на инженерные специальности, так и формированию у учеников положительного отношения к атомной отрасли.

В нашей школе уже второй год реализуется образовательная программа “Школьникам об атомной энергетике”. Ее основная цель – объяснить детям на доступном уровне, что такое ядерная энергетика и почему ее необходимо развивать. Проект осуществляется под эгидой Российской ассоциации ядерной науки и образования (РАЯНО), при непосредственной поддержке заместителя директора по информационным ресурсам РАЯНО А.И.Воропаева.

Хотелось бы подробнее остановиться на описании той части работы над проектом, которая проходит в начальной школе. Считается, что такая сложная тема, как ядерная физика и инженерия – привилегия старшеклассников. Однако, например, во Франции, где атомная отрасль является ведущей в энергетике страны, уже в детском саду начинают знакомить малышей с методами получения электричества.

Учащимся начальной школы легче, чем старшеклассникам, привить положительное отношение к атомной отрасли, поскольку их сознание еще не отягощено различными предрассудками. Однако готовить и проводить занятия с младшеклассниками непросто: надо продумать образные и доступные описания для сложных терминов, подготовить яркие иллюстрации, продумать ролевые игры.

В прошлом учебном году ученики 1 “Б” изучали понятия атома и атомной энергии, получили общее представление о ядерной энергетике. Итогом обучения стал спектакль “Знает каждый первоклассник: мирный атом – это классно!”. Основной темой занятий этого года для второго класса стало изучение устройства и принципов работы атомной электростанции и знакомство с профессиями сотрудников АЭС.

Особенностью реализации данной образовательной программы является то, что класс-проектант не совсем обычен. Это коррекционный класс, что, естественно, порождает дополнительные трудности в обучении достаточно сложной терминологии, вызывает необходимость сделать учебный процесс максимально доступным. Для осуществления принципа наглядности обучения был нарисован красочный плакат, на котором без лишних подробностей было изображено устройство атомной электростанции.

Рисунок 1
(по материалам Образовательного сайта по атомной энергетике)

Руководствуясь этим плакатом, дети с помощью педагога смастерили из конструктора ЛЕГО ядерный реактор, турбину, генератор, вышку электропередачи и другие составные части и соединили их в макет АЭС.

Рисунок 2

Таким образом, помимо решения основной образовательной цели, были достигнуты попутные задачи – в ходе работы у детей развивалась мелкая моторика и формировались навыки макетирования.

Изучение профессий работников атомной электростанции проходило в форме ролевой игры – в процессе постановки спектакля в стихах “Мы расскажем про АЭС” (Приложение 1). Написанная в виде конкурса о профессиях, пьеса подводит к самому главному выводу, который делают как участники спектакля, так и зритель: “Главное – быть образованным человеком, умеющим работать в коллективе, любящим свою работу и уважающим другие профессии”.

Следует добавить, что после 1,5 лет работы с детьми 2 “Б” класс не узнать: это хорошо мотивированные, дружные, ответственные ученики. Они поверили в себя, в то, что их достижения в учебе ценят педагоги, в их работе заинтересованы окружающие.

Перед нами, учителями, стоит еще много нерешенных задач. Но мы верим, что они будут выполнены, так как реализуемая в нашей школе просветительская программа “Школьникам – об атомной энергетике” создает прекрасные условия для формирования личности ребенка, его гражданского самосознания, пробуждает у детей интерес к инженерным специальностям, что даст стране молодое поколение физиков-ядерщиков.