Эксперты о заседании и семинаре КЭГ МАГАТЭ «Экономика обращения с ОЯТ: переработка и непосредственная изоляция»

10 октября 2011
Захарчев Анатолий Александрович

6-7 октября в Швеции состоялось 25 пленарное заседание  КЭГ МАГАТЭ и семинар КЭГ МАГАТЭ «Экономика обращения с ОЯТ: переработка и непосредственная изоляция». В данном мероприятии приняли участие представители Швеции, Норвегии, Италии, Соединенных Штатов, Японии и других стран-участниц Глобального договора. Главой российской делегации был директор проектного офиса по утилизации атомных подводных лодок ГК «Росатом» Анатолий Захарчев.

Пьетро Паолуччи, глава отдела экспортного контроля Министерства экономического развития Италии:

Я являюсь человеком, который управляет этим проектом со стороны итальянского правительства. Мы в министерстве рассматриваем этот проект как первый опыт совместного сотрудничества. Мы считаем этот опыт очень важным.

Я считаю итальянско-российское сотрудничество очень успешным. И я имею в виду на только своевременное выполнение проектов. Это двусторонне сотрудничество обязательно должно вписываться в рамки международного сотрудничества.

Сегодня много говорилось о решениях, принятых большой восьмеркой. Наше сотрудничество должно стать неотъемлемой частью большого международного сотрудничества. И дело в том, что наше сотрудничество также необходимо увязать с международными юридическими документами.

В данном случае я говорю о том, что вся деятельность направлена на снижение количества оружия массового уничтожения для того, чтобы не допустить распространения радиоактивных материалов, для того, чтобы территории, по которым мы работаем, стали чище и безопаснее для всего мира.

Карло Таларико, заместитель директора Управления по сотрудничеству с Россией компании UGP (Италия):

На сегодняшний день мы полностью удовлетворены тем, как развивается российско-итальянское сотрудничество в этой отрасли. Мы приняли участие в утилизации пяти атомных подводных лодок. Также мы построили специальный корабль, который помогает перевозить ядерные отходы и отработанное ядерное топливо – «Россита». В то же время мы планируем модернизировать систему физической защиты двух заводов – это «Нерпа»  и «Звездочка».

В ближайшем будущем мы собираемся подписать контракт на создание и строительство новых контейнеров для перевозки отработавшего ядерного топлива с подводных лодок класса «Альфа». Далее мы собираемся финансировать строительство понтона, который будет необходим для выгрузки и перегрузки одно- и трехотсечных реакторных отсеков.

Наверное, самым сложным и ответственным в нашем сотрудничестве является работа в губе Андреева. Мы должны спроектировать  и построить хранилище, в которых будет производиться утилизация ядерных отходов.

Хочу еще отметить, что за последние годы у нас установились очень хорошие отношения с российскими организациями и исследовательскими институтами, с которыми мы сотрудничаем. У нас не было никаких проблем, и мы не ожидаем никаких моментов, которые могли бы повлиять на скорость нашей работы.

Я очень надеюсь, что мы будем продолжать работать также успешно как сейчас, и что в будущем мы сможем сказать, что все планы, которые были намечены на совместную работу России и Италии, выполнены.

Анатолий Захарчев, директор проектного офиса по утилизации атомных подводных лодок ГК «Росатом»:

Главным итогом является завершение подпрограммы комплексной утилизации атомных подводных лодок, которая была рассчитана с 2005 по 2010 год, и которая, как признала военно-промышленная комиссия, успешно решена. То есть, не все, конечно, успели до конца завершить с учетом финансовых проблем и трудностей, но в целом программа выполнена и признана выполненной успешно. И была принята новая программа на период до 2020 года. Самое главное из достигнутого – это то, что задача освобождения министерства обороны от несвойственных ему функций по содержанию кораблей, выведенных из боевого состава, решена. На сегодняшний день на Северо-Западе нет выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, которые находятся в базах ВМФ. Все они или утилизированы, или находятся в стадии утилизации.

С тех лодок, которые остались, было выгружено отработанное ядерное топливо, и сейчас они не несут никакой радиационной опасности для окружающей среды, населения, поэтому главной задачей новой федеральной программы будет вывоз выгруженного с АПЛ отработанного ядерного топлива, которое находится сейчас на Дальнем востоке и в губе Андреева. Эта задача перенесена в новую федеральную целевую программу.

Российская сторона могла бы решить эту проблему самостоятельно, но учитывая, что международная общественность настроена ликвидировать ядерное наследие как можно быстрее, за 10 лет, потребовалось дополнительное финансирование с развитием инфраструктуры. Если бы решали самостоятельно, все бы это растянулось на гораздо более длинные сроки.  Что касается технологий утилизации атомных подводных лодок, все они разработаны в наших конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах. И комиссариат по атомной энергии Франции, к примеру, только проводит аналитику наших вариантов обращения с топливом, с кораблями в целях безопасности проведения операций. А так все это, конечно, за нашими учеными. И вот эти альфакорабли по выгрузке топлива с жидкометаллическими реакторами – это в чистом виде разработка наших институтов.

Сейчас перед нами стоит целый ряд задач. Во-первых, не допустить накопления атомных подводных лодок, которые будут выводиться по истечению срока эксплуатации. Чтобы они не стояли, не ждали, а сразу уходили на выгрузку и утилизацию. И второе – главная задача этой подпрограммы – зачистить все бывшие технические базы Военно-Морского флота от топлива и радиоактивных отходов до «коричневой лужайки». То есть чтобы можно было безопасно по этой земле ходить и в дальнейшем сделать их пригодными к другому использованию.

В концепции госкорпорации «Росатом» прописано завершить все это к 2025 году. Речь идет обо всех площадках. Если мы в 2014 году начнем активный вывоз отработавшего ядерного топлива, я думаю, что за 5-6 лет мы его вывезем, а дальше все будем зачищать от радиоактивных отходов, как жидких, так и твердых. Единственное, что по концепции, создаваемая сейчас инфраструктура в принципе, должна быть утилизирована. Все должно быть потом зачищено. Задача стоит – до 2025 года завершить полную зачистку всей территории.