28 февраля 2012

Транспортные упаковочные комплекты для радиоактивных материалов: нормативные требования

Atomic-Energy.ru
Погрузка контейнера в грузовой отсек самолета

Российские Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04) созданы в 2004 году. В соответствии с мировой практикой, они разработаны с учетом Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов SТ-1 МАГАТЭ (1996 год) и предписывают требования безопасности не ниже, чем указано в правилах агентства.

НП-053-04 устанавливают требования при транспортировании радиоактивных материалов всеми видами транспорта и обязательны для исполнения всеми организациями независимо от формы собственности. Правила устанавливают требования к операциям и условиям, которые связаны с перемещением радиоактивного материала и составляют этот процесс. К ним относятся:

  • проектирование, изготовление, обслуживание и ремонт транспортного упаковочного комплекта (ТУК);
  • подготовка, загрузка, отправка и перевозка, включая временное (транзитное) хранение груза радиоактивных материалов;
  • приемка и разгрузка в конечном пункте назначения груза радиоактивных материалов.

В зависимости от количества и степени опасности транспортируемого радиоактивного материала к конструкции ТУК предъявляются определенные требования с учетом последующих условий перевозки – обычных, нормальных и аварийных. Обычные условия – это перевозка без аварий и каких-либо происшествий; нормальные – транспортирование с незначительными происшествиями, например, с падением упаковки с незначительной (менее 1 м) высоты, ударами о различные препятствия при погрузке или выгрузке. Аварийные условия подразумевают более серьезные происшествия, в частности, падение упаковки со значительной высоты на жесткое основание, затопление на значительной глубине, попадание в очаг пожара.

Наиболее высокие требования предъявляются к конструкции ТУК, которые предназначены для перевозки значительных количеств наиболее опасных радиоактивных материалов. При авариях радиоактивное содержимое должно удерживаться внутри таких ТУК – в определенных пределах, установленных правилами.

Прежде чем транспортный упаковочный комплект будет допущен к применению, его опытный образец должен пройти испытания, имитирующие нормальные или аварийные условия перевозки. Испытания для нормальных условий включают:

  • удар о жесткое основание при свободном падении с высоты, определенной в зависимости от массы упаковки;
  • штабелирование, при котором образец подвергается сжатию в течение 24 ч. с усилием, равным пятикратной массе упаковки;
  • испытание на глубину разрушения в результате падения на образец с высоты 1 м прочного, как правило, металлического стрежня массой 6 кг.

Каждому из этих испытаний должно предшествовать обрызгивание образца водой в течение 2 ч. (с определенной интенсивностью подачи воды). Это существенно снижает механическую прочность упаковок, изготовленных из влагопоглощающих материалов.

Испытания, имитирующие аварийные условия перевозки, включают испытания на механические повреждения, погружение в воду и тепловые испытания. Испытания на механические повреждения заключаются в падении образца на твердую, прочную поверхность с высоты не менее 9 м от самой нижней точки образца, а также на металлический штырь диаметром 15 см и высотой 20 см (высота падения – не менее 1 м от предполагаемой точки удара). При этом выбирают такое положение образца, чтобы при падении он получил максимальные повреждения, которые впоследствии приведут к максимальным повреждениям при тепловых испытаниях. При таких испытаниях образец ТУК помещается в очаг горения углеводородного топлива в воздушной среде, температура пламени которого составляет минимум 800°С, не меньше, чем на 30 мин. При испытаниях на погружение в воду образец в течение 8 ч. должен находиться под действием столба воды высотой не менее 15 м.

Упаковки, которые допускаются для перевозки воздушным транспортом, проходят усложненные испытания для аварийных условий перевозки. Так, образец должен падать на штырь высотой 3 м и находиться в очаге горения 60 мин. Но самое главное дополнительное испытание – столкновение с твердой, прочной мишенью на скорости не менее 90 м/сек., причем так, чтобы образцу были нанесены максимальные повреждения.

Если после всех испытаний ТУК не обеспечивает удержание радиоактивного содержимого в определенных пределах, установленных правилами, его конструкция признается не отвечающей требованиям. Такой транспортный упаковочный комплект не может быть соответствующим образом сертифицирован и не допускается к использованию.

В НП-053-04 устанавливаются также требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при всех указанных условиях перевозки, по организации радиационного контроля транспортных средств, транспортных упаковочных комплектов и персонала, участвующего в перевозках. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов применяются совместно с правилами перевозки опасных грузов, действующими на конкретном виде транспорта.

Автор

Уланов Сергей Александрович
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору