В России готовятся два закона, которые дадут вторую жизнь отработавшему ядерному топливу и помогут избавиться от радиационно опасных объектов.
В прошлом номере «Страны Росатом» мы подробно остановились на создании государственной системы по обращению с радиоактивными отходами. Но в этой сфере существуют ещё два ключевых направления: обращение с отработавшим ядерным топливом и вывод из эксплуатации радиационно опасных объектов.
ОТХОДЫ ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА
Основой государственной системы по обращению с ОЯТ станет федеральный закон. Над его проектом сейчас работают специалисты госкорпорации. Как ожидается, пакет документов поступит на рассмотрение в Думу до конца текущего года.
Напомним, почему были разделены понятия РАО и ОЯТ. Радиоактивные отходы — это отходы в чистом виде, они подлежат обязательному захоронению. А отработавшее ядерное топливо — сырьё, которое в дальнейшем можно и нужно использовать. Поэтому для него создаётся собственная система.
Как известно, отработавшее ядерное топливо на 95% состоит из урана и плутония, которые в чистом виде в природе не встречаются. Из оксидов урана и плутония производится МОКС-топливо. Его применение в реакторах на быстрых нейтронах позволит внедрить технологию замкнутого ядерного топливного цикла.
А что такое освоение технологии ЗЯТЦ? Это фактически неисчерпаемая ресурсная база. Потому что для создания МОКС-топлива нужен уран 238, которого в руде в 100 раз больше чем 235 го изотопа. Необходимость в обогащении вообще отпадает. Кроме того, превращение ОЯТ в новое топливо значительно снижает объём РАО. Насколько именно? Ответ зависит от технологических цепочек ЗЯТЦ, от того, как их выстроят: будут ли возвращаться в реактор минорные актиниды, будут ли таблетки заменены вибротопливом и т. д.
В любом случае ОЯТ — ценный материал, который ждёт своего часа. До последнего времени бремя расходов по хранению и обращению с ОЯТ несло на себе государство. Теперь Росатом стремится стать успешной глобальной коммерческой компанией. А для правильного выстраивания бизнеса надо определить, кто будет оплачивать обращение с отработавшим ядерным топливом, в чьей собственности будут продукты его переработки и кто в итоге получит доход от реализации.
Урегулирование этих вопросов будет происходить в рамках единой государственной системы по обращению с ядерным топливом. Разрабатывается и обосновывается её технико-экономическая модель. Понятно, что производители ОЯТ должны оплатить весь цикл хранения и регенерации этих ядерных материалов. Средства значительные, и от того, какими будут стоимостные показатели, напрямую зависит эффективность и жизнеспособность будущего механизма.
Основной замысел федерального закона заключается в следующем. После его принятия будет создан единый центр ответственности за безопасное обращение с ОЯТ. Новая структура либо получит статус национального оператора — по аналогии с законом о РАО, либо эти обязанности возьмёт на себя какая-нибудь многопрофильная уполномоченная организация, имеющая лицензию на выполнение соответствующих работ. Кроме того, закон чётко пропишет порядок расходов и финансовых обязательств. Производители должны будут оплачивать полный цикл по обращению с ОЯТ, перечисляя средства в специальный фонд ещё до выгрузки топлива из реактора. Таким образом формируется механизм стимулирования, который и послужит материальной основой для развития бизнеса в этой сфере. В конечном счёте, система по обращению с ОЯТ будет способствовать укреплению режима нераспространения на всех этапах — от регистрации образования ядерных материалов до их превращения в топливо для быстрых реакторов.
Проект предусматривает новую классификацию отработавшего ядерного топлива. Первично оно будет делиться на типовое и нетиповое (дефектное), а типовое, в свою очередь, — на кондиционное и некондиционное, например аварийные сборки. Закон ограничит сроки и объёмы хранения — надо будет вовремя передавать ОЯТ уполномоченной организации. Начиная с 2015 года предприятия должны вывозить больше отработавшего топлива, чем у них вновь образуется.
БУКЕТ ИННОВАЦИЙ
Росатом купил немецкую компанию Nukem Technologies, которая специализируется на РАО и ОЯТ и имеет в арсенале самые передовые технологии. Основным инфраструктурным объектом по обращению с ОЯТ станет Горно-химический комбинат (Железногорск, Красноярский край). Строительство там сухого хранилища завершится в ближайшие месяцы. На ГХК будет создан опытно-демонстрационный центр (ОДЦ) по испытанию новых технологий, который должен быть запущен до конца 2015 года. Пока закончена проектная подготовка, но уже сейчас можно сказать, что это будет один из лучших в мире центров по переработке ОЯТ — правда, пока не промышленный, производительностью 300–400 т в год.
В ОДЦ воплощён целый ряд уникальных инновационных решений. Например, внутри технологической цепочки будут перерабатываться абсолютно все жидкие отходы — загрязнённые или условно загрязнённые. Ничего подобного в мире нет. Ещё одно преимущество — цена вопроса. Благодаря применению новых технологий удастся снизить себестоимость переработки ОЯТ примерно до 9 тыс. рублей за килограмм, что чуть ли не в 2,5 раза ниже, чем у французов, которые в этом деле считаются большими специалистами.
Есть и строительные инновации — здание практически не будет терять тепло. Обычно нагретый воздух идёт в трубу, так действуют все системы вентиляции на предприятиях. По проекту в новом центре тепло почти полностью утилизируется и температура на выходе будет очень низкая.
ЗДЕСЬ ПОКА НЕТ КОНКУРЕНТОВ
Ещё один законопроект касается РАОО — радиационно опасных объектов. Сам факт начала работы над таким документом можно назвать знаковым событием. Во первых, в отрасли понимают, что пора прекратить накапливать такие объекты. У нас остановлены, но не выведены из эксплуатации четыре атомных энергоблока, более десятка уран-графитовых реакторов наработчиков оружейного плутония, другие объекты общим числом около 100 единиц. Теперь нужно их утилизировать и заниматься реабилитацией территорий. Ну, а во вторых, с обретением нового опыта Росатом может заметно опередить конкурентов на мировой арене. Как считают эксперты, в ближайшие 10–15 лет сформируется рынок вывода из эксплуатации энергоблоков первой массовой волны сооружения. На этом рынке можно и нужно зарабатывать средства на развитие отрасли.
Наша газета сообщала, что на Сибирском химическом комбинате в Северске открылся ОДЦ по выводу из эксплуатации уран-графитовых реакторов. Он и подобные ему центры займутся отслужившими своё ВВЭР, исследовательскими реакторами, а также другими радиационно опасными объектами.
Одновременно создаётся информационная система, отслеживающая радиационно опасные объекты на всём их жизненном цикле. Пока иной раз случается так, что объект надо выводить из эксплуатации, а часть документации утеряна. Утилизировать нельзя, пока всё надлежащим образом не оформлено. Приходится бумаги восстанавливать, а это лишние траты времени и денег.
Все наработки и замыслы в 2011 году оформятся в проект федерального закона, который послужит основой для единой государственной системы. Три государственные системы — по обращению с РАО, ОЯТ и выводу из эксплуатации ядерных объектов, должны быть запущены до конца 2015 года. К этому сроку появятся основные элементы инфраструктуры ЯРБ. К 2025 году необходимо решить все острые проблемы ядерного наследия. А к 2035 году планируется создать пункт окончательного захоронения высокоактивных отходов и наладить промышленную переработку ОЯТ.
Михаил ПОЛУНИН,
для «Страны РОСАТОМ»