9 августа 2018

Проведена уникальная операция по транспортировке плавтехбазы на утилизацию

Nuclear-Submarine-Decommissioning.ru

Одно из основных событий нынешнего года – транспортировка на утилизацию судна атомного технологического обслуживания ПМ-124. В своё время плавучая техническая база обеспечивала перезарядку реакторов атомных подводных лодок, но к настоящему моменту проектный срок её службы давно истёк.

В течение длительного времени плавтехбаза находилась в отстое на заводе «Звёздочка» в Северодвинске и по техническим причинам не могла быть доставлена с помощью буксира. Около 10 лет «Росатом» искал решение задачи по её транспортировке на утилизацию на предприятие СЗЦ «СевРАО» в Мурманской области.

В 2016 году был введён в эксплуатацию плавучий док «Итарус», изготовленный Италией в рамках международной программы «Глобальное партнёрство». Ранее док-понтон транспортировал трехотсечные блоки утилизированных АПЛ в Сайда-губу. Перевозка судна ПМ-124 – первая уникальная операция, реализованная с помощью «Итаруса». В середине июля нынешнего года плавтехбаза была доставлена на стапельную плиту для разделки.

Сложность задачи состояла в том, что судно ПМ-124 по габаритам не могло быть размещено в «Итарусе», поэтому нужно было его поднять и обрезать до нужных размеров, сделать герметичным перед спуском на воду и только затем перевезти.

Операцию, подобной сложности которой ранее не было, прокомментировал руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев:

«Переговоры, связанные с решением этой задачи, длились почти 10 лет, и цена операции постоянно возрастала. Но наконец эта задача выполнена – мы удалили с территории Архангельской области ещё один радиационно-опасный объект и в настоящий момент, находясь на стапельной плите, он никакой опасности для населения не представляет. В период до 2019 года будут изготовлены специальные упаковки, в которых плавтехбаза будет размещена на длительное хранение.

Проведённая операция показала, что «Итарус», который изготовила для нас Италия, имеет большие возможности, в том числе и для затопленных объектов. На такое расстояние этот док-понтон ещё не ходил, но мы предусматривали такую возможность. Кроме того, к настоящему моменту персонал СЗЦ «СевРАО» полностью освоил управление этим объектом. Мы получили самостоятельность в своих технических операциях и можем теперь экономить больше средств, позволив не привлекать более габаритные доки, которые в таких условиях являются избыточными», – заявил Анатолий Захарчев.

По его словам, затраты бюджетных средств в результате использования «Итаруса» сократились в 4 раза по сравнению с ранее использовавшимися техническими решениями.

Плавучая техническая база ПМ-124 (использовалось также название ПТБ-1) – головное судно проекта 326. ПТБ спущена на воду 6 июля 1960 года. В период с 1974 года по 1975 год на Северном машиностроительном предприятии проходила ремонт и модернизацию по проекту 326М. Входила в состав 412-го плавучего судоремонтного завода перезарядки реакторов в Северодвинске, базирующегося на акватории МП «Звездочка». Срок службы ПМ-124 вышел в 1985 году. Согласно «Совместному решению о порядке использования плавучих технических баз перезарядки реакторов проекта 326М для выгрузки активных зон реакторов АПЛ, выведенных из состава ВМФ» срок службы плавтехбазы был продлен до 2005 года. До последнего времени использовалась как хранилище твёрдых и жидких радиоактивных отходов, перегрузочного оборудования. В 2008 году в процессе подготовки судна к утилизации высокоактивное содержимое хранилищ было выгружено.