ТОРы, ТОРы, ТОРы... Раньше эта аббревиатура означала лишь зенитный ракетный комплекс. А теперь под ней скрываются территории опережающего развития. Журналисты "Уралинформбюро" отправились в Новоуральск, чтобы выяснить у главы города Владимира Машкова, что такое ТОР и что это даст атомному муниципалитету и его жителям.
Сходу заехать в город нельзя – как у любого ЗАТО, тут есть КПП. Гостям города пропуска надо оформлять за четыре дня до приезда. Для журналистов "Уралинформбюро" делают исключение, поскольку встречает лично мэр. Владимир Машков динамичен, чем сильно похож на свой город – Новоуральск разносторонен и самодостаточен. Мы заезжаем на объекты, общаемся с людьми. При виде мэра новоуральцы улыбаются – и тот отвечает им тем же. Мы приехали в Новоуральск продолжить разговор, начатый с Машковым на "ИННОПРОМе-2015", где он был у журналистов нарасхват.
Мэр утверждает, что инновации для города - не пустой звук. На одном из перекрестков стоят уникальные светофоры с ветряками – сразу вспоминается Европа, которая любит "зарядиться" на энергии ветра. Пару таких светофоров на тестирование передал Уральский электрохимический комбинат: их проверят и запустят в серию на градообразующем предприятии.
"Почему ЗАТО стали звучать? Да потому что город работает во всех смыслах. По многим проектам – индустриальным и инновационным, – отвечает на наш вопрос Машков. – Это связано с решениями президента по закрытым городам – они стали инновационными зонами и входят в территории опережающего развития. Это не только нас, конечно, касается. Я был в Озерске, Снежинске, Пензе-19 – мы постоянно встречаемся, у нас ассоциация глав ЗАТО". "Росатом" - динамичная и креативная корпорация во главе с Сергеем Кириенко. Это он первым начал пробивать программы социально-экономического развития. Нам сначала предлагали войти в поддержку моногородов, но нам это не подходит. Нам так и сказали – вы разве Пикалево?". "Ну, а когда Трутнев стал министром по делам Дальнего Востока, он предложил создать закон о территориях опережающего развития. Чтобы были созданы условия для привлечения инвестиций. По этому закону как минимум на пять лет обнуление по налогам. Нас туда включили, Путин дал добро. Но включили с отложенной датой – с 2018 года. Потом Кириенко снова встретился с президентом, нас поддержали депутаты Госдумы Петров и Язев, и включили в ТОР уже с 2016 года. После чего все процессы пошли динамично. "Росатом" заказал концепцию ТОР для Новоуральска и Лесного. До конца сентября она и проект постановления правительства РФ должны быть готовы. "Росатом" безвозмездно передаст ее нам, мы - региону. Вот таков процесс".
Важный нюанс: не Новоуральск входит в ТОР, а конкретные инвестиционные площадки. Они уже заявлены – это десятки тысяч квадратных метров на Уральском электрохимическом комбинате, индустриальный парк по губернаторской программе, ООО "Завод Медсинтез", который уже работает по закону о технопарках. Также рассматривается площадка агропромпарка на базе бывшей фермы "Росатома". Там уже есть инвесторы, которые на "ИННОПРОМе-2015" вели переговоры.
"Совершенно правильное государственное решение", – резюмирует идею ТОРа Владимир Машков. Между тем Новоуральск реально занимается ребрендингом. Мэр согласен с писателем Алексеем Ивановым, который размышлял на тему идентичности: бренд можно придумать и даже раскрутить, но если он не связан с идентичностью, то лопнет, как мыльный пузырь. "Второй год подряд в отличие от многих муниципалитетов Свердловской области мы участвуем в "ИННОПРОМе". Ведро урана помните? – Машков вновь возвращает нас на недавнюю выставку в Екатеринбурге. - Оно не просто так возникло. У нас есть байка или народная примета: если вы идете по городу и встретили женщину с ведром урана, то у вас с этой минуты начнется процесс обогащения. Ребята из архитектурной академии сделали маленькое ведерко, которое стало сувениром, а потом попало на титановую стелу в виду буквы "U". Если бы Кушва поставила ведро – не поняли бы, а у нас все ясно – атомный город, мы дали уран для первой советской атомной бомбы. Ну, а сейчас занимаемся мирным атомом – вот наша идентичность. Ну и конечно, наш хор пенсионеров, который на программе Малахова спел про чумачечую весну...". Двигаясь в машине мэра по городу, мы оказываемся в детской стране чудес. Это – муниципальный комбинат №15, который больше похож на сказочный замок. Тут и интерактивные полы, и чудо-планшетник, на котором дети рисуют стилусом, и даже намагниченные стены. Хорошо в плане безопасности – острых кнопок не требуется… Недавно тут был губернатор Евгений Куйвашев. Он впечатлился настолько, что захотел привезти в замок Владимира Путина. "Президент любит такие объекты",
– соглашается Машков. За окнами замка стройка – две очереди нового коттеджного поселка. Как говорит мэр, от специалистов комбината появился запрос на жилье такого уровня. Интересуемся – о чем просят люди, когда он пешком идет на работу. "Только одно: дайте нам больше работы, остальное сделаем сами". Работа есть, и жилищное строительство в Новоуральске тому подтверждение. В отличие от городов-спутников Екатеринбурга, где работают "столичные" девелоперы, в атомном ЗАТО работают "свои". "Пробовали привлекать екатеринбуржцев, но у тех много "понтов", а работа не лучше", - поясняет мэр. Коттеджи чудесные: когда в ЗАТО приезжают москвичи, то возвращаться в шум мегаполиса уже не хотят. Но попасть в Новоуральск и обзавестись тут жильем непросто – надо иметь местную прописку или родственников. Вообще, тема ТОРов появилась, в том числе и потому, что сохранять ЗАТО в советском формате уже не нужно никому – ни властям, ни бизнес-сообществу. Привозят бизнесмены продукцию, товары в город, а пропуска ведь всем не выпишешь. Вот и приходится им свой товар перегружать у КПП. К новоуральцам приходит осознание, что нужно открываться. За нынешний "забор" держится старое поколение, молодежь хочет жить по-новому – жизнь идет вперед. Пока едем, Владимиру Николаевичу звонят журналисты из Екатеринбурга – интересуются темой продовольственной безопасности Новоуральска в контексте анонсированного прихода на Средний Урал продуктов из Чечни.
"Есть все, – говорит мэр, – молоко, рыба, мясо. Может, апельсинов и лимонов нет – их привозят из Аргентины".
Заезжаем в городской парк, и становится ясно, что у местных жителей стали появляться новые традиции. Это и конкурс скворечников, делать которые могут только отцы и сыновья, – уральский привет авторам будущего федерального Дня отца, для которого все никак не могут придумать дату. А еще Машков собирается сделать для города скамейку – такой конкурс уже объявлен. Идея есть, говорит он, и раскрывает секрет – за основу возьмут древесные корни. В Новоуральске есть все – две художественные школы (муниципальная и частная), магазин, в который интегрирован детский центр (50 миллионов рублей частных инвестиций), в планах открытие бизнес-центра. Здание для него уже подобрали, там разместят структуры, имеющие отношение к промышленности и предпринимательству, будет офис бизнес-омбудсмена. У города "четыре ноги", объясняет мэр: "Первая – промышленность, УЭХК. Ну, и спасибо Эдуарду Эргартовичу Росселю, что он поставил здесь "Медсинтез" – люди с атомного производства переходят туда, супердисциплина, технологически подучились и готовы работать. Вторая нога – это медицинское производство. Мы подписали мощнейший контракт с китайцами на "ИННОПРОМе", будем развивать направление.
Третья нога – малый и средний бизнес, в котором занято десять с половиной тысяч человек. Вот им забор мешает – они уже открыты стране, миру". Четвертая нога – бюджетная сфера. Великолепная система образования (научно-исследовательский ядерный университет – филиал МИФИ), медицины, спорта, правоохранительной системы. "Второй налогоплательщик – полк охраны комбината, зарплата лейтенанта - 40 тысяч рублей. У их части уже машины ставить некуда", – улыбается Машков. "Наша молодежь понимает, если имеешь профессию, пригодишься везде. Уезжают в Москву, за границу, а потом возвращаются. Есть у нас Ирина Помозова – участница конкурса "Мисс Екатеринбург". Уехала в Японию, вернулась в Новоуральск, основала модельное агентство. Сын живет здесь – условия потому что идеальные, а сама села в самолет, полетела – друзья по всему миру. Это - новый тип горожанина. Так же и бизнесмены. Есть у нас IT-холдинг ("АиБ" – прим.ред.), директор "свой" в Мадриде, Париже… Никто не мучается, что город закрыт – возвращаются в покой и природа красивая". С Машковым в этом трудно не согласиться. Время бежит быстро, заезжаем в мэрию "на пироги". Начитанность мэра, его знания по истории Новоуральска впечатляют. Он может бесконечно рассказывать про грозного наркома внутренних дел Лаврентия Берию – тот отвечал за создание атомной бомбы, которую делали в Новоуральске, и "отца" этой бомбы Игоря Курчатова – за глаза того звали "бородой". "Представляете, работали с шести утра и до ночи каждый день. И при этом умудрялись ходить в театр", – с уважением говорит Машков. Люстры для Театра музыки, драмы и комедии, кстати, выбил лично нарком НКВД. Он просто развернул эшелон, который вез оборудование для Новосибирского театра, и "очаг культуры" в Новоуральске заработал в намеченные сроки – в ноябре 1951 года.
Потребность горожан в социальной инфраструктуре "преемники" Берии, стоящие у руля Новоуральска, понимают прекрасно.
"У людей должно быть все – только тогда они будут оставаться в городе, им не нужно будет никуда уезжать. А у нас так и есть",
- гордится Машков. В периметре Новоуральска конноспортивное хозяйство – его бизнес-заявку можно найти на продвинутом инвестиционном портале города. Цена вопроса – 2 миллиона рублей, в хозяйстве кони, пони, верблюд и даже красавица-лама. И так по всему городу – от европейского офиса Группы компаний "АиБ", удаленно работающей с зарубежьем, до уникального детсада "Лесная сказка" для детей с ДЦП… Мы покидаем Новоуральск, чтобы вернуться в сентябре. Сюда на бизнес-форум съедутся представители порядка двадцати ЗАТО – будут советоваться, как жить и развиваться дальше. Глядишь, и "дорожная карта" по ТОР к тому времени будет готова...[/quote]