Реактор на быстрых нейтронах БН-800, новый блок Нововоронежской АЭС, начало строительства трех ледоколов и запуск атомного лихтеровоза «Северморпуть» — это одни из главных итогов 2016 года в атомной отрасли по мнению советника главы НИЦ «Курчатовский институт», члена редакционной коллегии журнала «Атомная энергия» Андрея Гагаринского.
— Если в порядке юмора, то вот, например, в Америке запустили ядерный блок, который строили 30 лет. Огромная редкость такое длительное строительство. И еще одна новость из мира энергетики на меня в минувшем году произвела впечатление: в Кении обезьяна упала в трансформатор электростанции, прошла цепочка событий, которая привела к многочасовому блэкауту всей страны. Хотя, казалось бы, малозначительное событие.
Если говорить серьезно, то в атомной энергетике, конечно, большим событием стал запуск реактора на быстрых нейтронах БН-800. Этот блок дал сохранение технологий быстрых реакторов, он создал базу для дальнейшего развития. Это достижение, и не зря так много в мире пишут и говорят об этом. Запуск блока нового поколения на Нововоронежской АЭС тоже был весьма значимым событием.
Недавно первое топливо ВВЭР-1000 с Ростовской АЭС отправилось на комбинат «Маяк» на переработку. Мы 20 лет говорили о том, что надо перерабатывать топливо ВВЭР-1000, но ничего не делалось. На «Маяке» перерабатывали только топливо ВВЭР-440, а также отработанное ядерное топливо лодочных и исследовательских реакторов.
Весьма заметно мы продвинулись в замкнутом ядерном топливном цикле – я имею в виду проект на Горно-химическом комбинате. Действительно пошел набор шагов по хвосту топливного цикла, по замыкающей части. Я помню, молодой еще был, на ученом совете где-то в Девятке (Девятый Главк Минсредмаша – теперь ВНИИНМ им. Бочвара – «Реактор») обсуждали подземную лабораторию по захоронению. Это в 1970-х годах было. Долгое время ничего кроме разговоров не происходило. А сегодня уже существует проект этой лаборатории, он прошел лицензирование.
Морской флот, конечно. То, что начали строить три ледокола, запустили лихтеровоз «Северморпуть» — единственный неледокольный атомный корабль в мире, который уже собирались резать на куски, он стоял в отстое. Но восстановили, запустили, и он работает. Отношение руководства страны к Арктике изменилось. Сейчас уже есть проект гигантского ледокола на 100 мегаватт, у него колея будет шириной 50 метров — для огромных крупнотоннажных судов.
Источник: Реакторexternal link, opens in a new tab