Уходящий 2016 год поставил точку в истории с АЭС «Белене», длившейся целое десятилетие. Болгария выплатила Росатому компенсацию за ущерб, нанесённый отказом от соглашения о строительстве этой станции. Во многом политически мотивированный, по мнению экспертов, отказ от своих обязательств обошелся Болгарии в 600 млн евро и необходимостью искать применение оборудованию, изготовленному для «Белене» в рамках этого проекта.
Болгарская "Национальная электроэнергетическая компания" (НЭК) выплатила Атомстройэкспорту компенсацию за ущерб, нанесённый отказом реализовывать соглашение о строительстве АЭС "Белене". "Поставлена окончательная точка в этом вопросе, – говорит первый заместитель главы Росатома Кирилл Комаров. – Болгария рассчиталась, и благодаря прямой субсидии, предоставленной болгарским правительством НЭК, мы получили 601 млн евро на счет Атомстройэкспорта. Таким образом, эта история закрыта. Хотя мы бы предпочли получить деньги за сделанную работу, а не за выигранные суды. Ведь если бы всё развивалось согласно достигнутым договоренностям, эта станция уже работала бы и давала электричество в национальную сеть Болгарии. Но, к сожалению, и во многом по политическим мотивам, проект был свернут".
Эта история берет своё начало в 2005 г, когда АСЭ выиграл тендр на строительство АЭС "Белене". Однако весной 2012 года Болгария решила отказаться от сооружения станции. К этому моменту российские предприятия уже изготовили первый комплект оборудования для АЭС. Росатом предъявил заказчику строительства – НЭК Болгарии иск на 1 млрд евро с требованием компенсировать стоимость уже выполненных работ, при этом большую часть исковых требований составляла стоимость уже законтрактованного оборудования.
Первые слушания по делу прошли в Арбитражном суде при Международной торговой палате в Женеве в сентябре 2014 года, а окончательный вердикт был вынесен в июне 2016 года. Суд принял решение в пользу российской стороны, постановив компенсировать АСЭ ущерб в объеме 620 млн евро, удовлетворив главные требования по оплате выполненных работ и изготовленного оборудования, а также обязав компенсировать проценты, судебные издержки и адвокатов. Отдельно была прописана ежедневная неустойка в 167 тысяч евро до пол- ного погашения всей суммы ущерба.
В результате в конце октября между АСЭ и НЭК было подписано соглашение о выплате компенсации, при этом стороны договорились, что если сумма будет выплачена до 15 декабря, АСЭ откажется от процентов. Теперь, когда долг погашен, НЭК придется компенсировать лишь расходы по хранению и техобслуживанию оборудования, произведенного для "Белене", – до тех пор, пока не найдет ему применение.
"Что касается судьбы оборудования,- которое было изготовлено, но так и не поставлено, мы договорились с болгарскими коллегами, что после завершения всех расчетов сядем и вместе подумаем, как это оборудование может быть использовано, – рассказывает Кирилл Комаров. – Оборудование в прекрасном состоянии, болгарская сторона только что провела его инспекцию. Оно может быть использовано как для реанимирования проектов в Болгарии, о чем постоянно говорят многие болгарские эксперты и политики, так и в проектах Росатома в других странах. Физически болгары могут забрать это оборудование хоть сегодня. Но предварительно они выразили желание пока оставить его у нас на хранении, платя за это какие-то разумные деньги. Но по их первому требованию оборудование будет немедленно отправлено в Болгарию».
При этом Кирилл Комаров отметил, что несмотря на возникшие разногласия по АЭС «Белене», Росатом рассматривает Болгарию как своего традиционного партнера и намерен и дальше продолжать сотрудничество в атомной сфере.
«Мы никогда не прекращали наших отношений с Болгарией. В этой стране эксплуатируется АЭС «Козлодуй», работающая по российской технологии уже 30 лет. И буквально месяц назад с помощью российских специалистов удалось обосновать продление сроков её эксплуатации ещё на 30 лет, фактически подарив ей вторую жизнь. А эта станция вырабатывает почти 40% болгарской электроэнергии. Несмотря на разногласия по «Белене» мы продолжали поставлять топливо и выполнять наши обязательства по поддержке атомной энергетики Болгарии и будем продолжать это делать и впредь. Этот пример лишний раз подчеркивает, что всё, что связано с атомной энергетикой, должно быть максимально отделено от текущей политической турбулентности, так как это слишком связано с понятием безопасности», – подчеркнул Кирилл Комаров.