Перспективы ядерного кластера Калужской области сегодня становятся все более очевидны. Несмотря на то, что эта структура создана совсем недавно, она уже приступила к активной деятельности. Сегодня в ее рамках проводятся различные встречи, конференции и собрания, главной задачей которых стала выработка пути для решения насущных вопросов, стоящих перед ядерной отраслью.
«РОСАТОМ» ПЛАНИРУЕТ ВЫЙТИ НА РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК
О предпосылках возникновения ядерного кластера Калужской области недавно рассказала заместитель генерального директора ГНЦ РФ ФЭИ Наталья Айрапетова, которая представила на заседании Городского научно-технического совета доклад «Стратегия развития ядерного кластера Калужской области и ключевые проекты».
По словам Натальи Германовны, несколько лет подряд в стране проводился технологический форсайт - формат коммуникации, позволяющий участникам договориться по поводу образа желаемого будущего в технологических сферах. Это была большая работа, обозначенная Агентством стратегических инициатив по заданию президента России Владимира ПУТИНА.
Таким образом, было сформулировано девять новых перспективных рынков, пять из которых представляют интерес для Госкорпорации «Росатом». Среди них - создание атомных станций малой мощности, вывод из эксплуатации опасных объектов и т.д., но есть здесь и неэнергетические направления - технология опреснения воды, ядерная медицина, лазерные технологии и многое другое.
При этом если раньше неэнергетические направления в структуре доходов «Росатома» играли незначительную роль, то сейчас, как отметила Наталья Айрапетова, стоит задача по наращиванию так называемого гражданского сектора.
- Сегодня рынок насыщен потребительскими товарами и стоит вопрос, чтобы выйти с каким-нибудь конкурентным продуктом. Это достаточно серьезная задача, и необходимо в первую очередь думать об экономической приемлемости той продукции, что могут предложить предприятия крупных государственных корпораций, - говорит Наталья Германовна.
Что касается «Росатома», то, по ее словам, он рассчитывает завоевать десять процентов рынка B2C, то есть бизнеса для клиентов, строящегося по принципу взаимодействия производителя с частным потребителем.
- Это означает, что Госкорпорация должна выйти на розничный рынок, и над этой задачей думают почти 300 тысяч человек, работающих в «Росатоме», - подчеркнула Айрапетова.
ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
В связи с этим назрела необходимость переориентации производства на неэнергетический сектор, что потребовало активного взаимодействия между разными учреждениями, входящими в структуру «Росатома». Такой коммуникационной площадкой как раз и стал Калужский ядерный кластер.
- Спасибо тем, кто создавал и продумывал город Обнинск, поскольку он представляет собой уже сформировавшийся ядерный кластер. Здесь находятся десять научных центров, из них четыре являются государственными. Во всей стране государственных научных центров всего чуть больше сорока, а это значит, что у нас располагается десять процентов российской науки, - заявила Наталья Германовна.
Однако проблема эффективного взаимодействия всегда была актуальна, в том числе и для обнинских институтов, поэтому создание новой ассоциации стало важным шагом для налаживания более тесных контактов.
- Как все любят шутить, раньше мы друг другу звонили только через Москву, даже если институты находились на соседних улицах, - рассказывает Айрапетова. - Так просто устроена наша вертикаль, но сегодня пришло понимание того, что необходимо искать в городе ближайших партнеров, используя в том числе и элементы человеческого доверия.
Год назад на первом Международном форуме «Города и ядерные технологии» было официально объявлено о намерении создать Калужский ядерный кластер, чему предшествовало три года переговоров со всеми заинтересованными участниками. А в этом году кластер был зарегистрирован в качестве юридического лица.
В апреле в Обнинске было проведено собрание директоров блока управления инновациями «Росатома», на котором присутствовали более 20 руководителей различных научных институтов и членов ассоциации. Результатом встречи стало создание «дорожной карты» проектов научных центров Госкорпорации, направленных на развитие кластеров Калужской области.
- Когда мы все собрались, то первым делом проанализировали, что мы, собственно, можем. Изначальный посыл был таков, что мы в ассоциации ядерными реакторами заниматься не будем, потому что вряд ли это можно назвать инновацией и требует огромного количества денег и человеческих ресурсов. Поэтому мы говорим об инновациях, что возможны в разумных для частных компаний пределах, - подчеркнула Айрапетова.
КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПОЛЬЗУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Проанализировав свои возможности, участники ядерного кластера осознали готовность действовать в самых разных сферах производства - ядерной медицине, радиоэкологии, радиохимии, сельхозрадиологии и многих других.
- Когда каждый из нас проставил плюс там, где он обладает компетенциями, то стало понятно, что мы способны покрыть практически всю «поляну» научных направлений, способных к коммерциализации, - сказала Наталья Айрапетова.
На первой стратегической сессии нового кластера были рассмотрены вопросы, касающиеся взаимодействия с ближайшими соседями, то есть с другими кластерами, не один год успешно действующими на территории региона. В первую очередь, это автомобильный, фармацевтический и транспортно-логистический кластеры.
- Мы рассматриваем все кластеры Калужской области как возможных партнеров по совместным разработкам и возможных заказчиков, - заявила Айрапетова.
Например, одним из таких совместных проектов может стать метка для узлов автомобилей, основанная на стабильных изотопах, что позволит отличить продукцию производителя от контрафакта. Скандалы, связанные с поставкой поддельных автозапчастей, сегодня происходят в самых разных странах мира. Поэтому метка на детали поможет убедиться в ее качестве и даже отследить путь доставки.
Также отличной возможностью для сотрудничества с кластером информационных технологий является такой важный элемент, как информационная безопасность.
- К счастью, «Росатом» не повелся в свое время на замену своего программного обеспечения на иностранное, и, как минимум, половина предприятий Госкорпорации работают на собственных операционных системах, которые ничуть не уступают известным западным брендам, но пока не столь широко известны в других областях, - говорит Наталья Германовна. - Однако, случись что, наши предприятия смогут предоставить интересные решения по программному обеспечению собственного производства.
Широкие перспективы открываются также и в сфере сельского хозяйства. Причем один проект уже одобрен и представляет собой технологию стерилизации сельхозпродукции для продления сроков ее хранения. Еще одно интересное направление - это цифровые теплицы. Сегодня они закупаются за границей за внушительные суммы, однако Калужский ядерный кластер может помочь сократить расходы.
- Мы готовы предложить цифровые датчики, проверенные не только временем, но и пространством, и даже космосом. Это все реально воплотить у нас в Обнинске, - говорит Наталья Айрапетова.- На первый взгляд, то, что было приемлемо в космических технологиях, наверное, не очень подходит на земле, но мы понимаем, что можно заменить некоторые детали на менее дорогие, а также здесь не обязательно добиваться такой же точности, как при управлении космическими установками.
КРАСИВЫЕ СЛОВА НАПОЛНЯЮТСЯ СМЫСЛОМ
Наталья Германовна привела много других примеров того, каких результатов можно добиться при совместной работе ядерного и остальных кластеров Калужской области, а это значит, что промышленность региона получит новый импульс развития.
Председатель обнинского Городского СобранияВладимир Викулин тоже озвучил ряд потенциально интересных для новой ассоциации направлений. В частности, это касается применения композитных материалов в ядерной отрасли.
- Керамика в реакторостроении позволила бы повысить температуру эксплуатации и эффективность. Это было бы очень привлекательное направление, поскольку на западе такого нет, - заявил Владимир Васильевич.
Наталья Айрапетова заинтересовалась предложением Викулина и пообещала обязательно его рассмотреть более внимательно. В целом же все участники ГНТС были впечатлены обозначенными перспективами, отметив, что очень важно их не только озвучить, но и воплотить в жизнь.
- Когда три года назад мы приступили к разработке стратегии, то самым первым вопросом было: входят ли в нее атомная энергетика нашего города и ядерные технологии? Тогда мы решили, что да, но не понимали, какие проекты будут за этим стоять. Но сегодня у нас есть ядерный кластер, новое видение экономики, и мы теперь понимаем, чем она будет насыщаться. Мы это тогда почувствовали интуитивно и поступили правильно, включив ядерные технологии в стратегию развития наукограда, - заключил председатель ГНТС Олег Комиссар.