В удмуртском городе Глазов запустился пилотный проект цифрового водоканала на базе разработок компании «Русатом Инфраструктурные решения». И хотя с момента старта прошло всего несколько недель, оценить перспективы показательного для России кейса можно уже сейчас.
Отрасль коммунального хозяйства нечасто балует нас историями о внедрении новых технологий. И цифровой водоканал в Глазове вполне может стать предвестником тех тектонических сдвигов, которым в скором времени суждено прокатиться по всей стране. Новый программно-аппаратный комплекс должен радикально оптимизировать всю инфраструктуру водоснабжения города как с точки зрения управления технологическими процессами, так и в плане работы сотрудников. По словам Алексея Цыплова, руководитель управления цифровизации производства «Русатом Инфраструктурные решения», команде пришлось как с нуля разрабатывать модули, специфические для коммунальных нужд, так и интегрировать ряд существующих решений из других отраслей. Например, SCADA-система для сбора технологических данных или система гидравлического моделирования, позволяющая создавать цифровой двойник реальной сети водоснабжения и просчитывать на ее примере все возможные изменения в конфигурациях. Однако пять цифровых модулей, которым предстоит непосредственно оптимизировать доставку потребителю очищенной воды, включая контроль режимов работы оборудования, обнаружение утечек и снижение объема бумажной работы сотрудников, созданы именно в стенах РИР.
От своевременного ремонта до геолокационных данных сотрудников
«Анализ балансов» наглядно показывает, сколько воды доставил водоканал и сколько получил потребитель в том или ином секторе города. Сразу понятно, где образуются утечки и каков их примерный объем. «Существуют так называемые коммерческие потери, — объясняет Цыплов. — Проще говоря, воровство. Как правило, это или незаконные врезки, или манипуляции с счетчиками. Я сейчас говорю не про Глазов, но на моем опыте были случаи, когда по 25 — 30% воды банально оказывалось украдено. Водоканал эффективно выполнял свою работу, потребитель все получал, а экономика при таком раскладе все равно рушилась».
Модуль «Анализ режимов» позволяет поддерживать оптимальный режим работы насосных станций и экономить электроэнергию. Модуль «Заявки» автоматизирует весь рутинный документооборот — от обращения отдельного гражданина и до устранения проблемы. Он охватывает и соблюдение нормативных сроков, и контроль качества. Диспетчер при этом всегда видит в онлайн-режиме, где находится та или иная бригада. К тому же, собранная здесь информация впоследствии поможет компании планировать инвестдеятельность.
«В России очень высокий износ коммунальной инфраструктуры, в среднем от 20% до 30% бюджета предприятия приходится на ремонты, — продолжает Цыплов. — Для города с населением в полмиллиона на сетях водоснабжения число технологических нарушений за год может достигать 5000. Поддерживать сеть в работоспособном состоянии — это большой производственный процесс. Аварийные журналы ведутся, как правило, в бумажном виде. А на практике такие вещи намного проще анализировать и сводить в единую картину именно в электронном виде».
Четвертый модуль, «Обходчик-контролер», с одной стороны, облегчает работу инспекторам службы сбыта, рассылая им задания и все сопутствующие детали прямо на смартфон, а с другой — транслирует их геолокационные данные на диспетчерский пульт. Деятельность любого сотрудника оказывается всегда на виду. Наконец, пятый модуль, «Центральная панель», представляет собой набор рабочих столов, отображающих любую нужную руководителю информацию и позволяющих мгновенно реагировать на возникающие проблемы. Сами создатели признают, что уникальность последнего решения лежит не столько в области технологий, сколько в общей методологии и знании реалий коммунального хозяйства.
«С новым оборудованием мы рассчитываем на серьезную экономию»
Несмотря на то, что новая система уже частично функционирует, установка оборудования будет продолжаться еще около года.
«На данный момент новая система охватывает примерно 20% водоснабжения Глазова, но потенциал виден уже сейчас, — рассказывает генеральный директор компании «Тепловодоканал» Алексей Бобырь. — В течение полутора лет у нас была своего рода пилотная зона на типовом оборудовании, которое стоит на наших насосных станциях. Все работало неплохо, потери были меньше 1%, но КПД насоса все равно оставлял желать лучшего. С новым оборудованием мы рассчитываем на серьезную экономию. Сейчас меняем насосы, ставим ЧРП, датчики, переводим диспетчеров со старого пункта на новый. По договору с РИР в Глазов приехали три инструктора, и у диспетчеров началась месячная обучающая программа. Бригады тоже осваивают новые цифровые возможности. Пока многие рутинные действия, вроде отметки в планшете в начале рабочего дня, требуют усилий, но через месяц, уверен, уже превратятся в привычку».
Помимо модулей РИР, программная часть проекта использует MasterSCADA, 1С УАТ (управление автотранспортом), «1С:Бухгалтерию», Zulu и систему ГЛОНАСС, установленную на каждом автомобиле предприятия. При выборе телеметрии остановились на оптоволоконном соединение, благо работать участникам проекта пришлось не на пустом месте. В Глазове уже существовала подобная система, проложенная администрацией города для других коммунальных нужд. Водоканалу оставалось лишь достроить недостающие участки. А поскольку питьевая вода — это стратегический объект, то к безопасности данных здесь отношение тоже особое. По сути, речь идет о четырех замкнутых системах, в которые нет доступа извне.
В перспективе водоканал хочет внедрить и искусственный интеллект, который поможет обрабатывать массивы данных. По заверениям Бобыря, большинство процессов в коммунальном хозяйстве — стандартные, и это поможет ускорить принятие решений. Проще говоря, главный инженер не будет искать варианты решения той или иной проблемы, а выберет уже из готовых. Но, как подчеркивает Алексей, решение всегда будет принимать оператор-человек, и он же будет нести за него ответственность.
Разработка и внедрение системы «Цифровой водоканал» реализуется при грантовой поддержке «Российского фонда развития информационных технологий», который софинансирует проекты цифровизации промышленных предприятий. В РФРИТ текущие результаты проекта оценивают положительно. «ЖКХ — одна из самых консервативных отраслей с точки зрения информационных технологий. И конечно, создание и внедрение таких систем позволяют вывести работу предприятий водо- или теплоснабжения на качественно иной уровень», — отметил генеральный директор РФРИТ Александр Павлов.
Глазов как испытательный полигон для всей отрасли
Глазов стал пилотный проектом для системы «Цифровой водоканал», и, как признают наши собеседники, опробованные здесь решения теоретически можно применить в любом городе постсоветского пространства.
«Водоканалы в стране более-менее стандартные, — подтверждает Бобырь. — Все строились практически одновременно и на основе примерно одинаковых технологий. Решения, которые мы пробуем в Глазове, наверное, можно перенести в другие регионы. Тем более, у нас тут сразу два источника воды — подземный и поверхностный, и мы нарабатываем опыт сразу для двух направлений. Все упирается в разную степень готовности к информатизации».
Впрочем, наши собеседники уверены в том, что через несколько лет их путем вынуждено будет пойти большинство. Причина как всегда кроется в экономике. Как и положено в регулируемой отрасли, размер платы граждан здесь утверждается государством. А значит, возможности для оптимизации лежат прежде всего в области уменьшения себестоимости. Цифровизация же как раз позволяет относительно быстро получать ощутимые результаты.
«По опыту Удмуртской Республики могу сказать, что, когда в 2009 году внедряли 261 Федеральный закон об энергосбережении, система ЖКХ в первую очередь отреагировала на решения с окупаемостью в 6-7 месяцев, — вспоминает Алексей. — За год контракты на установку ЧРП-насосов заключили почти 80% малых водоканалов. Приезжаешь в какой-нибудь деревню, а там скважина работает, можно сказать, по последнему слову техники. С цифровизацией будет также. Ирония еще и в том, что рядовой сотрудник нашего предприятия уже давным-давно цифровизован. Он много пользуется интернетом, заказывает себе товары из Европы через смартфон. Но люди привыкают работать определенным способом, настороженность к переменам заложена в человеческой природе».
ЖКХ может стать высокотехнологичной отраслью
Не в последнюю очередь наших собеседников заботит и улучшение имиджа отрасли, повышение ее привлекательности в глазах потенциальных работников.
«В коммуналку исторически плохо идут кадры, — объясняет Алексей Цыплов. — Зарплаты невысокие, технологии не самые передовые. Молодой специалист после университета пришел работать, а ему дают, условно, бумажный журнал для заполнения и счеты. В случае с цифровизацией уровень оборудования и порядок задач вполне может мотивировать. А если инспектор начнет к вам приходить с планшетом, все электронно заполнять, а проблемы будут потом решаться, вы постепенно начнете думать о ЖКХ, как о высокотехнологичной отрасли. Пусть она пока и сопротивляется как может, мы будем стараться. Знаете, когда в токийском метро когда-то не смогли набрать достаточное количество уборщиков, администрация снабдила имеющийся штат красивой спецодеждой и оборудованием. Пассажиры раз за разом видели, что вагоны чистят специалисты с технологиями, и отрицательное отношение ушло».
И, конечно, на водоснабжении в Глазове ничего не заканчивается. С 1 апреля в ту же инфраструктуру начнет интегрироваться и теплоснабжение города. Диспетчеры двух направлений будут в буквальном смысле работать под одной крышей. А в самой ближайшей перспективе все это должно стать частью глобальной системы «Умный город», куда будут стекаться данные и приниматься решения для всех коммунальных служб города. Кажется, чтобы почувствовать всю значимость прецедента Глазова, вовсе не обязательно быть экспертом в ЖКХ. Перед нами почти идеальный сюжет для любой новостной программы о производстве. Сами наши собеседники, впрочем, о перспективах скорой славы лишь отшучиваются: «Мы работаем хорошо, когда о нас не говорят. Обычно, если о нас говорят, значит мы сработали плохо».