STAR-NET (15) | Организации

Полное название: 
Региональная сеть «Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)»
Адрес: 

Центральный офис в Вене: STAR-NET, Schillgasse 32, Top 9, A-1210 Vienna, Austria

Региональная сеть «Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)» создана в сентябре 2015 года с целью развития, управления и сохранения ядерных знаний и обеспечения квалифицированных человеческих ресурсов в ядерной области в странах-участниках, чьи образовательные организации участвуют в данной сети, а также улучшения качества человеческих ресурсов для безопасного и стабильного использования ядерных технологий.

Задача STAR-NET состоит в том, чтобы содействовать сотрудничеству в области образования и профессиональной подготовки, работе с общественностью в сфере ядерных технологий посредством:

  • Идентификации проблем и потребностей обучения в области ядерного образования в регионе;
  • Оценки образовательных ресурсов и возможностей, доступных в регионе;
  • Сотрудничества в проектах в области ядерного образования  и в ядерных технологиях
  • Обмена информацией, учебно-методическими материалами, передовыми инструментами для образования и подготовки специалистов и работе с общественностью в области ядерных технологий
  • Разработки согласованных учебных планов с целью признания кредитов и упрощения процедуры признания документов об образовании;
  • Разработки согласованных учебных и учебно-методических материалов;
  • Содействия обмену обучающимися, преподавателями и научными сотрудниками;
  • Содействия сотрудничеству организаций, членов региональной сети STAR-NET, с другими региональными образовательными сетями;
  • Обмена передовым опытом, совместного пользования ресурсами.

Членство в сети открыто для юридических лиц (университетов, научно-исследовательских центров, промышленных предприятий, государственных организаций, вовлечённых в деятельность, связанную с образованием в области ядерных технологий) и индивидуальных лиц после одобрения Генеральной Ассамблеей. Другие организации, например, находящиеся за пределами региона или международные, могут также сотрудничать со STAR-NET как аффилированные члены.

В настоящее время сеть STAR-NET объединяет 15 университетов из восьми стран (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Польша, Россия, Узбекистан и Украина):

Полный материал...

Сеть STAR-NET эффективно сотрудничает с Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ), дополняя существующие международные инициативы, включая инициативы МАГАТЭ, и акцентируя внимание на обучении и подготовке специалистов, уделяет внимание вопросам, связанными с ядерными технологиями, образованием, подготовкой специалистов и работой со школьниками. Форматы совместной с МАГАТЭ деятельности определены Соглашением между организациями, подписанным в 2016 году.

Кроме того, региональная сеть STAR-NET использует положительный опыт уже существующих национальных и региональных образовательных сетей и сетей по распространению знаниями. Региональные образовательные сети - Азиатская сеть образования в области ядерных технологий (ANENT), Африканская сеть образования в области ядерной науки и технологий (AFRA-NEST), Европейская сеть ядерного образования (ENEN), Латиноамериканская сеть образования в области ядерных технологий (LANENT) и Региональная сеть “Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий” (STAR-NET), объединили свои усилия с национальными сетями в целях развития сотрудничества в области ядерного образования, подготовки специалистов, научно-исследовательской деятельности и работе с общественностью. 25 февраля 2021 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между этими региональными сетями и национальными образовательными группами — Британским Образовательным Консорциумом ядерных технологий (NTEC), Бельгийской сетью ядерного высшего образования (BNEN, SCK•CEN) и университетской сетью передового опыта в области ядерной инженерии (UNENE).

Основная деятельность сети STAR-NET осуществляется через тематические группы, образованные по решению Генеральной ассамблеи:

  • Группа 1: Поддержка вебсайта STAR-NET
    Университет-координатор: Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР)
  • Группа 2: Программы, Модули и Учебно-методические материалы
    Университет-координатор: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (НИЯУ МИФИ)
  • Группа 3: Координация деятельности образовательной платформы LMS STAR-NET
    Координатор: Координационная группа LMS STAR-NET
  • Группа 4: Исследовательская и научно-техническая деятельность
    Университет-координатор: Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (НГТУ)
  • Группа 5: Организация сотрудничества
    Университет-координатор: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (НИЯУ МИФИ)

В 2017 году в сотрудничестве и при поддержке МАГАТЭ была успешно развёрнута и успешно запущена в эксплуатацию образовательная платформа «STAR-NET LMS». STAR-NET LMS призвана поддерживать следующие задачи и продукты:

  • Собственные курсы и материалы STAR-NET;
  • Поддержка мероприятий STAR-NET Генассамблеи, рабочие совещания, производственные практики университетов-членов STAR-NET, и т.д.);
  • Информационные и рекламные материалы университетов;
  • Курсы, предоставляемые университетами для использования другими участниками STAR-NET;
  • Пробные курсы университетов;
  • Коллекция учебных объектов (Learning Object Repository).

В рамках деятельности тематических групп проходят учебно-методические и научные семинары STAR-NET «Образовательные технологии в высшей школе», «Научно-техническая и исследовательская деятельность в сфере ядерных технологий университетов-участников сети» и «Опыт использования обучающей платформы STAR-NET LMS». Целью семинаров является обмен опытом и лучшими практиками университетов сети.

Большой интерес вызывают стажировки студентов и преподавателей университетов-членов, организованные сетью STAR-NET в сотрудничестве с МАГАТЭ, Атоминститутом Венского технического университета и Венским международным центром ядерных компетенций (VINCC). Например, в 2018 году в Вене, Австрия  было организовано четыре учебных курса по программе «Международные подходы в разработке и безопасном использовании ядерных технологий» для студентов и преподавателей физического и химического факультетов Белорусского государственного университета (БГУ) и студентов кафедры ядерной и радиационной безопасности Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова  (МГЭИ им. А.Д. Сахарова). В общей сложности обучение прошли около 50 студентов старших курсов, которые пополняли ряды белорусских специалистов в области мирного использования ядерных технологий. Программы стажировок формировались с учётом специфики работы будущих специалистов и включали в себя технические туры, практическую работу на исследовательском реакторе TRIGA Mark-II Венского технического университета, лекции и практические занятия, проводимые ведущими экспертами и сотрудниками МАГАТЭ. Обучение поддерживалось обучающей платформой STAR-NET LMS, где размещались презентации, учебные, и справочные материалы.

С 2018 года ведущие эксперты МАГАТЭ и преподаватели НИЯУ МИФИ в рамках курса «Международное ядерное сотрудничество. Технические аспекты”, разработанного НИЯУ МИФИ, читают лекциии по актуальным вопросам международного сотрудничества в области ядерных технологий для 9 университетов из Армении, Беларуси, Казахстана, России и Украины. Курс лекций предназначен для магистров и специалистов инженерно-физических специальностей. Целью курса является изучение основных подходов, механизмов и средств международного ядерного сотрудничества, как ключевого ресурса в мирном использовании ядерной энергии. Лекции курса открыты для всех университетов-партнёров сети STAR-NET. В результате изучения курса студенты получают понятие о международной системе ядерного сотрудничества и деятельности МАГАТЭ, призванной выполнять роль ведущего мирового форума научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий. На примерах сотрудничества в разных областях показывается как результаты международного сотрудничества могут быть использованы в практической деятельности молодых специалистов, и как можно использовать ресурсы знаний, полученных из международных программ сотрудничества в ядерной области и практической деятельности. Курс поддерживается обучающей платформой STAR-NET LMS, а лекции проходят в интерактивном режиме видео конференций. Ежегодно в курсе участвуют более 100 студентов и аспирантов.

Дополнительная информация представлена на сайте:​ https://www.star-net.online/ru

Последнее обновление: 23 августа 2021

Косилов Андрей Николаевич

Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1969-1989 годах работал в МИФИ. В 1981-1982 годах прошёл стажировку в Кембриджском университете в области применения цифровых управляющих средств в ядерных технологиях. С 1989 года по 2008 год был сотрудником Департамента ядерной энергии МАГАТЭ. В настоящее время профессор НИЯУ МИФИ и исполнительный директор STAR-NET. Являлся руководителем разработки и соавтором основных документов МАГАТЭ по системам управления и защиты атомных станций, применению систематического подхода к обучению персонала атомных станций и управлению ядерными знаниями. Исполнял функции технического руководителя многих национальных и региональных курсов МАГАТЭ и проектов технической помощи. В течение восьми лет являлся директором ежегодной (с 2004 года) школы по управлению ядерными знаниями, Триест, Италия, проводимой совместно МАГАТЭ с Международным центром теоретической физики в Триесте. В 1996 – 2001 годах вёл курс “Ядерные технологии и безопасность“ в Венском техническом университете, Австрия. Основные научные интересы: управление ядерными знаниями, вопросы ядерного образования, моделирование процессов ядерно-физических установок, управление АЭС, безопасность АЭС, менеджмент АЭС, управление человеческими ресурсами, подготовка персонала АЭС. Награды и присуждённые премии: в 2001 г. награждён премией Американского ядерного общества за успехи в подготовке специалистов для атомной промышленности. Коллективный лауреат Нобелевской премии мира (2005 г. – в составе коллектива МАГАТЭ). Автор более 150 научных и учебно-методических публикаций.