Устойчивое развитие требует инновационных подходов, но к инновациям, в свою очередь, нужен системный подход. Сегодня единственным общепризнанным мировым сообществом инструментом системного подхода к оценке инноваций в атомной энергетике является методология ИНПРО. Ее возможности позволяют оценить реальное состояние этой отрасли, в частности, в сфере создания и внедрения атомных электростанций малой мощности (АСММ).
Пространство ИНПРО
Системный подход к предварительному изучению и созданию системы атомной энергетики как целостной и самодостаточной структуры обусловливается, с одной стороны, новизной объекта разработки, а с другой – высокой сложностью составляющих объектов, комплексностью их взаимодействия в материально-техническом и институциональном плане.
Учитывая такой «методологический дефицит», в 2000 году МАГАТЭ, следуя резолюции Генеральной Ассамблеи (GC(44)/RES/21), инициировало международный проект «Методология оценки инновационных ядерных реакторов и топливных циклов» (ИНПРО); ныне этот проект насчитывает 28 стран-участниц.
К настоящему времени группы специалистов разных стран под эгидой МАГАТЭ разработали практические рекомендации – документ «Методология для оценки инновационных ядерных реакторов и топливных циклов» (TECDOC-1434). Одна из ключевых установок этой методологии выражена следующим образом: «Правильно сформулированные требования формируют направление развития, а не механизм отсева того, что еще неспособно за себя постоять и, тем более, проявить».
Иерархически методология ИНПРО основана на оценке соответствия инновационной ядерной энергосистемы и связанных с ней подходов (решений) на трех уровнях: удовлетворения базовым принципам (БП), требованиям пользователя (ТП) и соответствия критериям (индикатору и пределу приемлемости).
В основе оценки лежит суждение о том, насколько данная инновация соответствует принципам устойчивого развития системы (в социальном, экономическом, экологическом и институциональном аспектах), и какой вклад она вносит в такое развитие.
Основной целью применения этой методологии является выявление достаточности или дефицита проработанности тех или иных областей функционирования объектов ядерной энергетики, без которых в рамках подходов, применяемых в конкретных рыночных условиях, невозможно создание целостной системы с необходимой инфраструктурой.
Рассматриваются области экономики, охраны окружающей среды, безопасности, обращения с отходами, нераспространения, инфраструктуры. Акценты и значимость различных групп требований не определяются – это задача отдельных регионов, государств, заинтересованных лиц и групп в соответствующих условиях и в соответствующее время.
Самые начальные шаги применения методологии показали, что взаимосвязь выбранных областей оценки для создания любого объекта настолько тесная, что ее можно символически представить в виде неразрывной цепи, где «слабое звено» не позволит протекать свободно необходимым «жизненным потокам» (рис. 1).
Рисунок 1. Области оценки по методологии ИНПРО - неразрывная цепь взяимосвязанных аспектов функционирования объектов
В атомной энергетике много интеллектуальных сил вкладывается в конкретные установки. Но как бы совершенны ни были отдельные части, они не позволяют получить идеальную систему, если в ее создание не будут вложены еще большие интеллектуальные усилия. Подход к развитию атомной энергетики, при котором создается видимость понимания, что и как нужно делать, необходимо только получить деньги и время на реализацию уже известного, убедив в этом власти и общество, – большая ошибка. Сегодня необходимо, не тратя времени, вложить максимум возможных средств и интеллектуальных усилий не в совершенствование существующих частей системы, а в выяснение, что нужно сделать, чтобы атомная энергетика стала структурой целостной в рамках полного цикла, способной к устойчивому развитию и при этом обеспечивающей устойчивость всему хозяйственному механизму.
Для создания гармоничной структуры системы атомной энергетики необходимо единство целей и средств. Если цели можно считать более или менее общепонятными и прозрачными, то в области средств еще много неясного.
Исследования инфраструктуры АСММ
Чтобы выявить риски и заранее исключить различного рода перекосы, в качестве метода комплексного анализа подходов к созданию в перспективе системы атомных станций малой мощности (АСММ) принята методология ИНПРО.
Изучение ряда работ, выполненных в разных странах по анализу инновационных ядерно-энергетических систем (ИЯЭС) с использованием методологии ИНПРО показало, что имеется довольно полная проработка пяти областей оценки из шести, за исключением инфраструктуры. Но инфраструктура – это «альфа и омега» атомных электростанций: без нее невозможно ни создание, ни функционирование, ни завершение их деятельности (см. схему).
Внимательное рассмотрение состояния инфраструктуры российской атомной отрасли показывает наличие серьезных перекосов, даже в случае такой подсистемы, как малая энергетика. Это иллюстрирует рисунок 2, где под «системным» понимается идеальный проект АСММ, удовлетворяющий всем требованиям и всесторонне проработанный. Как показано на рисунке, проекты, готовые к реализации, не имеют серьезных достижений во многих областях. Все внимание уделяется безопасности, нераспространению, воздействию на окружающую среду, но не обоснованы в достаточной мере вопросы окончательной изоляции РАО, механизмы занятия определенной экономической ниши и обеспечивающей инфраструктуры (причем проблемы экономичности также связаны с недостатками инфраструктуры).
Рисунок 2. Оценка уровня достижений в основных областях анализа по методологии ИНПРО для готовых к внедрению и перспективных АСММ
Даже беглого объективного взгляда достаточно, чтобы определить состояние инфраструктуры российской атомной энергетики и смежных отраслей, как «слабое звено» в цепи необходимых шагов по направлению к устойчивому развитию системы АСММ (рис. 3).
Рисунок 3. Соотношение достаточности современного уровня достижений по категориям "базис-надстройка" в инфраструктуре ядерной энергетики
Исследователи и ответственные лица уделяют этой области явно недостаточно внимания, вероятно, из-за широкого и разнородного спектра составляющих. В результате есть концепции экономических механизмов системы АСММ, но отсутствуют соответствующие методики. Не решены процедурные и многие другие вопросы государственно-частного партнерства. Управленческий аппарат не обладает структурой и гибкостью, необходимой для создания и внедрения инноваций.
Производственно-технологическая база продолжает деградировать. Несмотря на заявления о намерениях ее модернизации, отсутствуют конкретные финансово обеспеченные планы создания полного набора технологий производства оборудования и приборов, необходимых для комплектации блоков АСММ. А импорт может оказаться неэффективным или даже губительным для этой области по социально-экономическим и политическим причинам.
Ожидается острый недостаток квалифицированных кадров (специалистов всех уровней и рабочих), таким образом, нет оснований надеяться на должное качество производства и эксплуатации высокотехнологичного оборудования.
Все более углубляется разрыв в получении новых фундаментальных знаний, их экспериментальном обосновании и передаче в производство.
Институциональная среда: проблемы и пути решения
Если представить инфраструктуру ядерно-энергетической системы в категориях «Базис» и «Надстройка», то базисом будет являться материально-техническая часть, а надстройкой – институциональная среда, в которой будет создаваться, развиваться и функционировать система. Институциональная среда включает в себя как необходимую деловую среду, так и механизмы и структуры, осуществляющие процедурное и техническое сопровождение работ. Разработка проектов и процедуры их реализации должны быть адаптированы к специфике российской деловой среды, если проект предполагается осуществлять силами и средствами российского экономического сообщества, или же учитывать зарубежную деловую среду, если проект международный.
Нельзя сказать, что инфраструктура атомной энергетики не имела институциональной среды, достаточной для развития, но каждая эпоха требует своих, адекватных механизмов. При плановой экономике и централизованном государственном устройстве практически не требовалось экономических и даже законодательных инструментов развития этой отрасли – считалось достаточным соблюдать требования ОПБ («Общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций при проектировании, строительстве и эксплуатации») и ПБЯ («Правила ядерной безопасности атомных электростанций») и минимизировать затраты. Переход к рыночной экономике и существенное перераспределение финансовых потоков, наличие разных форм собственности и т.д. породили необычную и даже неблагоприятную для атомной энергетики среду. Сегодня эта отрасль зачастую не привлекательна для многих внешних потоков: людских, материальных, финансовых.
Из-за отсутствия благоприятной институциональной и экономической среды, позволяющей взаимодействовать участникам работ, инвесторам и прочим заинтересованным лицам, осуществление и финансирование научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности для реализации инновационных проектов часто тормозится, а порой и блокируется.
Таким образом, задача настоящего времени – найти приемлемые формы и механизмы взаимодействия государственных структур, частного бизнеса и потребителей услуг, сформировать нормативно-правовое поле, организовать структуры, контролирующие и принуждающие к соблюдению правил взаимодействия.
Эту проблему можно сформулировать как «необходимость создания новой институциональной среды и экономических механизмов для реализации проектов ядерной энергетики». Следует проводить поиск новых инвестиционных механизмов, а также нормативно-законодательного обеспечения сделок и перемещений с учетом «ядерной» составляющей атомных электростанций – как большой, так и малой мощности.