Мировой атомный ренессанс увеличивает риск распространения материалов и технологий, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия. Чтобы обеспечить интенсивное и безопасное использование ядерной энергии в ближайшем и отдаленном будущем, необходимы соответствующие барьеры для предотвращения этой угрозы.
Освоение атомной энергии для мирного использования постоянно сопровождалось вопросом, насколько опасным с точки зрения распространения ядерного оружия и технологий для его производства является передача ядерных технологий из страны в страну. Программа «Атом для мира», представленная президентом США Эйзенхауэром на генеральной ассамблее ООН в декабре 1953 года, получила неоднозначную оценку ученых и специалистов. В 1954 году советские ученые, занимавшиеся ядерными технологиями, высказывали опасение, что строительство атомных станций в различных странах увеличивает риск распространения ядерного оружия, поскольку в стране-получателе создается потенциал, который может быть использован для развертывания ядерной военной программы, еcли будет принято соответствующее политическое решение. Тем не менее, еще в политических и экономических условиях того времени было понятно, что остановить процесс освоения мирного использования атомной энергии практически невозможно.
Чтобы создать механизм контроля распространения ядерных технологий, потребовалось создание международного органа – МАГАТЭ. В уставе этой организации оговорен принцип «гарантий», в соответствии с которым страна-получатель ядерной технологии, ядерного материала или установки, способной производить «специальный расщепляющийся материал», обязана поставить под контроль МАГАТЭ все продукты, полученные в результате их использования.
ДНЯО и Дополнительный протокол
Относительно свободное в 50-60-е годы распространение ядерных технологий (по большей части исследовательских реакторов и атомных станций) приняло системный характер после вступления в силу Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1970 году. Согласно этому документу ядерные державы (США, СССР, Великобритания, Франция и Китай) взяли на себя обязательства «не распространять, не передавать, не помогать, не поощрять создание ядерного взрывного устройства». Не имеющие ядерного оружия страны-участники договора обязались «не принимать, не производить и не приобретать… ядерного взрывного устройства» и поставить под гарантии МАГАТЭ все свои ядерные материалы и установки, на которых используются такие материалы.
Однако условия ДНЯО позволяют МАГАТЭ проверять только те материалы и установки, которые заявлены государством, и это является существенным ограничением возможностей МАГАТЭ. Опыт действия договора в течение первых 25 лет (1970-1995 годы) показал как его эффективность в отношении заявленной деятельности, так и ограниченную способность обнаруживать скрытые действия (например, в Ираке). На основании этого опыта был разработан и открыт для подписания Дополнительный протокол.
В соответствии с ним полномочия агентства существенно расширяются за счет необъявленных инспекций, отбора и последующего анализа проб объектов окружающей среды, анализа спутниковой информации, экспортно-импортных операций и т.д., что дает возможность обнаружить незаявленную деятельность. Следует отметить, что эти дополнительные меры требует от агентства значительных усилий и, безусловно, совершенствования методологии и технических средств.
На настоящий момент сформировалось определение основных угроз, которым должна противостоять ядерная энергетическая система (ЯЭС) с определенным топливным циклом, с точки зрения распространения ядерных материалов и технологий или использования ее для оружейной программы. В их число входят:
– переключение ядерного материала или системы в целом на реализацию незаявленной (оружейной) программы;
– создание параллельной (скрытой) ядерной программы, используя легально полученные технологии, если страна является полноправным членом МАГАТЭ и Договора о нераспространении ядерного оружия;
– выход государства из ДНЯО, после того как удалось накопить достаточный потенциал технологий, которые могут быть использованы для реализации военной программы;
Детектор контроля – угроза ядерного терроризма.
обогатительной деятельности
Подход INPRO
Вопросу защищенности ЯЭС и сопутствующего топливного цикла уделено пристальное внимание в известных проектах, предложенных США (Global Nuclear Energy Partnership, GNEP) и Россией (проект INPRO, осуществляемый в рамках МАГАТЭ). В обеих программах нераспространение рассматривается как один из важнейших параметров ядерно-энергетических систем и циклов, наряду с ядерной безопасностью, экономикой и экологией (обращением с отходами).
В методологии INPRO оценка защищенности ЯЭС от распространения, разработанная в течение 2000-2005 годах, основана на достаточно сложной структуре, представляющей собой пирамиду, вершиной которой является базовый принцип, а основанием - набор критериев и пределов приемлемости (IAEA TECDOC 1432). Опыт применения методологии INPRO в области нераспространения участниками проекта из разных стран показал, что использование принятых на настоящий момент критериев и пределов приемлемости практически не позволяет дать достаточно четкого ответа на вопрос уровня защищенности той или иной ЯЭС от распространения. С точки зрения российских экспертов-участников проекта необходимо дальнейшее совершенствование критериев, которое позволило бы давать более четкие ответы при оценке защищенности той или иной модели ЯЭС в конкретных условиях ее использования.
Первоначальная идея, обсуждавшаяся экспертами, состояла в том, чтобы разработать такую технологию, которая сама по себе была бы полностью защищена от распространения. В процессе дискуссий пришли к единому мнению, что создать ее практически невозможно, поскольку процесс распространения обусловлен политическим решением руководства государства, и поэтому технология всегда может быть соответствующим образом изменена в угоду этому решению. Поэтому в отличие от других параметров ЯЭС, которые в максимальной степени основаны на технических параметрах системы, нераспространение основывается как на ее внутренних свойствах (ВС), так и на внешних мерах (ВМ). Это два основных барьера, которые рассматриваются при оценке защищенности ЯЭС от распространения.
Базовый принцип методологии INPRO провозглашает, что ВС и ВМ по отдельности не смогут полностью обеспечить защищенность ЯЭС от распространения и должны обязательно рассматриваться как взаимодополняющие условия.
Внутренние свойства присущи не только ядерным материалам, но системе в целом. Включение отдельных элементов (наличие источников ЯМ, чувствительных технологий по его обработке, наличие экспериментальных или пилотных установок, использующих эти технологии и т.д.) снижает уровень защищенности выбранной структуры ЯЭС от распространения.
Внешние меры – членство страны в ДНЯО, подписание и введение в действие Дополнительного протокола к этому договору – повышают уровень защищенности против первых двух угроз.
Неподписание Дополнительного протокола снижает уровень защищенности, так как существенно ограничивает возможности контроля со стороны МАГАТЭ.
Атомный ренессанс и нераспространение
Значительное количество стран заявило о планах по использованию атомной энергетики для обеспечения энергетической безопасности своей экономики и социальной стабильности. Если рассматривать соответствующую инфраструктуру, все эти государства имеют различные начальные условия, соответственно, стратегия использования атомной энергетики в этих странах будет различной. Большинство «новичков», как правило, не имеют достаточно развитой инфраструктуры, для того чтобы самостоятельно разработать стратегию использования ядерной энергии в соответствии со своими потребностями и развернуть программу создания ЯЭС с соответствующим топливным циклом. И это ставит перед мировым сообществом ряд вопросов.
Сегодня сложилась ситуация, когда чувствительными технологиями обладают как ядерные державы, где эти технологии были созданы в военных целях, так и ряд неядерных стран. Соответственно страны, заявившие в последние годы о намерениях использовать ядерную энергию для обеспечения своей энергетической безопасности, ссылаются на свое право сделать это (статья 4 ДНЯО).
Однако использование этого права ставит перед «новичками» ряд очень серьезных проблем. Развитие полномасштабной инфраструктуры чрезвычайно дорого и может окупиться в далекой перспективе только при условии развития масштабных ЯЭС установленной мощностью более 50-100 ГВт. Поскольку начинать придется практически «с нуля», это потребует длительного времени (освоение технологии обогащения урана, например, может занять более 15 лет). При этом стремление обязательно создать полномасштабную инфраструктуру у себя в стране вызывает беспокойство мирового сообщества, поскольку страна создает потенциал для создания ядерного оружия (третья угроза). Кроме того, отсутствие опыта обращения с ядерными материалами и технологиями всегда будет причиной сомнений в способности государства-«новичка» обеспечить противостояние угрозе ядерного терроризма.
Пробы, собранные инспекторами МАГАТЭ в Ираке
Рассматривая и оценивая все эти проблемы, мировое сообщество экспертов высказывает общее мнение, что расширение масштабов мирного использования ядерной энергии возможно только в рамках тесной международной кооперации. Инициатива Президента России, высказанная в 2006 году, призывает мировое сообщество к созданию мировой инфраструктуры ядерного топливного цикла, которая позволит обеспечить недискриминационный доступ к ядерным материалам всем странам, желающим воспользоваться благами ядерной энергии, и одновременно даст уверенность в нераспространении ядерных технологий, которые могут быть использованы в военных целях.