В настоящее время во всем мире существуют сотни ядерных и радиационно-опасных объектов (ЯРОО), которые требуют проведения работ по выводу из эксплуатации. При этом стоимость вывода, демонтажа зданий и оборудования, реабилитации территорий, на которых располагаются ЯРОО, остается в достаточной степени неопределенной и в тоже время может составлять значительную сумму.
Поэтому развертыванию работ по выводу ЯРОО из эксплуатации должны предшествовать детальные исследования для разработки методики планирования (прогнозирования) ожидаемых расходов.
Зарубежные оценки затрат
Большинство западных экспертов оценивают стоимость вывода из эксплуатации одного энергоблока АЭС в 10-30% от стоимости строительства (примерно $150-450 млн). В этих расчетах есть большое количество неопределенностей, связанных с национальной политикой по обращению с РАО, уровнем технологий и т.д. Существует также множество разногласий между представителями атомной промышленности и независимыми экспертами.
Таблица 1. Затраты на вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС
АЭС, страна | Тип реактора; мощность, МВт | Cтоимость, $ млн |
Биг-Рок Пойнт (США) | BWR, 70 | 25,0 |
Форт Сeнт-Врэйн (США) | HTGR, 330 | 173,9 |
Токай Мура (Япония) | GCR, 166 | 772,5 |
Штаде (Германия) | PWR, 672 | 668,4 |
Библис-А (Германия) | PWR, 1225 | 141,2* |
Ловиса-1 (Финляндия) | ВВЭР, 440 | 166,5 |
Грейфсвальд (Германия) | ВВЭР, 5×440 | 4000** |
*Затраты на полную ликвидацию энергоблока
**Оценочные затраты на полную ликвидацию 5 блоков до стадии «технопарка»
Американская Комиссия по ядерному надзору (NRC) и европейское Агентство по атомной энергии (OECD/NEA) оценили стоимость вывода из эксплуатации как 10-15% от стоимости строительства объекта. По мнению экспертов WISE, эта оценка явно занижена, о чем свидетельствует практика вывода из эксплуатации. С другой стороны, по данным австралийского Уранового информационного центра (UIC), многие эксплуатирующие организации США пересмотрели предполагаемые расходы в сторону их сокращения в свете последнего практического опыта. Сегодня их оценки составляют в среднем $325 млн на реактор.
Как сообщает французская организация «Друзья Земли», французская компания COGEMA оценила стоимость вывода из эксплуатации своих заводов по переработке отходов в Ля Наге и Маркуле как 30% от затрат на строительство. Одна из французских компаний-операторов АЭС, EDF, оценивает стоимость вывода в €230 за 1 кВт энергии (50% от затрат на строительство). Официальные французские источники предлагают оценку в €258,86 за 1 кВт установленной мощности (15% стоимости строительства).
По официальным источникам ожидаемая стоимость вывода из эксплуатации Игналинской АЭС в Литве, реакторы которой принадлежат типу РБМК, составляет €1000 млн, однако по предварительным оценкам литовских экономистов общая стоимость вывода превысит €3000 млн.
NRC определила минимальную величину средств для реакторов с кипящей водой (BWR) и с водой под давлением (PWR), но они должны покрыть только часть расходов, связанную с освобождением территории предприятия от ограничений по радиационному фактору, и не включают деятельность по демонтажу объекта и полному освобождению его территории. На основе этого NRC применяет упрощенные методологии, не учитывающие длительность проекта. В 1999 году была определена минимальная сумма в $290 млн для реактора PWR и $370 млн для BWR.
С другой стороны, независимый анализ Института ядерной энергии (NEI) показал, что порог должен быть выше, а заниженная величина порога является следствием неадекватности методологии. В 1999 году компания TLG (консультант NEI) представила свою оценку расходов на вывод из эксплуатации для 30 реакторов BWR и 60 реакторов PWR. Она включает затраты на переработку ОЯТ и РАО, окончательное освобождение территории АЭС и учитывает неопределенности при проведении этих процессов. Величины расходов имеют широкий разброс, но при этом все они оказываются больше, чем порог NRC.
В 1997 году немецкая компания NIS Ingenieurgesellschaft провела детальное исследование с целью понять, как специфические особенности той либо иной страны могут повлиять на величину расходов по выводу ядерного предприятия из эксплуатации. Исследовались затраты 10 европейских стран, Канады и ЮАР на вывод из эксплуатации одного и того же ядерного объекта (Таблица 2).
Таблица 2. Полная стоимость вывода из эксплуатации ядерного объекта (Biblis, Германия) в различных странах мира ($ млн)
Бельгия | Канада | Франция | Германия | Венгрия | Италия | Нидерланды | Южная Африка | Испания | Швеция | Швейцария | Великобритания |
548 | 403,1 | 497,7 | 601,1 | 458,8 | 465,6 | 561,7 | 340 | 323 | 272,7 | 457,9 | 292,8 |
С учетом стандартизации составных частей расходов коэффициент распределение полученных результатов оказался равен 2. Расходы на планирование, лицензирование и менеджмент проекта могут отличаться в три, а на обращение с отходами – в 10 раз.
Анализ показывает, что существенный разброс в оценках стоимости процесса вывода из эксплуатации обусловлен, главным образом, отсутствием стандартизованной методики. Это можно объяснить относительно небольшим практическим опытом, большим разнообразием объектов и их состояния, условий их размещения и эксплуатации, различными периодами вывода из эксплуатации и демонтажа, уровнями радиоактивности, объемами отходов и стоимостью их удаления, способами расчетов и юридическими требованиями к дезактивации площадки. А в некоторых случаях – и отсутствием заинтересованности ответственных структур в прозрачности оценки стоимости процессов.
Для систематизации и, соответственно, сокращения расходов целесообразно использовать стандартизированную методику укрупненной оценки затрат при выводе ЯРОО из эксплуатации. Суть этого метода состоит в систематизации основных этапов по подготовке ЯРОО к выводу из эксплуатации (c последующей декомпозицией на элементарные составляющие) и дальнейшем расчете их стоимости на основе учета затрат на приобретение оборудования, оплату труда персонала и т.д. Данный подход был успешно апробирован в России в ходе реализации работ по утилизации атомных подводных лодок (АПЛ).
Оптимизация структуры затрат при утилизации АПЛ
Первым этапом анализа эффективности бюджетных расходов является технико-экономическая оценка стоимости основных мероприятий.
В 1999 году для выполнения укрупненных расчетов была разработана методика оценки стоимости основных этапов работ: содержания АПЛ на плаву до начала работ по комплексной утилизации (I этап), выполнения сопутствующих работ и выгрузки ОЯТ (II этап), формирования блока реакторного отсека (РО) с подготовкой его к временному хранению на плаву (III этап).
Основой данной методики стала оценка на основе усредненных статистических данных стоимости утилизации базовой АПЛ (проект 667Б) с разработкой поправочных коэффициентов на:
- регион выполнения работ (Мурманская область, Архангельская область, Приморский край, Камчатская
- область);
- проект АПЛ;
- серийность (количество АПЛ, ежегодно утилизируемых на одном предприятии).
При этом был кардинально изменен подход к ценообразованию на самый дорогой этап комплексной утилизации: разделку корпуса АПЛ и подготовку реакторного отсека к длительному хранению на плаву. При формировании контрактных цен Минатом России применил подход минимизации базы начисления бюджетных расходов: за счет бюджетных ассигнований оплачивались только работы, связанные с формированием блока РО и его подготовкой к длительному хранению на плаву. Разделка носовых и кормовых оконечностей АПЛ, демонтаж оборудования и его разборка выполнялись на принципах самофинансирования – за счет средств, полученных от реализации продуктов утилизации. При этом размер затрат ограничивался ценой их реализации (рыночный механизм).
На основании разработанной методики были запланированы работы на 2000-2001 годы. Для обеспечения сбалансированности бюджетных расходов работы по формированию блоков реакторных отсеков были запланированы только для семи АПЛ, в то время как выгрузка ОЯТ – для 18 подлодок. Это позволило выполнить привязку результатов работ к реально выделяемым объемам ассигнований.
На тот период (1999-2002 годы) сформировались следующие количественные показатели хода выполнения программы комплексной утилизации АПЛ:
- количество АПЛ, из реакторов которых выгружено ОЯТ;
- количество АПЛ, на которых выполнены работы по формированию блока реакторных отсеков и утилизированы носовая и кормовая оконечности.
Таким образом, основная задача оптимизации бюджетных расходов состояла в том, чтобы в рамках выделяемых средств обеспечить максимальное количество утилизируемых АПЛ, с учетом сбалансированности показателей и обеспечением надлежащего уровня ядерной и радиационной безопасности.
Вторым этапом оптимизации стал анализ структуры заданий государственного оборонного заказа на работы по комплексной утилизации АПЛ. Анализ показал, что только 71% от выделяемых средств шло на выполнение работ, непосредственно направленных на достижение указанных выше количественных показателей. Для исключения этого дисбаланса было уточнено наименование направлений использования средств (тематических таблиц). Так, тематическая таблица по утилизации АПЛ получила новое название – «Утилизация АПЛ, плавучих радиационно-опасных объектов»; при этом подразумевались только практические работы по утилизации. Тематическую таблицу по ядерным энергетическим установкам переименовали в «Обращение с ОЯТ, РАО, образующимися (накопленными) при утилизации АПЛ. Реабилитация радиационно-опасных объектов». В эту таблицу были включены работы по транспортировке и переработке ОЯТ, переработке ЖРО, сбору ТРО и упаковке их в контейнеры, а также по содержанию береговых технических баз, АПЛ в отстое, пунктов временного хранения на плаву блоков реакторных отсеков. Все это позволило конкретизировать цели и задачи использования средств.
Самым важным на данном этапе стало расширение и совершенствование механизма конкурсного отбора исполнителей работ. Их круг узок и, как правило, каждое предприятие привязано к региону дислокации АПЛ. В таких условиях необходимо было принятие нестандартного решения по созданию конкурентной среды – например, изменение условий проводимых конкурсов в сторону расширения номенклатуры конкурсных АПЛ (как по проектам, так и по регионам их дислокации). При этом номенклатура работ (услуг) должна быть стандартизована.
Указанные мероприятия в основном были реализованы к 2004 году. В результате в 2004 году, при сокращении ассигнований на 8% по сравнению с 2003 годом, количественные показатели возросли 9,5% (с учетом инфляции – на 18%).
Пути сокращения расходов при выводе ЯРОО из эксплуатации
Результаты, полученные при комплексной утилизации АПЛ, могут быть использованы и для обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного вывода из эксплуатации других типов ЯРОО, в частности, энергоблоков АЭС.
В первую очередь необходимо четко определить сроки начала и окончания работ. В комбинации с применением фиксированных (лимитных) цен, это создаст необходимые предпосылки к сокращению сроков выполнения и снизит себестоимость вывода из эксплуатации.
Выделение «грязной» (радиоактивной) и «чистой» зон позволит применять общегражданские технологии по рыночно регулируемым расценкам для значительного объема работ.
При разработке программ вывода из эксплуатации должны учитываться продукты утилизации (земля, металлолом, вторично используемые здания, сооружения и оборудование). Необходимо также произвести оценку степени вывода из эксплуатации с точки зрения экономической эффективности.
Работы по выводу из эксплуатации таких объектов могут быть стандартизированы следующим образом:
- утверждение объектовой концепции вывода ЯРОО из эксплуатации;
- конкурсный отбор (в случае замены эксплуатирующей организации);
- разработка исходно-разрешительной документации на вывод ЯРОО из эксплуатации;
- прием ЯРОО от эксплуатирующей организации (при необходимости);
- подготовка технических средств и временной инфраструктуры;
- подготовка к вывозу и вывоз ОЯТ с передачей его национальному оператору государственной системы обращения с ОЯТ (при необходимости);
- локализация радиационно загрязненных зон объекта на отдельных участках работ, удаление РАО, при необходимости создание защитных барьеров («грязная зона»); демонтаж оборудования, разборка строительных конструкций с использованием общепромышленных технологий («чистая зона»);
- реализация продуктов утилизации;
- передача РАО национальному оператору государственной системы обращения с РАО;
- захоронение РАО на объекте (при наличии таких решений в локальной концепции и программе вывода ЯРОО из эксплуатации);
- передача объектов консервации (захоронения РАО) для сохранения под наблюдением или возврат площадки в общехозяйственный оборот.
Для эффективного внедрения системы ценообразования необходимо организовать мониторинг стоимости операций с использованием конкретных показателей для каждого вида работ. При разработке программ и заключении контрактов (договоров) целесообразно использовать унифицированную форму сметы затрат на вывод из
эксплуатации.
На основе разработанной методики укрупненной оценки, с учетом международного опыта построена диаграмма стоимости основных видов работ при выводе из эксплуатации ВВЭР-1000 (см. схему).
Использование укрупненной оценки затрат на вывод ЯРОО из эксплуатации позволит привести процессы вывода к единому стандарту. Различия в типах конкретных ядерных установок, условий их размещения и т.д. могут быть учтены за счет корректирующих показателей, предназначенных для внесения соответствующих изменений в базовую стоимость каждого этапа работ.
Авторы
И.В. Гусаков-Станюкович, Е.П. Емец, д.т.н.
Госкорпорация «Росатом»
С.В. Киреев, д.ф.-м.н.
НИЯУ МИФИ