Массовые перевозки радиоактивных материалов (РМ) в нашей стране осуществляются уже более 50 лет. Для обеспечения безопасности персонала грузоотправителей и грузополучателей, работников транспорта, населения и окружающей среды при транспортировании РМ действует система государственных гарантий.
Радиоактивные материалы относятся к седьмому классу опасных грузов (ОГ). Число их перевозок во всем мире составляет от 1% до 10% объема транспортирования других ОГ различными видами транспорта.
Перечень перевозимых РМ включает все виды радиоактивных материалов ЯТЦ (от руды, физических и химических концентратов, гексафторида урана до свежего и отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов), а также многочисленные типы РМ и содержащих их изделий, широко применяемые в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, медицине, науке и т.д.
Согласно данным МАГАТЭ, во всем мире в основном перевозятся РМ, использующиеся в медицине (67%). Объем транспортируемых РМ, применяемых в промышленности, составляет 20%, используемых в атомной энергетике — около 13%.
Большинство упаковок с материалами ЯТЦ (урановые концентраты, свежее топливо и т.д.) содержит активность в тысячи раз меньше, чем с РМ, используемыми в медицине для стерилизации, в промышленности — для радиографического контроля, в навигации — для питания маяков (РИТЭГ). Контейнеры для высокоактивного ОЯТ (упаковки типа В) рассчитаны на самые тяжелые транспортные аварии.
Весогабаритные характеристики упаковок РМ варьируются в широком диапазоне: от сотен граммов до 150 т и более, от менее 10 см до 6 м в длину и 2,5 м в диаметре. В последнее время в качестве упаковок начали широко использоваться стандартные 20- и 40-футовые грузовые контейнеры, соответственно, 6 м и 12 м в длину.
В России перевозки РМ осуществляются всеми видами транспорта — железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным. Воздушный транспорт в последние годы достаточно широко применяется не только для перевозок РМ, используемых в медицине, в первую очередь, радиопрепаратов с коротким периодом полураспада, но и для материалов ЯТЦ. В частности, выполнено несколько международных перевозок ОЯТ зарубежных исследовательских реакторов.
При транспортировании РМ в обычных условиях реальное радиационное воздействие на персонал, работников транспорта и население намного ниже уровней, допустимых нормами радиационной безопасности. За все время перевозок таких материалов в нашей стране отмечены лишь единицы аварий и инцидентов, при этом не было зафиксировано недопустимых радиологических последствий. Такой уровень безопасности перевозок достигнут благодаря системе управления в этой области, которая может быть представлена в виде двух составляющих:
- системы законодательных и других нормативно-правовых актов, устанавливающих требования безопасности;
- системы государственных органов и организаций, уполномоченных обеспечивать реализацию и контроль выполнения таких требований.
Нормативные требования
Требования безопасности при перевозках РМ в России предъявляются:
- к грузу и условиям перевозки с точки зрения ядерной и радиационной безопасности;
- к грузу и условиям перевозки с точки зрения обеспечения физической защиты или сохранности груза;
- к организации и обеспечению безопасности движения;
- к обеспечению аварийной готовности и реагированию в случае аварии.
На рисунке 1 показаны действующие в России правила безопасности и другие нормативно-правовые акты, а также соответствующие им международные документы, сгруппированные по указанным направлениям обеспечения безопасности. Как видим, в целом национальная нормативно-правовая база достаточно полно соответствует международным документам.
Прослеживается также значительное соответствие по конкретному содержанию национальных и международных документов. В первую очередь, это касается требований по ядерной и радиационной безопасности. Так, федеральные
Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов НП-053-04 практически полностью соответствуют рекомендациям МАГАТЭ (Правилам безопасной перевозки радиоактивных материалов), требованиям правил, инструкций и других документов по перевозке опасных грузов международных организаций (Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации), европейским соглашениям.
Российские правила по физической защите при перевозках РМ содержат более жесткие требования, чем соответствующие международные документы, хотя и те, и другие основаны на одних и тех же системах категоризации ядерных материалов и радиоактивных веществ по потенциальной опасности применения в террористических целях. Кроме того, фактически все транспортные операции с материалами ЯТЦ и некоторыми радиационными источниками, используемыми в промышленности и медицине, осуществляются в режиме так называемых специальных перевозок, что определяет применение дополнительных мер по физической защите.
Конкретных планов смягчения этих требований пока нет, но в то же время необходима их гармонизация с нормами ядерной и радиационной безопасности, системами документации и процедурами обеспечения физической защиты. В настоящее время такая работа ведется в рамках подготовки новой редакции правил физзащиты.
В области обеспечения безопасности движения в основном применяются стандартные требования к транспортному персоналу, режимам движения и другим условиям, действующим при перевозках других опасных грузов. Указанный выше режим «специальных перевозок» предусматривает дополнительные меры и в области обеспечения безопасности движения.
Нормативные требования по организации готовности и реагирования на аварии при перевозках РМ определяются целым рядом федеральных законов и других нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, аварийного реагирования на транспорте.
Система аварийного реагирования при перевозках РМ является частью общей отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГК «Росатом», входящей в качестве функциональной системы в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и процедуры выполнения работ и обеспечения безопасности регламентируются с учетом рекомендаций МАГАТЭ.
Органы государственного управления
Для обеспечения и контроля безопасности при перевозках РМ в России действует комплексная система государственных органов и соответствующих инструментов управления.
Функции надзора и контроля за обеспечением безопасности при перевозках РМ выполняют госкорпорация «Росатом», МПР России (в состав которого входит Ростехнадзор), Минздравсоцразвития России (в его состав входят ФМБА России и Роспотребнадзор), МЧС России, Минтранс России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России (в области перевозок РМ в оборонных целях), ФТС России.
Роль государственного компетентного органа (ГКО) по обеспечению безопасности, в том числе при международных перевозках, с самого начала выполняли Минсредмаш и его правопреемники (в настоящее время — ГК «Росатом»).
Инструменты управления (регулирования), применяемые в этой области, включают:
- лицензирование деятельности грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, разработчиков и изготовителей ТУК и другого оборудования, экспертных организаций, штатных аварийно-спасательных формирований, организаций-соисполнителей работ (Ростехнадзор, ГК «Росатом» (для перевозок в оборонных целях));
- лицензирование перевозчиков как транспортных организаций, осуществляющих транспортирование опасных грузов (Минтранс России);
- подтверждение выполнения требований ядерной безопасности (ГК «Росатом»);
- сертификацию конструкций РМ особого вида (РМОВ), и с низкой способностью к рассеиванию (РМНСР), а также транспортно-упаковочных комплектов упаковок с радиоактивным содержимым (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
- сертификацию изготовляемых РМОВ, РМНСР, ТУК и другого оборудования (органы сертификации, аккредитованные ГК «Росатом», Ростехнадзором и Ростехрегулированием);
- сертификацию условий перевозок РМ (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
- сертификацию транспортных средств (Минтранс России);
- санитарно-эпидемиологические заключения на РМОВ, РМНСР, ТУК, специальные транспортные средства (Роспотребнадзор и ФМБА России);
- сертификацию средств физической защиты (аккредитованные органы сертификации);
- согласование маршрутов перевозок автотранспортом (МВД России);
- согласование аварийных планов грузоотправителей (ГК «Росатом»);
- персональные разрешения руководителям организаций в области использования атомной энергии (Ростехнадзор с участием ГК «Росатом»);
- государственный контроль обеспечения безопасности перевозок (ГК «Росатом», Ростехнадзор, Роспотреб-
- надзор, ФМБА России, Минтранс России, Минобороны
России (при перевозках в оборонных целях));
- государственный контроль системы аварийного реагирования (МЧС России, ГК «Росатом»);
- государственный контроль при международных перевозках (ФТС России).
Если учесть, что в рамках каждого из указанных инструментов управления контролируются несколько аспектов безопасности (в том числе системы качества работ, программы радиационной защиты при перевозках, подготовка персонала, аттестация программных средств и т.д.), можно утверждать, что все важные вопросы безопасности находятся под государственным контролем.
Российская система государственного управления в области перевозок РМ, в том числе система контроля и надзора за безопасностью в этой области, дает достаточные гарантии выполнения норм безопасности на практике. Тем не менее, необходимо ее совершенствование — гармонизация деятельности органов и оптимизация инструментов управления в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ и мировой практикой. Так, необходимо избавиться от дублирования (и даже тройного контроля) одних и тех же вопросов безопасности, выработать единый нормативный документ, определяющий очередность получения тех или иных разрешений со стороны государства или инспекций. Целесообразно в полной мере использовать рекомендуемый МАГАТЭ «ступенчатый подход», предусматривающий учет различий перевозимых РМ по степени реальной опасности при осуществлении государственного контроля. Следует также развивать и применять на практике инструменты самодекларирования, самосертификации и других подтверждений (гарантий) безопасности со стороны производителей работ, связанных с транспортированием РМ.
Авторы
external link, opens in a new tab Бучельников Александр Евгеньевич Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» | external link, opens in a new tab Ершов Владимир Николаевич ФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России» | external link, opens in a new tab Агапов Александр Михайлович Институт глобальной ядерной безопасности НИЯУ "МИФИ" |