Автор: Г.А. Новиков, ветеран атомной отрасли
В последние годы Госкорпорация «Росатом» уделяет повышенное внимание менеджменту качества и культуре безопасности, что в полной мере соответствует принятой Стратегии деятельности корпорации и генеральному направлению на завоевание лидирующих позиций на мировом рынке предоставления услуг в области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными материалами.
Об этом свидетельствуют, в частности, планы мероприятий по совершенствованию организационной культуры Госкорпорации «Росатом», в том числе по внедрению процессного подхода в управлении и утверждению модели управления гражданской частью отрасли, а также регулярно проводимые семинары, школы и форумы для обсуждения и повышения квалификации (обучения) в данной области.
Из общего числа указанных мероприятий я выделю в данной статье только 3-ий и 4-ый отраслевой семинар-совещание (стратегическая сессия) «Цели и задачи деятельности по формированию интегрированной системы по управлению качеством и техническому регулированию Государственной корпорации «Росатом» (г.Обнинск, ЦИПК, 2011 и 2013, соответственно), 12-ю, 13-ю и 14-ю сессии школы-семинара «Промышленная безопасность и экология» (г. Саров, РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2012, 2013 и 2014, соответственно), 8-ой и 9-ый Международные ядерные форумы «Безопасность ядерных технологий» и Международные летние школы по культуре безопасности (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский филиал ЦИПК, 2013 и 2014, соответственно), а также курсы повышения квалификации, регулярно проводимые в ЦИПК г. Обнинск, на которых мне довелось говорить о системной связи качества, безопасности, организационной культуры и стратегического управления, обращая особое внимание на систему человеческих качеств.
В данном эссе я хочу опереться на материалы указанных форумов, а также на выпущенные ранее с моим участием учебно-методические пособия для системы повышения квалификации в ЦИПК Росатома и особенно на монографию: Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности. Издательство "Академия Естествознания", 2010 год.
Включение в обсуждение проблемы обеспечения безопасности понятий и методов аксиологии позволит детализировать место и роль человеческих качеств и ценностей в обеспечении безопасности и реализовать при этом принцип системного единства мира. Упоминая данный принцип, я невольно вспоминаю четыре остроумно сформулированных в краткой и максимально доступной форме «закона экологии» Б. Коммонера, о которых я говорил много лет тому назад на курсах в ЦИПКе (г. Обнинск). Первый из них гласит: «Всё связано со всем», а четвёртый: «Ничто не даётся даром» (в этой связи могу упомянуть мою статью «Экология и безопасность человека в современном мире», журнал «Безопасность труда в промышленности», 1993, №5.)
В данной статье мне бы хотелось продолжить обсуждение роли и места человеческих качеств в обеспечении безопасности, но уже с использованием аппарата аксиологии и в более широком кругу читателей информационного портала Российское атомное сообщество (Atomic-Energy.ru), акцентируя внимание на человеческие ценности. Мой упорный интерес к этой теме вызван видимо моим статусом «Ветеран атомной энергетики и промышленности», искренним уважением и благодарностью к отцам-основателям и ветеранам, создававшим атомную отрасль, за их человеческие качества, и к ныне оставшимся профессионалам, приверженным традициям и стремящимся к дальнейшему инновационному развитию, а также желанием распространения глубокого понимания (ценностной ориентации буквально на подсознательном уровне) необходимости обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и обращении с радиоактивными материалами на основе человеческих качеств и ценностей всех без исключения работников, причастных к атомной отрасли.
Для более качественного обсуждения заявленной темы и понимания её сути напомним определения основных понятий: качество, ценности, безопасность, которые ранее использовались в материалах, на которые опирается данная статья, которые мы будем использовать в данной статье и которые мне удобно просто перенести сюда (извлечь, выделив курсивом) из указанных выше базовых материалов.
Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. (Энциклопедический словарь)
Качество – совокупность существенных признаков, свойств, особенностей , отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность. (Словарь Ожегова)
Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001/ 2008)
Понятие «безопасность» в различных документах и обстоятельствах его рассмотрения может определяться как:
- свойство объекта с определенной вероятностью предотвращать возникновение аварии (реактор с внутренне присущей безопасностью);
- совокупность свойств объекта, состояний технических средств и организационных мер, исключающих с определенной вероятностью аварию;
- состояние защищенности внешнего окружения – человека и среды, в которой размещается объект, от опасностей, присущих объекту;
- условия осуществления деятельности человека, направленные на предотвращение аварий или смягчение последствий аварии.
Безопасность представляет собой системное, комплексное понятие, объединяющее свойства объекта, защищенность субъекта от опасностей объекта, условия деятельности субъекта на объекте, а также характер взаимодействий объекта с внешней средой.
Безопасность эргатической системы - это целенаправленно создаваемая и поддерживаемая стабильность многофакторного динамического процесса её функционирования, когда негативное воздействие внешних или внутренних факторов не может привести к серьезному нарушению устойчивости, ущербу или к невозможности функционирования и развития самой системы (включая человека и окружающую среду.
Поскольку понятие ценность ранее не использовалось нами при обсуждении проблемы обеспечения безопасности, то мы воспользуемся его определениями и по возможности кратким описанием, приведенными в уже упомянутой монографии Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности (цитирование выделено курсивом).
Сначала приведём определение понятия аксиология:
аксиология (от греческого axia - ценность и логия) - философское учение об оценочной деятельности людей, о ценностях и ценностных ориентациях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах, взаимосвязях, их месте и роли в жизни каждого человека, общества (государства), человечества.
А далее приведём схему обоснования аксиологии и наиболее важные для нашего рассмотрения описания и рассуждения авторов монографии.
У аксиологии (теории ценностей) базовыми являются понятия «потребность», «производство» и «потребление. Человеческие потребности являются источником, причинным механизмом социальной активности в сфере материально-духовных и духовно-материальных отношений. Центральным же понятием аксиологии (не исходным, не базовым, а центральным!) логично признать понятие «ценность». Направленность и этапность ценностных отношений такова: внутренние факторы → потребности → желания → ... ценностные ориентации → ценности.
Было бы хорошо поточнее определить центральное понятие аксиологии «ценность». Однако, существуют десятки определений понятия ценности.
Ценность - термин, широко используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту.
В современном русском языке слово «ценность» используется в трех основных значениях:
- Важность, значимость предмета.
- Сам предмет, обладающий такими свойствами.
- Выраженная в деньгах стоимость, цена такого предмета.
Посмотрим, как определяется это понятие в монографии Ефимова В.И. и Таланова В.М.:
Ценностью может быть (стать) лишь то, что соответствует нуждам, потребностям, желаниям, интересам и т.п. субъекта.
Ценности - это, коротко говоря, все то материальное и духовное, что способно удовлетворять и удовлетворяет человеческие потребности
Ценностями может быть лишь то, что естественно существует в настоящем либо как действительное, либо как реально-возможное, осуществимое, выполнимое.
Ценностью может быть и является лишь положительное для человека, общества, государства, человечества.
Ценность - это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. ... Ценность всегда и одновременно ценность чего-то (кого-то) и для кого-то. ... Ценность обязательно антропогенна, поскольку возникает в процессе человеческого действия и осмысления.... Ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек
Интересно, что мы часто неосознанно или осознанно допускаем неточность, некорректность, когда считаем, объявляем ценностью ту или иную вещь. На самом деле, ценностями являются не сами вещи, а какие-то их признаки (свойства, функции, части, возможности, способности и т.п.). Так, ценностью продукта труда является его потребительная стоимость, т.е. его полезность, способность своими признаками удовлетворять человеческие потребности. Те или иные металлы (свинец, серебро, золото, ртуть и т.д.) ценностны для людей, общества своими определенными признаками. Но поскольку признаки не могут существовать и не существуют без своих носителей, без того, признаками чего они являются, неотделимы от него, то мы бессознательно или сознательно (условно) как бы отождествляем такие признаки с их носителями (а последние с первыми). И хотя корректнее говорить о ценностях не вещей как целостных образований, не предметов как носителей признаков, а о ценностях признаков вещей, - мы часто объявляем: ценность - это предмет, который благодаря своим признакам... и т.д.
Ценность - это и предмет, существующий вне субъекта или в самом субъекте и являющийся для субъекта особо важным, это и признак, по которому субъект выделил предмет как ценность из всего бесконечного многообразия мира, это и отношение между ею и субъектом, отношение ее к субъекту и субъекта к ней.
Никакие, даже самые лучшие, результаты нормативной деятельности (как предписания, требования, советы, запреты, указания и т.д.) сами не могут быть и не являются ценностями, но именно благодаря им только и могут быть ценности особого рода - ценности действий, поступков, поведения, деятельности людей, государств, человечества, ценности как осуществление этих лучших предписаний.
Особенность такого рода ценностей в том, что они являются сознательной реализацией лучших результатов нормативной деятельности в разных сферах жизни людей, государств, человечества, а точнее - в их взаимоотношениях, взаимодействиях.
Общечеловеческие ценности - это реальные для людей, универсальные, непреходящие, непротиворечащие правовым законам и нравственным принципам и нормам, материальные и духовные средства, способы, условия, могущие удовлетворять и удовлетворяющие человеческие материальные и духовные потребности, а значит, непременно являющиеся надобными, желанными, имеющие извечную существенную значимость для каждой личности, для человечества в целом, для любого государства, выражающего существенные интересы общества своей страны и ее граждан.
Необходимо различать три типа общечеловеческих ценностей:
1) общелюдские ценности то, что касается каждой нормальной личности (от первобытного человека до современного, от ребенка до пожилого);
2) ценности человечества - то, что представляет собой абсолютную, вечную, непреходящую надобность и важность для человечества в целом;
3) общегосударственные ценности - то, что непременно должно быть в центре внимания каждого государства и его многогранной политики.
Исходной среди них является система общелюдских ценностей.
Важнейшей общечеловеческой (в смысле: для всех людей, для каждого человека как биосоциального существа) ценностью и исходной, единственной основой всех остальных их общечеловеческих ценностей является жизнь.
Все общечеловеческие ценности связаны между собой неким соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом.
Именно эти «общелюдские» ценности прежде всего и являются главными критериями оценочной (аксиологической) деятельности людей: «это - опасно или неопасно для жизни», «это полезно или вредно для здоровья», «это - добро (благо) или зло», «это - созидание (творчество) или разрушение», «это - истина или ложь», «это - прекрасно или безобразно» «это - справедливо или несправедливо», «это - счастье или несчастье»? И данный вид их деятельности является жизненно важным в единстве его с практическим, познавательным и нормативным видами.
Ценности каждой личности
Интересно, что в этом довольно объёмном цитировании монографии и во всём остальном тексте монографии нет таких терминов и понятий как качество и безопасность. Однако, вспоминая первый «экологический закон» Б. Коммонера: «Всё связано со всем», можно установить и здесь связь понятий ценность, качество и безопасность.
Действительно, мы уже цитировали, что «Важнейшей общечеловеческой (в смысле: для всех людей, для каждого человека как биосоциального существа) ценностью и исходной, единственной основой всех остальных их общечеловеческих ценностей является жизнь» и эта ценность помещена в центр схемы системы ценностей каждой личности, а главными критериями оценочной (аксиологической) деятельности людей являются: «это - опасно или неопасно для жизни», «это полезно или вредно для здоровья», т.е. фактически критерии безопасности человека.
Другие ценности человечества и фактически критерии безопасности человека и природной среды существования и развития человечества показаны на следующей схеме. Ценности этой схемы, такие как чистый воздух и чистая вода являются критериями экологической безопасности, а такая ценность как источники энергии – в рамках нашего рассмотрения источники ядерной энергии – вряд ли представляют собой ценность, если не являются безопасными.
Очевидно, что понятие безопасность должно рассматриваться как одна из основных ценностей для человека, его существования и развития.
Обратим также внимание на следующую цитату: «На самом деле, ценностями являются не сами вещи, а какие-то их признаки (свойства, функции, части, возможности, способности и т.п.). Так, ценностью продукта труда является его потребительная стоимость, т.е. его полезность, способность своими признаками удовлетворять человеческие потребности.
Ценность - это и предмет, существующий вне субъекта или в самом субъекте и являющийся для субъекта особо важным, это и признак, по которому субъект выделил предмет как ценность из всего бесконечного многообразия мира, это и отношение между ею и субъектом, отношение ее к субъекту и субъекта к ней».
Сопоставив эту цитату с приведенным выше определением понятия качества, мы можем сказать, что на самом деле ценностями являются качества предметов, их свойства, в том числе и качества человека – человеческие качества, и безопасность, как одно из свойств качества в соответствии с ГОСТ ИСО.
Таким образом: понятия человеческие качества, безопасность и ценность находятся в определённой системной связи друг с другом и могут рассматриваться не только с позиций философии - методологии безопасности, но и с позиций с использованием методов аксиологии.
В связи с этим при исследовании проблемы обеспечения безопасности необходимо не просто говорить о влиянии на безопасность человеческого фактора, но проводить глубокие и всесторонние исследования человеческих качеств и ценностей человека и для человека, включённого в любые материально-духовные и духовно-материальные отношения, особенно сопряжённые с повышенной опасностью, с нахождением в условиях неопределённости или повышенного риска, и учитывать их непосредственно для обеспечения безопасности.
Очевидно, что проблемами исследования человеческих качеств и ценностей должны заниматься профессиональные психологи, социологи и аксиологии, работники кадровых служб организаций и работники учебных заведений и институтов для подготовки специалистов и повышения их квалификации. Здесь же хотелось бы обратить внимание только на такие человеческие качества как:
- Сочетание глубокого профессионализма с системностью знаний на основе непрерывного образования. В связи с этим можно вспомнить высказывание А.Эйнштейна о необходимости воспитания гармоничной личности, а не узкого специалиста и высказывание академика Ю.Б. Харитона о необходимости знать о явлении в 10 раз больше, чем это требуется в данное время.
- Стремление к новому; умение увидеть, выявить и определить проблему для постановки задачи на её решение; лидерство в разработке и реализации новшеств.
- Ответственность. Здесь также уместны слова - напутствие академика Ю.Б. Харитона молодому поколению: стремясь к лучшему, не натворить худшего.
- Конечно, можно привести ещё ряд качеств, но проблема заключается как раз в их выборе и ранжировании с позиции их ценности для обеспечения безопасности.
Схему учёта человеческих качеств для обеспечения безопасности эргатической системы можно представить в общем виде, например, как я это докладывал на упомянутых выше форумах.
Учёт человеческих качеств в настоящее время осуществляется, в той или иной мере, в различных блоках системы обеспечения безопасности эргатической системы, особенно в блоке культура безопасности, что закреплено в характеристиках культуры безопасности в модели МАГАТЭ, а также в понятиях и схемах мотивации персонала и надёжности персонала.
Безопасность эргатической системы
Однако, методы аксиологии в этих схемах практически не задействованы ни для учёта и особенно для ранжирования ценности человеческих качеств, ни для учёта и ранжирования ценностей системы производственных отношений для привлечения персонала в систему производственных отношений. Представляется, что здесь есть над чем поработать специалистам в области психологии и социологии вместе со службами, отвечающими за отбор, подготовку и непрерывное повышение квалификации персонала.
В качестве заключительного положения выскажу надежду на конструктивное обсуждение обозначенной проблемы на страницах информационного портала Российское атомное сообщество (Atomic-Energy.ru), а также предположение о том, что возможно найдутся неравнодушные специалисты, которые возьмутся за разработку и внедрение аксиологического подхода в кадровое обеспечение атомной отрасли и обеспечение безопасности при использовании атомной энергии и обращении с радиоактивными материалами для успешной реализации стратегии инновационного развития атомной отрасли.