Введение к предмету рассмотрения
Мы живём в многообразном мире, в котором всё связано со всем грубыми канатами или тонкими, но не менее прочными нитями. Вообще говоря, это неоднократно отмечалось рядом авторов, например, Ба́рри Ко́ммонер— американский биолог и эколог, Кандидат в президенты США в 1980 году сформулировал это в качестве первого закона из четырёх афористичных законов экологии: «1. Всё связано со всем».
Законы экологии Б. Коммонера:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Природа «знает» лучше.
4.Ничто не даётся даром.
При этом мы ещё работаем в атомной отрасли, представляющей собой сложный научно-технический комплекс, который к тому же тесно интегрирован в систему государственных и общественных структур и взаимоотношений. Поэтому имеет смысл вспомнить слова одного из создателей квантовой механики, физика-теоретика и лауреата Нобелевской премии по физике Вернера Гейзенберга, который сказал:
«Мир представляется мне сложной тканью событий, в которой перекрещиваются, перемежаются и соединяются различные взаимосвязи, определяя таким образом структуру целого».
/Физика и философия/. Очевидно, можно привести ещё ряд подобных свидетельств.
Часто бывает так, что занимаясь какой-то определённой проблемой. Мы вынуждены выходить за её формальные рамки и вторгаться в другие смежные, а иногда и далеко отстоящие области науки, техники и культуры вообще, которые оказываются связанными между собой иногда самым неожиданным и непредсказуемым образом через пока непознанные отношения.
Понятия и проблемы, перечисленные в названии статьи, достаточно близки друг другу и находятся, так сказать, в диалектическом взаимодействии, часто взаимопроникая друг в друга. Видимо далее будут обсуждаться достаточно известные понятия и процессы, но мы сосредоточимся только на их взаимосвязи, причинах, основаниях и некоторых положительных результатах этой взаимосвязи.
О некоторых понятиях и их определениях, используемых в данной статье
Сначала напомним некоторые первичные понятия и обратим внимание на сутевую часть их определений.
Ранее мы уже обращали внимание на принципиальную важность использования понятий в области безопасности и чёткость определения их физического и философского смысла, например: А.М.Агапов, Г.А.Новиков. О ядерной и радиационной безопасности: современные представления, состояние, задачи и методы обеспечения. Второе издание, переработанное и дополненное. Москва. ИздАТ, 2008 г.
Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба (Руководство ИСО/МЭК 2: 2004. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь; ФЗ «О техническом регулировании»)
Качество - Философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным (Энциклопедический словарь).
Качество - Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность (Словарь Ожегова).
Качество - Степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001/ 2008).
Заметим, что «качество» и «безопасность» «роднит» их соответствие определённым требованиям, выражающим их существенную определённость.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (БСЭ), синоним - цивилизация .
Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Обратим внимание на это определение, перекидывающее мостик к следующим понятиям, связанным с менеджментом и управлением, но сначала приведём несколько комплексных понятий.
Культура = цивилизация - настолько всеобъемлющее понятие (система), что в него можно включить в качестве составляющих всё искусственно созданное человечеством, в отличие от естественно-природной окружающей среды.
Культура безопасности – квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомных станций является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность» (ОПБ-88/97).
Эти вопросы мы рассматривали в книге: А.М.Агапов, Г.А.Новиков. Культура ядерной и радиационной безопасности: государственные гарантии; идеология, принципы и способы реализации. Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации в Госкорпорации «Росатом». Издание второе, переработанное и дополненное. г. Санкт-Петербург, НОУ ИДПО «Атомпроф», 2010г.
Организационная культура как интегральная характеристика организации (ее деятельности) – это комплекс базовых приемов и правил решения проблем для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции работников, (комплекс) подтвердивший свою состоятельность в прошлом и актуальный на будущее, который должен передаваться новым членам организации (по Э. Шейну).
Менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению ОРГАНИЗАЦИЕЙ применительно к КАЧЕСТВУ. Руководство и управление применительно к качеству обычно включает в себя разработку ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА и ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА, ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА, УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА и УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА. (ГОСТ Р ИСО 9000-2008. 3.2.8)
Управление представляет собой такую организацию использования ресурсов, организацию того или иного процесса, которая обеспечивает формулирование и достижение определенных целей. Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации работников и контроля, осуществляя которые руководители обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям путём преобразования ресурсов «на входе» в продукцию «на выходе».
Система управления - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, включающих структуру, ресурсы и процессы, устанавливающий политику и цели и позволяющий достичь эти цели безопасным, эффективным и результативным образом. Она реализует системный подход для содействия глобальному режиму безопасности и опирается на вовлечение персонала, на процессный подход и управление качеством для поддержания культуры безопасности (Система управления для установок и деятельности.Требования безопасности GS-R-3. МАГАТЭ, 2008г.).
Можно подытожить определение понятия «управление»:
Управление как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Управление – организация отдельных людей и коллективов на разработку и реализацию различных технологий: научных, производственных, медицинских, информационных, социального обеспечения и т. п.
Как видно, главным объектом управления является человек. В то же время:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» /Древнегреческий философ и мыслитель Протагор из селения Абдеры, ок. 480 — ок. 410 до н. э /
Главным инструментом управления является слово (произнесённое или запечатлённое на каком – либо носителе). И здесь я хочу повторить несколько высказываний, представляющих собой похвалу слову.
В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез него начало быть
и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
/Евангелие от Иоанна/
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
/И. А. Бунин, «Слово»/
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет;
а что сверх этого, то от лукавого.
/Евангелие от Матфея/
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется …
/Ф. И. Тютчев, «Нам не дано предугадать...»/
О стратегическом управлении и нечёткой логике
С учётом приведенных определений стратегическое управление представляет собой набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных, чтобы достичь цели организации.
Важно подчеркнуть, что стратегическое управление организацией должно опираться на человеческий потенциал как основу организации, ориентировать производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагировать и проводить своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Вспоминая Э Шейна, можно сказать, что стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением.
Многими учёными и просто людьми отмечалось, что поведение человека часто не поддаётся формальной логике и основывается на традициях, эмоциях, аналогиях – прецедентах, опыте, предпочтениях, своей субъективной экспертной оценке, интуиции. Поэтому при моделировании сложных систем, где человек играет активную роль неизбежно возникает проблема неопределенности. И в теории управления сравнительно недавно стало использоваться математическое понятие «нечёткое множество» и связанные с ним понятия.
Понятие «нечёткое множество» ввёл профессор Калифорнийского университета (Беркли) Лотфи А. Заде в 1965г.
Нечетким множеством является совокупность элементов произвольного характера, про которые не удаётся определенно заявить, относятся они или нет к совокупности элементов данного множества. На математическом языке это означает, что функция принадлежности (характеристическая функция) элемента множеству может принимать любые значения в интервале (0;1), а не только значения 0 либо 1.
Приведём два высказывания Л.А. Заде:
« Я считаю, что излишнее стремление к точности стало оказывать действие, сводящее на нет теорию управления и теорию систем, так как оно приводит к тому, что исследования в этой области сосредоточиваются на тех и только тех проблемах, которые поддаются точному решению…
Мы должны отказаться от наших требований точности и допустить результаты, которые являются несколько размытыми или неопределенными.
В большинстве основных задач, решаемых человеком, не требуется высокая точность. Человеческий мозг использует допустимость такой неточности, кодируя информацию, «достаточную для задачи» (или «достаточную для решения»), элементами нечетких множеств, которые лишь приближенно описывают исходные данные. Поток информации, поступающий в мозг через органы зрения, слуха, осязания и др., суживается, таким образом, в тонкую струйку информации, необходимой для решения поставленной задачи с минимальной степенью точности.
Способность оперировать нечеткими множествами и вытекающая из неё способность оценивать информацию является одним из наиболее ценных качеств человеческого разума, которое фундаментальным образом отличает человеческий разум от так называемого машинного разума…
Наш мир состоит не из одних нулей и единиц - нам нужна более гибкая логика для того, чтобы представлять реальные взаимосвязи…
Нужны подходы, для которых точность, строгость и математический формализм не являются чем-то абсолютно необходимым и в которых используется методологическая схема, допускающая нечеткости и частичные истины».
Суть данного подхода, получившего название «нечеткой логики», заключается в следующем: в нем используются, так называемые, «лингвистические» переменные (качественные оценки и суждения типа: тепло – холодно; больше – меньше и т.п.) вместо обычных числовых переменных или в дополнение к ним. Простые отношения между переменными описываются с помощью нечетких высказываний; сложные отношения описываются нечеткими алгоритмами.
Нечеткое управление оказывается особенно полезным, когда технологические процессы являются слишком сложными для анализа с помощью общепринятых количественных методов, или когда доступные источники информации интерпретируются качественно, неточно или неопределенно. Нечеткая логика, на которой основано нечеткое управление, ближе по духу к человеческому мышлению.
В качестве определённого курьёза и примера того, что «всё связано со всем» обращаю Ваше внимание на телевизионную программу выступлений Михаила Задорнова, которая называется «Нас не оцифруешь». Но ведь это же главный постулат теории нечётких множеств Лотфи А. Заде применительно к поведению человека, которое не подчиняется машинной логике двоичного цифрового кода: либо ноль, либо единица.
Существует три основных способа составления правил нечеткого управления, реализуемых в форме «если…то»:
- на основе опыта и знаний эксперта;
- путем создания модели действий оператора;
- путем обучения на ошибках.
Об истоках менеджмента качества и принципах Деминга
Понятие менеджмента качества как нового метода организации всех процессов производства товаров и оказания услуг для непрерывного повышения качества как самих товаров и услуг, так и процессов их получения (производства и осуществления) обязано своим возникновением специалистам по качеству США и Японии, в которой СМК активно внедрялась в послевоенные годы, явилась основой «японского экономического чуда» и приобрела черты философии всеобщего управления качеством.
Признанным основоположником системы всеобщего управления качеством (TQM) является американский ученый доктор Уильям Эдвардс Деминг (1900-1993 г.г.), один из основателей Американского общества по контролю качества (1946 г.).
Он сформулировал 14 принципов, получивших название принципы Деминга:
- Постоянство цели.
- Новая философия.
- «Встраивание» качества в продукцию.
- Закупки с подтверждением качества.
- Постоянное улучшение каждого процесса.
- Подготовка и переподготовка кадров.
- Практика лидерства, как метод работы.
- Изгнание страхов в производственных отношениях.
- Ликвидация барьеров для работы в команде.
- Отказ от пустых лозунгов и призывов.
- Устранение произвольных числовых норм и заданий.
- Возможность гордиться своим трудом.
- Поощрение стремления к образованию.
- Приверженность повышению качества и действенность высшего руководства.
Кратко прокомментируем лишь некоторые из них.
Постоянство цели (Принцип №1) предполагает обеспечение долговременных целей и потребностей, а не только сиюминутной прибыльности, для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой. Заметим, что это является одновременно принципом стратегического управления на основе организационной культуры, обычно формулируемым в миссии организации.
Принципы №3 и №11 весьма созвучны с тем, что позднее вошло в понятия «нечёткая логика и нечёткое управление».
Принципы Деминга легли в основу восьми принципов менеджмента качества, сформулированных в стандартах серии ИСО. И здесь напомним только принцип №1 стандарта ИСО 9000-2008 - Ориентация на потребителя.
В основе этого принципа лежит анализ рынка и потребностей потребителей, а, используя лексику организационной культуры, - внешняя адаптация организации и основа для разработки политики стратегического управления.
Можно ещё напомнить принцип №3. Вовлечение работников, который в организационной культуре звучит как принцип внутренней интеграции.
Напомним также стандарт японского института стандартизации JIS/TR Q 0005 «Системы менеджмента качества. Руководство по устойчивому росту», в котором приведено 12 принципов СМК вместо 8 принципов ГОСТ Р ИСО 9000-2001/2008 и особо отметим принципы №2 и №4:
2. Ориентация на общественные ценности - ответственность бизнеса перед обществом в части этики, защиты окружающей среды и безопасности;
4. Понимание своих ключевых компетентностей - осознание своих конкурентных преимуществ в области технологий, производственных мощностей и организационной культуры.
О стандарте японского института стандартизации JIS/TR Q 0005 «Системы менеджмента качества. Руководство по устойчивому росту» можно посмотреть в книге: А.М.Агапов, Г.А.Новиков, Ю.П.Руднев. Основы практического менеджмента на предприятиях ядерной индустрии (в двух томах). Под общей редакцией профессора Руднева Ю.П. 3-е издание, переработанное и дополненное. НОУ ДПО «ЦИПК». Обнинск, 2012г.
О качестве, безопасности и культуре безопасности
Как видно и здесь понятия качество и менеджмент качества связаны с понятиями безопасность, культура безопасности и организационная культура.
Вообще говоря, сама категория «безопасность» является одной из характеристик качества, а культура безопасности близка к менеджменту качества по идеологии и используемым методам, особенно по методам управления человеческими ресурсами. И нам уже приходилось обращать на это внимание в некоторых публикациях, включая указанные ранее в этой статье.
Г.А.Новиков, О.Л.Ташлыков, С.Е.Щеклеин. Безопасное использование ядерной энергии: правовые аспекты и методы управления, регулирования и обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Под общей редакцией проф., д.т.н. Г.А.Новикова. УрФУ, г. Екатеринбург, 2011г.
Условиями создания культуры безопасности являются:
- Становление и повышение общей культуры человеческого общества по мере его многовекового развития;
- Накопление и осмысление научных данных о закономерностях процессов в техносфере, взаимодействия и взаимовлияния человека и техносферы;
- Создание и развитие систем менеджмента качества, особенно таких свойств качества, как безопасность технических систем и процессов и надёжность персонала.
Культура безопасности создается персоналом непосредственно на рабочих местах эксплуатирующих организаций на основе достижения высокого качества в трех главных сферах:
- качество персонала на основе общей культуры, воспитания, образования, профессионализма, идеологии и психологии безопасности, формирующих корпоративную культуру;
- качество оборудования, включая его безопасность, эксплуатационную надежность, эргономичность и эстетичность;
- качество технологических процессов, включая их безопасность, и четкость документального оформления, оформления организационно-распорядительных документов и наглядной агитации.
Культура безопасности декларируется на высшем государственном уровне и закладывается нормативно-законодательными документами, гарантируется системами управления и регулирования государства, в юрисдикции которого находятся ядерные и радиационные установки, ядерные и радиационные технологии.
Культура безопасности совмещает в себе общие принципы культуры вообще и принципы идентификации и обеспечения безопасности.
Основой культуры безопасности является надёжность персонала (человеческого фактора). При этом под надежностью понимается вероятность того, что задача или работа будет выполнена персоналом в соответствии с регламентом (заданием) на требуемом уровне работы системы в течение заданного промежутка времени и с требуемым качеством. А под надежностью человеческого фактора – совокупность профессиональных знаний, мотивационных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных и других качеств личности, обеспечивающих точное, безошибочное, адекватное восприятие ситуаций, своевременное и успешное выполнение регламентированных функций в различных режимах работ.
Об организационной культуре
Ключевыми моментами организационной культуры являются:
- базовые предположения, которые создаются и декларируются родоначальниками организации и которых придерживаются все (большинство) членов организации в своем поведении и действиях. Базовые предположения основываются на видении и восприятии окружающего мира (внешняя адаптация);
- ценности, которые разделяются и которыми руководствуются члены организации (внутренняя интеграция, обеспечивающая синергический эффект, эмерджентность);
- символика (ритуалы), посредствам которой ценностные ориентации передаются членам организации (обучение и повышение квалификации работников, наставничество, коллективный отдых и т.п.).
Организационная культура формирует общее культурное пространство (команду в американской модели, семью в японской модели, общину в русской крестьянской модели, трудовой коллектив в советской модели) и способствует повышению вклада работника в достижение наивысшей эффективности деятельности организации, путем:
- восприятия сотрудниками себя как субъекта, влияющего на общую результативность деятельности, определяющего стратегию развития организации;
- осознания и принятия личной ответственности за общий продукт совместной деятельности организации;
- ориентации сотрудника на поиск, разработку и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности;
- увеличения «человеческого капитала» организации за счет образовательного и воспитательного эффекта (человек – наиболее важный актив организации);
- приверженности рабочей (служебной – «честь имею») этике, честности и качеству, мотивации на общие ценности и имидж организации;
- повышения профессионализма и приобретения глубоких знаний того, чем занимаешься;
- отказа от плохо изученной деятельности - не делай того, что не знаешь (для успешной деятельности необходимо знать о явлении в 10 раз больше, чем это необходимо в практическом утилитарно-тривиальном плане, по Ю.Б. Харитону).
Организационная культура выполняет целый ряд функций:
- Охранная функция - состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий («мы и не мы»), реализуется через запреты (табу), ограничивающие нормы;
- Интегрирующая функция — формирует чувство принадлежности к организации, усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
- Регулирующая функция — поддерживает правила и нормы поведения, является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации;
- Адаптивная функция – облегчает приспособление работников друг к другу, выражается в чувстве общности всех членов организации;
- Ориентирующая функция - направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло;
- Мотивационная функция – создаёт определённые стимулы, усиливает вовлечённость в дела организации и преданность ей;
- Функция имиджа организации - формирует определенный имидж организации – образ в глазах окружающих, отличающий ее от любой другой.
Главной функцией организационной культуры является формирование в сознании членов организации образа, при котором работники отождествляют себя с организацией, а главной задачей является мобилизация энергии членов организации на достижение целей организации.
Организационная культура – основа и идеология стратегического управления с использованием методов нечёткой логики
Как видно, организационная культура является основным инструментом стратегического управления организацией.
Организационная культура, представляя собой большую подсистему, так сказать, системы общечеловеческой культуры (цивилизации) и культуры межличностных отношений, в свою очередь объединяет и базируется на подсистеме менеджмента качества, которую можно назвать культурой качества, и на культуре безопасности.
Организационную культуру можно назвать культурой организации деятельности коллективов людей, культурой управления. А, учитывая особенности поведения людей и «качества человеческого разума» /Л.А.Заде/, методы управления и организационная культура должны базироваться на аппарате нечёткой логики и представлять собой нечёткое управление. И хотя прилагательное «нечёткое» в обыденной жизни и в технике воспринимается не очень положительно, на самом деле нечёткое управление учитывает значительно большее число параметров, влияющих на эффективность деятельности, включая традиционные количественные (чёткие) и качественные (нечёткие), и позволяет получить наиболее благоприятные результаты для текущей жизнедеятельности организации и её стратегического развития.
Отметим два новых качества, которые создаёт в коллективах работников организационная культура.
Это эмерджентность (системное качество, целостность) - наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими отношениями. Эмерджентность является одной из форм проявления принципа перехода количественных изменений в качественные. Кстати, культуру и социальные институты можно назвать эмерджентными свойствами человеческого общества.
Это синергизм. Синергизм – совместное действие для достижения общей цели, основанное на принципе эмерджентности сложных систем: совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов. С позиций теории организации этот принцип можно было бы назвать принципом кооперации; кооперация — это организация сил, процессов, агентов, ресурсов и прочего для совместного выполнения общего дела.
Синергизм означает превышение совокупным результатом суммы слагающих его факторов, однако, в принципе, синергизм может быть как положительным, так и отрицательным. В упрощённо - схематичном виде это можно представить себе на примере сложения векторов, раз мы уже соприкоснулись с некоторыми математическими понятиями - нечёткими множествами. Напомним, что сумма векторов зависит от угла между векторами и может изменяться от нуля (арифметической разности) при равенстве, но противоположной направленности векторов (при угле 180 градусов), до их арифметической суммы при однонаправленности векторов (при угле ноль градусов).
Теперь представим себе, что вектор А символически представляет собой миссию организации, в которую приходит работник, обладающий «качеством труда» (мотивация, профессионализм, производительность, амбиции и т. д.), символически изображаемым вектором В. Если «качество труда» пришедшего работника в принципиальном плане согласуется с миссией организации (величина угла между векторами А и В не столь значительна) и организационная культура организации оказывает нужное воздействие на работника, то, со временем, его «качество труда» синергически трансформируется в вид, изображаемый вектором С, всё более соответствующий миссии организации и вносящий в её реализацию всё больший личный вклад, превышающий в количественном и качественном отношении первоначальное индивидуальное «качество труда» данного работника.
Законом синергии (кооперации) является: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов.
В качестве примера взаимосвязи менеджмента качества, культуры безопасности, организационной культуры и стратегического управления посмотрим рисунок из статьи «О разработке миссии и политики в области организационной культуры аварийно-спасательной службы Госкорпорации «Росатом», опубликованной на сайте Российского атомного сообщества.
О проблеме качества в Российском законодательстве
Проблеме качества посвящено несколько российских стандартов, бесспорным достоинством которых является их аутентичность международным стандартам ISO серии 9000.
Я решил посмотреть как проблема качества отражена в Федеральных законах Российской Федерации и испытал большое разочарование.
В ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002, который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства и т.д. и особенно требований безопасности, подтверждения соответствия, сертификации и стандартизации, практически не использует слово «качество», хотя именно качество представляет собой ту характеристику продукции, которая нужна потребителям.
И лишь в Статье 11. Цели стандартизации в качестве одной из многих целей указано «создание систем обеспечения качества продукции (работ, услуг)». Да ещё в статье 24.5 упомянуто, что «Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать сведения о сертификате системы качества». Можно конечно сказать, что понятие « качество» здесь содержится в указанных выше понятиях и процедурах технического регулирования – ноль пишем, два в уме. Тем не менее, существует мнение, что государство отказалось от контроля качества продукции и контролирует только безопасность в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», а качество должен контролировать покупатель путём сопоставления его с ценой.
В ФЗ «О защите прав потребителей» №234-ФЗ с изменениями от 18.07.2011 есть отдельная Статья 4. Качество товара (работы, услуги), основным пунктом которой является пункт «1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору».
В ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ о качестве говорится не менее трёх раз и в достаточно решительной форме. Например, Статья 7. Основные обязанности государственного заказчика требует:
11) осуществляет контроль качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;
12) обеспечивает приемку продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.
Соответственно этому Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя указывает:
1. Головной исполнитель:
5) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта.
2. Исполнитель:
3) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.
Видимо проблема качества в настоящее время в большей мере волнует гособоронзаказ применительно к военной продукции, на что указывает и текущая пресса. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 11 октября 2012 г. № 1036 утверждено «Положение об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции».
Положение направлено на реализацию норм ФЗ «О техническом регулировании» применительно к оборонной продукции и в этом смысле интересно посмотреть, как в нём, в отличие от самого ФЗ, отражены требования к качеству. Отличия начинаются с определений понятий, в частности приводятся некоторые понятия, отсутствующие в ФЗ:
- "испытания" - экспериментальное определение заданных характеристик (количественных и качественных) свойств объекта испытаний при его функционировании, моделировании и (или) воздействии на него;
- "контроль качества" - проверка количественных и (или) качественных характеристик свойств оборонной продукции (работ, услуг);
- "обязательные требования" - обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором);
- "приемка" - проверка и документальное оформление соответствия оборонной продукции (работ, услуг), а также связанных с требованиями к ней процессов обязательным требованиям, осуществляемые при положительных результатах контроля ее качества.
Как видно, здесь непосредственно и прямо говорится о качестве, как одной из основных характеристик свойств оборонной продукции (работ, услуг), задаваемой в обязательных требованиях и контролируемой при оценке соответствия. Особенностью оценки соответствия является аккредитация «органов по сертификации систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, а также дополнительные требования к таким органам». Одной из форм оценки соответствия является контроль качества.
Непосредственно о контроле качества и сертификации систем менеджмента качества говорится и в других статьях Положения. Установлено также, что в случае выявления несоответствия оборонной продукции (работ, услуг) и процессов обязательным требованиям возможно приостановление или прекращения действия сертификата системы менеджмента качества организаций, выполняющих работы по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники.
В качестве резюме Положения отметим:
- Оценка соответствия осуществляется в следующих формах: Госконтроль (надзор), испытания, измерения, контроль качества, проверка, приемка (в т. ч. государственная), разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта, разрешение на применение, экспертиза, подтверждение соответствия. Могут применяться и иные формы, определяемые госзаказчиками.
- Оборонная продукция (работы, услуги) до ее передачи госзаказчику подлежит оценке соответствия.
Как видно, Положение существенно уточняет понятие «оценка соответствия», используемое в ФЗ «О техническом регулировании», дополняя его понятиями и процедурами, относящимися к качеству, применительно к оборонной продукции (работам, услугам) и процессам.
Можно ожидать также положительных изменений законодательства, регулирующего качество гражданской промышленной продукции.
Решением Государственной Думы в программу рассмотрения на май 2013 включен законопроект № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации», представленный Комитетом Российского Союза Промышленников и Предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
В проекте ФЗ приведено определение: «национальная промышленная политика (далее - промышленная политика) – система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
В качестве одной из основных задач национальной промышленной политики в статье 4.2 указано:
1) ускоренное развитие промышленности как основы национальной экономики посредством выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции.
А программа промышленного развития, в соответствии со статьёй 14, должна содержать:
2) сопоставление национальных показателей промышленной продукции с мировыми стандартами качества.
Это будет способствовать реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года - ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – 2020, важнейшими направлениями которой являются глубокое интегрирование в мировую инновационную систему, преодоление сохраняющейся изоляции, обеспечение конкурентоспособности инновационных систем, в первую очередь, благодаря формированию нового качества человеческого капитала, повышения качества корпоративного управления, развитие систем контроля качества, ориентации продукции на требования конкретного потребителя, поддержки продукции в течение жизненного цикла.
Происходят изменения в отношениях к качеству и в атомной отрасли.
Совсем недавно вышел новый приказ по Госкорпорации «Росатом» № 1/1321-П, которым установлены обязательные отраслевые функции для организаций Госкорпорации и, соответственно, обязательная организационная структура и структура (уровни) управления. В число обязательных отраслевых функций входит функция управления обеспечением безопасности (полным набором её видов) и две функции из области качества, причём одна из них «объединяет» безопасность и качество.
Было бы полезным провести экспертную оценку предлагаемых мер по созданию в организациях отрасли культуры качества - достаточность, эффективность, реализуемость и ожидаемую результативность предлагаемых функций для создания культуры качества.
Оптимистическое заключение
Представляется, что в России создаётся культура качества путём:
- включения требований обеспечения качества и проведения контроля качества в российское законодательство, а также в условия конкурсов и контрактов в дополнение к требованиям на цену и сроки выполнения работ,
- создания систем менеджмента качества в организациях,
- проведения сертификации СМК,
- роста интереса и требований потребителей к качеству товаров и услуг.
На создание культуры качества нас вынуждает один из ключевых вызовов для нашей страны - усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы при интеграции в мировую экономическую систему, в частности, вступлении в ВТО и стремлении к завоеванию лидирующих позиций на международном рынке ядерных услуг и технологий.
При создании культуры качества необходимо использовать опыт работы, методы и процедуры, наработанные создателями культуры безопасности в атомной отрасли, особенно для АЭС, а также учитывать взаимосвязь культуры качества и культуры безопасности как важнейших составляющих организационной культуры, культуры управления и общей культуры в широком смысле этого понятия.
Необходимо учитывать, что создателем, носителем и пользователем культуры является человек – мера всех вещей со своей нечёткой логикой поведения, интегрированный в производственные и социальные отношения и коллективы, представляющие собой нечёткие множества и обладающие свойствами эмерджентности и синергизма.
Г.А.Новиков, д.т.н., профессор, эксперт Комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации, ветеран атомной отрасли