Россия не скрывает своего недовольства текущей редакцией индийского законопроекта об ограничении ответственности за ядерный ущерб. Москва категорически против тех положений билля, которые вводили бы в Индии ответственность для поставщиков реакторных технологий при ядерных авариях и инцидентах, пишет "Business Standard".
"Россия, старый друг Индии, ясно дала понять индийскому истеблишменту, что не согласится ни с какой формой ответственности (при авариях и инцидентах), которая вводилась бы для поставщиков оборудования и иных материалов для индийской ядерной программы - ни в настоящее время, ни в будущем", - подчёркивает газета.
Левые партии Индии критикуют правительство Манмохана Сингха за его попытки вывести иностранных поставщиков из-под ответственности в случае ядерных аварий, связанных с импортными материалами или технологиями. Коммунисты объясняют свою позицию тем, что кабинет министров, по их мнению, "стремится помочь" частным американским компаниям проникнуть на индийский рынок.
Критику со стороны левых поддерживает и правонационалистическая оппозиция в лице "Бхаратия джаната парти". Однако правительству будет трудно пойти на попятную и уступить политическим оппонентам. Как подтверждают источники в правительственных кругах России, Москва в не допускающих двоякое толкование выражениях отказалась брать на себя какую-либо ответственность для двух блоков, строящихся на АЭС "Куданкулам".
Обеспокоены и американские дипломаты. Если Индия введёт ответственность для зарубежных поставщиков, то частные компании из США столкнутся в Индии с "огромным риском" по сравнению с государственными компаниями их конкурентов - такими, как российский "Атомстройэкспорт".
Несмотря на различие в исходных посылках, позиции россиян и американцев по поводу индийского законопроекта близки друг к другу, и это ставит Индию в неприятное положение.
Российские источники утверждают, что в соглашении о сооружении АЭС "Куданкулам", подписанном в ноябре 1988 года между Советским Союзом и Индией, ясно указывалось - ответственность поставщика заканчивается в момент передачи ядерных реакторов и иного оборудования станции индийской эксплуатирующей организации NPCIL.
На смену советско-индийскому соглашению пришло соглашение между Индией и Российской Федерации, но и в нём отсутствуют пункты о какой-либо дополнительной ответственности поставщиков.
Бурные споры, возникшие в Индии вокруг законопроекта об ответственности, настолько расстроили зарубежные компании, что некоторые из них в частном порядке поставили под сомнение саму целесообразность снятия с Индии международного эмбарго. Для вывода индийцев из-под ограничений ГЯП в своё время было предпринято немало усилий, но теперь они могут оказаться напрасными.
Дипломатические источники в США и России подтверждают единство своих позиций по поводу индийского законопроекта об ответственности. А источник во внешнеполитическом ведомстве Соединённых Штатов прямо признал - для американских компаний принятие закона, в тексте которого сохранятся положения об ответственности иностранных поставщиков, станет "настоящим несчастьем".
Позиция Москвы:
1) Россия однозначно отказывается от какой-либо ответственности за возможные инциденты на АЭС "Куданкулам".
2) Ни в соглашении от 1988 года, ни в дополнительных соглашениях, заключённых между Индией и Россией, не говорится о подобной ответственности поставщика.
3) Правительство России готово пересмотреть контракты с Индией, если ответственность иностранных поставщиков будет принята индийским законодательством.
4) Ни одна из 28 стран, где действуют законы об ограничении ответственности, не перекладывает ответственность на зарубежных поставщиков.
Примечание. По общепринятой практике, в случае ядерной аварии или инцидента, компенсации выплачивает эксплуатирующая организация. При необходимости, дополнительные выплаты может сделать правительство страны, в которой расположена пострадавшая от аварии или инцидента АЭС.
Источники в правительстве России говорят, что, равно как и США и Франция, Россия пересмотрит свои контракты и соглашения с Индией, если последняя законодательно обяжет иностранных поставщиков возмещать ущерб при ядерных авариях и инцидентах.
"Россия придерживается по данному вопросу единой позиции с США и Францией… Индия создаёт международный прецедент… который никем не будет признан", - настаивает один из российских источников.
Он напомнил, что в эти дни россияне обсуждают с индийцами технические детали контракта на строительство блоков №№3-4 АЭС "Куданкулам". Если Индия примет закон в том виде, против которого возражают в Москве, то российской стороне "будет трудно" достичь с индийцами окончательной договорённости.
"Законопроект, рассматриваемый индийским парламентом, может стать препятствием для выполнения соглашения по строительству новых блоков на Куданкуламе", - добавил источник.
21 декабря 2010 года в Индию прибудет российский президент Дмитрий Медведев. Не исключено, что он примет участие в торжественной церемонии по поводу загрузки топлива в активную зону реактора блока "Куданкулам-1". Это важное событие для дальнейшего укрепления российско-индийских отношений.
В прошлом, Россия сделала немало для индийской атомной программы. Россияне стали единственными, кто согласился построить в Индии АЭС в период действия международного эмбарго на ядерное сотрудничество с Индией. На российском уране эксплуатируются два блока АЭС "Тарапур", стоящие под гарантиями МАГАТЭ и требующие для работы обогащённое топливо. В будущем Россия планирует построить на индийской территории ещё несколько блоков.