На стыке осени и зимы болгарская АЭС "Белене" вновь, который раз за последний год, оказалась в центре внимания. Москва и София предприняли новую попытку достичь компромисса по цене и реанимировать процесс строительства станции. Попытка удалась, но споры и дискуссии по-прежнему продолжаются.
Славянский базар
Датой очередного восстания АЭС "Белене" из пепла стороны назначили 30 ноября. В этот день в Софии должен был быть подписан меморандум о принципах создания совместного предприятия для управления станцией.
Чем меньше времени оставалось до назначенной даты, тем резче высказывались заинтересованные лица. Россия не будет строить станцию себе в убыток, настаивал Сергей Кириенко: "Мы согласны иметь не самую высокую рентабельность, но в убыток себе строить не будем и запаса (для ещё большего снижения цены) здесь больше нет".
Глава "Росатома" пояснил позицию российской стороны: "За прошедший период по требованию премьер-министра Болгарии, которое нам не нравится, мы превратили цену из меняющейся в твёрдую, даже с учетом инфляционных рисков. При этом мы уже даже эту твёрдую цену, которая в соответствии с подписанными документами составляла 6,7 миллиарда евро, снизили до 6,4 миллиарда евро".
Кириенко дал ясно понять - если стоимость строительства двух блоков упадёт ниже, чем сумма в 6,4 миллиарда евро, то проект станет для россиян невыгодным. В таком случае, "Росатом" может и отказаться от дальнейшего в нём участия. А Болгарии придётся тогда выплачивать штрафы и компенсации, которые в общей совокупности могут потянуть на 1 миллиард евро.
На слова Кириенко немедленно отреагировали в Софии. "Чем больше мне ставят ультиматумов, тем твёрже я становлюсь", - заявил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. "Моё желание - иметь самую дешёвую и безопасную в мире АЭС. А ещё я хочу знать, сколько она будет стоить".
Сумма в 6,4 миллиарда евро болгарам не нравилась категорически. Она явно превышает те 4 миллиарда евро, что были записаны в тендерных предложениях, комментировал министр экономики Болгарии Трайчо Трайков: "Это слишком высокая цена". Последним словом Софии стало "5 миллиардов евро, и ни евроцентом больше".
Разогревая друг друга перед очной встречей, стороны с упоением приступили к торгам, как на хорошем славянском базаре.
Из 5 миллиардов следовало бы вычесть 700-800 миллионов, потраченных на инфраструктуру, 500 миллионов на оплату услуг консультантов болгарского правительства, да ещё и стоимость процентов по взятым кредитам, утверждал Трайков из Софии.
Стоимость в 5 миллиардов евро не будет рассматриваться. Это бессмысленно и нереально, парировал Кириенко из Москвы. Либо фиксированная цена в 6,4 миллиарда, либо формула для учёта инфляции, и дальше как кому повезёт. А любая задержка в переговорах только увеличит стоимость станции.
На помощь своему министру поспешил Борисов: "Если к 6,4 миллиардам добавить кредиты, потраченные деньги и посредников, то цена станции вырастет до 8,5-9 миллиардов. Поэтому, когда Кириенко приедет в Софию, мы снова сядем за расчёты".
Столь бурное публичное выяснение отношений побудило болгарских журналистов поинтересоваться - неужели наступила эпоха демократии и гласности, и Москва с Софией ведут переговоры по Белене через прессу? Трайков, естественно, это категорически опроверг и назвал диалог с Кириенко "очень конструктивным".
Заодно министр поставил под сомнение один из российских публичных аргументов. Оказывается, он полностью уверен в том, что никаких соглашений, которые обязывали бы Болгарию выплатить до 1 миллиарда евро в случае прекращения строительства станции, нет.
Болгары попытались подтянуть к делу тяжёлую артиллерию в лице генеральной прокуратуры. Борисов публично отругал прокуроров за их "медленную работу" по расследованию возможных злоупотреблений на Белене. В ответ генпрокурор Борис Велчев заявил, что проекты стоимостью в миллиарды евро проверяются месяцами, а не днями или неделями, и похвастался успехами в расследовании по проекту строительства ГЭС "Цанков Камень".
Появление на арене следователей не было случайным. В болгарскую прессу были вброшены распечатки разговоров бывшего заместителя начальника болгарского энергетического холдинга (БЕХ) Тенчо Попова, в которых упоминалось о "наглой краже сотен миллионов" из денег, предназначавшихся для Второй атомной.
Свои откровения Попов сделал в марте в тесной компании друзей. Как это часто бывает, один из друзей оказался оперативным работником под прикрытием с включёнными спецсредствами. Сделанные им записи были предъявлены на одном из судебных заседаний, касавшихся фактов взяточничества в энергетической сфере.
Пока политики и следователи препирались между собой, более практичную позицию заняла часть болгарских парламентариев. Не надо волноваться, АЭС "Белене" будет построена, говорил евродепутат Владимир Уручев от партии ГЕРБ.
Цена - предмет переговоров, но не стоит забывать, что Белене - это не только экономика. "Это открытие дверей для русских реакторных проектов в Евросоюз, место, известное своими самыми высокими стандартами безопасности и качества в атомной энергетике", - подчёркивал евродепутат.
Меморандум
Сергей Кириенко прибыл в Софию, но Бойко Борисов общаться с ним… не захотел. Премьер-министр сослался на занятость - у него возникла срочная потребность присутствовать на церемонии открытия нового моста в городе Бяла.
Выступая 30 ноября - то есть, в день подписания меморандума - на открытии конференции стран Юго-Восточной Европы под многообещающим названием "Энергетика без границ - от национального к региональному подходу", Борисов неожиданно выставил очередной ультиматум. Болгария не станет вести переговоров с Россией до тех пор, пока Кириенко не признает - исходная сумма в 4 миллиарда евро никогда не являлась истинной стоимостью строительства станции.
"Станишев (предыдущий премьер-министр Болгарии) хотел похвастаться первым кубометром вынутого грунта в 2008 году, чтобы отобрать у меня голоса на севере Болгарии. А наш президент мечтал о "Большом шлеме" в сфере энергетики. Теперь за всё это расплачивается моё правительство", - пожаловался Борисов.
Первоначально глава "Росатома" отказался от комментариев по поводу заявления премьер-министра. Но затем, всё-таки согласился - да, исходно была допущена неточность. В предложениях России говорилось о цене 4 миллиарда евро без указания, как именно она должна меняться с инфляцией с учётом того, что оборудование будет выпускаться в разных государствах. Из-за этой ошибки проект зашёл сегодня в тупик.
Одержав небольшую моральную победу, болгары с чистой совестью подписали меморандум о создании проектной компании для АЭС "Белене". На долю болгарской государственной компании НЭК в новой компании будет приходиться не менее 51% акций, хотя в дальнейшем это условие может быть изменено.
Вторым акционером проектной компании станет или сам "Росатом", или его дочерние предприятия.
К обоюдному удовольствию, у проекта появились первые реальные европейские инвесторы - это компания "Fortum", несправедливо обиженная финским правительством (ей отказали в праве построить новый атомный блок в Финляндии), и французская консалтинговая компания "Altran", создали которую в 1982 году Алексис Князефф и Хьюберт Мартини. На 2009 год, у "Altran" имелось 14 тысяч консультантов по всему миру и 1,4 миллиарда евро доходов.
На первых порах, европейцы войдут в Белене с минимальными пакетами акций (до 1%). Но со временем, их доли могут вырасти. "Fortum" рассчитывает довести своё участие до 25%, а "Altran" - до 5%. Для новых потенциальных участников двери остаются открытыми. Возможно, что в компанию войдёт Сербия. Кроме неё, есть ещё, как минимум, 3-4 кандидата.
Меморандум переопределил сроки пусков блоков. "Белене-1" должен быть пущен в 2016 году, а "Белене-2" - в 2017. А вот о стоимости станции в документе не сказано ни слова. Вместо этого, "Росатом" пообещал содействовать при получении кредитов, а также привлекать "европейских и иных инвесторов".
В болгарской прессе оценили грамотный ход переговорщиков. Теперь все тяготы препирательств по финансированию лягут на плечи участников консорциума. К тому же, оказалось, что время для принятия окончательных решений ещё есть. Залив первого бетона на площадке не произойдёт до сентября 2011 года. Да и сам процесс создания проектной компании не будет быстрым, на него уйдёт не менее четырёх месяцев.
Реакции
В Софии праздновали победу. "Проект Белене состоится, и произойдёт это только благодаря жёсткому тону премьер-министра Бойко Борисова. В отличие от своих предшественников, он не склонился перед Москвой и не поддался её шантажу по цене станции", - считала газета "Монитор".
"Единственным выходом для "Росатома" было согласиться на болгарские условия. А они были простыми - фиксированная цена, и ни стотинки из болгарского бюджета. Наша страна из аутсайдера на переговорах превратилась в победителя. Кроме того, русские согласились включить в проект две мощные западные компании", - добавляло издание.
АЭС "Белене" станет выгодным проектом для Болгарии и обойдётся существенно дешевле, чем турецкая АЭС. А это значит, что она будет производить более дешёвую электроэнергию, а вложенные в неё средства вернутся скорее.
Но почти сразу в Софии заговорили и критики. Министерство энергетики Болгарии в спешке выложило на своём сайте текст меморандума в формате doc. Таинственные исследователи из болгарского аналога "WikiLeaks" скачали документ, изучили поле "Свойства" и обнаружили, что он готовился на компьютере, который принадлежит сотруднице компании "Риск инженеринг", консультанта по проекту АЭС "Белене".
Это ж непроста, решили исследователи, но построить на обнаруженном факте конспирологическую теорию не смогли, невзирая на свои декларируемые связи с болгарской контрразведкой.
С жёстким, но весьма наивным комментарием выступил Красен Станчев из болгарского института рыночной экономики. Его раздражает, что проект АЭС "Белене" передаётся из ведения правительства в руки новой компании, и беспокоит вопрос о доступе к информации.
"Кто будет покупать электроэнергию, произведенную на АЭС "Белене"? Почему бы не импортировать электроэнергию и не станет ли это дешевле? Как продавать электроэнергию от АЭС "Белене" в условиях либерализации рынка, которая будет проходить параллельно со строительством АЭС?" - на эти и другие вопросы Станчев попытался найти ответы в меморандуме. Естественно, там он их не нашёл. Более того, ответов на эти вопросы в меморандуме и не должно было быть.
Иван Костов, сопредседатель синей коалиции и лидер партии ДСБ, обвинил правительство в том, что оно подписало пустой лист бумаги: "Премьера ввели в заблуждение, он поддался или продался… Я не знаю, как можно подписывать чистый лист. В меморандуме говорится, что НЭК вкладывает в компанию всё, что у неё есть в Белене, и практически передаёт часть компании под управление русской стороны. Без ясного подсчёта".
А президент Болгарии Георгий Пырванов вновь предложил свои услуги для решения беленских проблем: "Я могу помочь правительству с идеями о том, как решить главный вопрос стоимости и расширения энергетического рынка. Моя идея - приобщать к проекту балканские страны в качестве создания гарантированного рынка для сбыта электроэнергии от АЭС "Белене".
Президент посоветовал премьер-министру не настаивать на фиксированной цене строительства: "При хорошо выбранной схеме эскалации цены можно получить меньшую стоимость, чем для случая фиксированной цены, так как этот рынок развивается очень динамично".
Но Борисов к словам Пырванова, скорее всего, не прислушается. Они стоят на разных флангах болгарской политической элиты. Как известно, правительство в Болгарии правое, а президент левый.
Цена
Так сколько же будет стоить Вторая атомная? И что будет происходить в ближайшие месяцы? Болгарские политики отвечают - сколько стоит, неизвестно, но точно дешевле, чем хотели бы русские. А происходить будет всё то же самое, то есть, новые переговоры.
"Сергей Кириенко меня очень хорошо понял. Если он хочет построить станцию за 6,298 миллиардов евро, то ему придётся подождать, пока в Болгарии появится новое правительство", - заявил Трайков.
В меморандуме конкретная сумма не записана, и переговоры по цене продолжаются. Вопрос о стоимости решится только после заключения контракта. Между прочим, добавил Трайков, россияне также нарушают свои обязанности и прекрасно знают об этом: "Но не в интересах ни одной, ни другой стороны судиться".
На то, чтобы достичь компромисса по цене, есть ещё четыре месяца, считает министр. Пройдёт названный срок, и у сторон появится "больше аргументов для принятия обоснованного решения".
Сложно сказать, станет ли аргументов больше. Но зато есть шансы на возвращение к старым идеям, ранее отвергнутым болгарской стороной. Так, Россия, по словам главы НЭК Красимира Пырванова, возобновила своё предложение выдать кредит на строительство АЭС "Белене" в сумме 2 миллиарда евро.
"Русские снова выложили на стол своё старое предложение о кредите на 2 миллиарда евро, но болгарская сторона не торопится отвечать на него до тех пор, пока нет окончательной договоренности о цене Второй АЭС", - утверждает Пырванов.
Переговорщики вернулись к старой теме об индексах инфляции. Россияне настаивают на использовании российских индексов, и в этом случае сумма в 6,3 миллиарда евро становится обоснованной.
Болгары отвечают, что станция строится в Болгарии, и индексы должны браться либо болгарские, либо европейские. В этом случае, к базовой цене 3,997 миллиарда евро следует добавлять от 0,480 до 1,48 миллиарда, и получаемая сумма будет существенно меньше российских пожеланий.
В Софию вновь вылетает делегация "Росатома" для переговоров по инфляционным индексам. А болгары думают над тем, что делать с текущими платежами. В 2011 году Болгария должна потратить не менее 27 миллионов евро на содержание площадки.
Кроме того, продолжатся и выплаты "Атомстройэкспорту" за заказанное ранее оборудование. До конца текущего года, болгарам нужно найти на эти цели 150 миллионов евро. Правда, Красимир Пырванов напомнил об интересном ноу-хау - оплачивать счета возможно путём отсрочки платежа.