В 1970-х годах Франция лидировала в мире по разработке коммерческих атомных электростанций, поскольку она искала способ повышения энергетической безопасности после нефтяного кризиса. Более 45 лет спустя администрация президента Эммануила Макрона изо всех сил пытается удовлетворить свою потребность в ядерной энергетике и долгосрочной безопасности с помощью поддержки и крайне правой партии национального ралли (проядерной) и партии зеленых (антиядерного). Что бы ни решал мистер Макрон, он рискует оттолкнуть ту или иную сторону.
Энергетический план 2018 года
Энергетический план страны, опубликованный в 2018 году, предусматривает, что четыре-шесть ядерных реакторов, в том числе два на атомной станции Фессенхайм, будут окончательно закрыты к 2028 году, а лимит будет установлен на мощность ядерной генерации 63,2 ГВт, примерно там, где каков он есть сегодня.
Похоже, что план предусматривает хеджирование ставок на остальной парк страны, состоящий из 58 коммерческих реакторов. В нем говорится, что 14 реакторов должны быть закрыты к 2035 году, а доля атомной энергетики должна быть уменьшена до 50% с 70% сегодня. Но в нем говорится, что будут приняты решения о том, следует ли закрыть или продлить разрешение на эксплуатацию «определенных ядерных реакторов после их четвертой 10-летней проверки». Это сопровождается оговоркой о том, что любые решения будут основываться на «эволюции потребления и экспорта электроэнергии, развитии возобновляемых источников энергии, выводах [ядерного регулятора] АСН и приоритете обеспечения безопасности поставок».
Согласно различным сценариям плана, сокращение годовой выработки ядерной энергии к 2023 году «будет колебаться от 10 до 65 ТВтч».
История
Развитие гражданских атомных электростанций во Франции началось всерьез после Второй мировой войны и ускорилось после нефтяного кризиса 1973 года, когда премьер-министр Пьер Мессмер обнародовал план по удовлетворению всего спроса на электроэнергию во Франции с помощью ядерной энергии, тем самым улучшая энергетическую безопасность и используя сильные инженерные силы французской промышленности.
План предусматривал строительство около 80 атомных станций к 1985 году и в общей сложности 170 станций к 2000 году. Работы на первых трех станциях, в Трикастине, Гравелине и Дампьере, начались в том же году, и Франция построила 56 реакторов в течение следующих 15 лет. Франция не стала строить столько атомных электростанций, сколько предусматривалось в Плане Мессмера, но она все еще определяла энергетическую политику Франции в течение десятилетий.
Что вызвало сокращение?
В обществе сейчас есть признаки того, что любовь Франции к ядерной энергетике угасает, по крайней мере, в глазах многих ее политиков и людей. Авария на АЭС «Фукусима-Дайичи» в Японии в 2011 году стала переломным моментом для ядерной энергетики в Европе: Италия отложила и впоследствии отменила новые проекты ядерного строительства, а канцлер Германии Ангела Меркель дала старт «Энергевенде» (переход к энергоресурсам), в котором выход гражданского ядерного флота Германии является ключевым компонентом.
Кроме того, существует реальная политика, при которой две последние администрации стремятся укрепить свою поддержку, заключив альянсы с антиядерной партией зеленых, но также осознают, что проядерную партию Национального ралли (Национальное объединение) нельзя отрицать как политическую силу. чьи сторонники должны быть успокоены.
План по поэтапному отказу от атомных электростанций предшествует г-ну Макрону, вытекающему из политического пакта, заключенного бывшим президентом Франсуа Олландом во время выборов 2012 года, который закрепил его союз с зелеными.
Администрация г-на Олланда приняла закон, направленный на сокращение доли страны в ядерной энергетике с 75% - самой высокой в Европе и второй по величине в мире после США - до 50% к 2025 году.
При Макроне министр окружающей среды и энергетики Николя Юло, назначение которого также рассматривалось как шаг к умиротворению партии зеленых, объявил, что страна выполнит обещание Олланда сократить количество ядерной энергии и заменить ее ветровой и солнечной энергией. ,
Но г-н Макрон, по-видимому, прислушиваясь к предостережениям оператора сети RTE о том, что Франция рискует нехваткой поставок после 2020 года и может не достичь цели по снижению выбросов углерода, заявил, что откладывает прекращение производства. Мистер Юло подал в отставку.
Геополитика играет свою роль: г-н Макрон заинтересован в том, чтобы держать Францию в курсе выгодных сделок по строительству новых ядерных объектов, которые могут в конечном итоге пойти в Россию или Китай. В своем выступлении он сослался на необходимость продолжения разработки французской реакторной технологии EPR «по вопросам суверенитета».
Аргумент в пользу ядерного
Эксперты в области энергетики и окружающей среды заявили, что постепенное прекращение использования ядерной энергии приведет к увеличению выбросов углерода, нанесет ущерб экономике Франции и подорвет план страны по решению проблемы изменения климата.
«Они заменяют [базовую нагрузку, надежную] низкоуглеродную энергию низкоуглеродной энергией, для которой требуется резервирование от 65% до 85% времени», - сказал Джефф Терри, профессор ядерной физики в Технологическом институте Иллинойса. «Везде, где ядерная энергетика закрыта, оно заменяется природным газом. Это означает, что Франция, вероятно, станет еще грязнее».
Есть также опасения, что Франция может стать более привязанной к российскому и ближневосточному природному газу, что ранее предотвращено именно благодаря его большому ядерному флоту.
Исследователь Земли и окружающей среды Джеймс Конка написал в журнале Forbes, что Франция является мировым лидером в области ядерной энергетики, и нет смысла сокращать ядерную энергию. Ядерная энергия дала Франции одну из самых низких затрат на электроэнергию в Европе - 16 ¢ / кВт-ч по сравнению с другими крупными странами с гораздо меньшим количеством ядерной энергии, такими как Германия (29 ¢ / кВт-ч) и Великобритания (21 ¢ / кВт-ч).
Энергетический план Франции
France energy planexternal link, opens in a new tab by Atomic-Energy.ruexternal link, opens in a new tab on Scribd