История Белене
Проект восходит к середине 1970-х годов, когда коммунистическим правительством Болгарии была запланирована двухэтапная атомная станция в Белене, на реке Дунай на севере страны. Работы на площадке начались в 1981 году, а строительство первого поставляемого Россией ВВЭР-1000 началось в 1987 году. Оно было прервано в 1991 году из-за нехватки средств и экологических и финансовых проблем. Проект был возобновлен в 2008 году, но формально заброшен в 2012 году, так как не смог найти инвесторов, а София столкнулась с давлением со стороны Вашингтона и Брюсселя, чтобы ограничить свою энергетическую зависимость от России, которая заключила контракт на строительство объекта. Сметная стоимость проекта в 10 млрд. Евро была слишком высокой, чтобы финансироваться только Болгарией. В июне 2018 года правительство решило официально возобновить проект. Был опубликован призыв к заинтересованности, и семь компаний, три из которых являются болгарскими, подали заявки на инвестирование в проект. Российская государственная корпорация Росатом, китайская государственная корпорация CNNC и государственная Корейская гидро- и ядерная энергетическая компания подали заявки, подтверждающие их интерес. В сообщениях прессы говорится, что среди трех болгарских компаний есть два консорциума с энергетическими интересами, которые были созданы специально для проекта «Белене», и третья компания, IPK-UP, которая зарегистрирована в Козлодуе, но не имеет зарегистрированных активов или доходов. Седьмая компания, представившая свой интерес, - зарегистрированная в Карлсруэ компания Becktron-Liaz Technical Engineering.
Ядерный статус Болгарии.
Болгария, вступившая в ЕС в 2007 году, закрыла четыре реактора ВВЭР на 440 МВт на атомной станции Козлодуй в целях безопасности в рамках договора о присоединении с Брюсселем. Козлодуй имеет два новых реактора ВВЭР мощностью 1000 МВт, находящихся в промышленной эксплуатации, обеспечивающих около 34% электроэнергии страны. Эти два блока были отремонтированы благодаря финансированию Евратома, американского банка ExportImport, Ситибанка и российского Росэксимбанка. Козлодуй-6 недавно получил лицензию на эксплуатацию еще 10 лет до 2029 года; Козлодуй-5 получил 10-летнее продление в 2017 году.
Возрождая проект Белене.
Идея возродить проект «Белене» родилась в ходе переговоров с Европейским союзом о присоединении Болгарии. Центристское правительство в то время заявило, что Белене может заменить генерацию, которая будет потеряна, после отключения четырех устаревших блоков Козлодуй. В 2005 году правительство, возглавляемое социалистами, возродило Белене, и была утверждена процедура тендера на станцию мощностью 2000 МВт. Год спустя Болгария выбрала предложение от предлагаемого консорциума между Атомстройэкспортом (ASE) из России, Areva (в настоящее время Framatome) из Франции и Siemens из Германии для развертывания двух реакторов ВВЭР-1000 поколения III. В 2008 году Болгария подписала контракт с ASE на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию двух блоков. Однако в 2012 году новое правительство во главе с нынешним премьер-министром Бойко Борисовым (Boyko Borissov) отменило Белене из-за невозможности найти финансирование. Россия подала на Болгарию иск в международный арбитраж по поводу отмены. Болгария снова начала искать способы возродить Белене после того, как она проиграла арбитраж и выплатила 600 миллионов евро в 2016 году в качестве компенсации ASE за уже заказанные компоненты. В принятом в 2016 году решении Международного арбитражного суда Международной торговой палаты в Женеве говорится, что болгарская государственная энергетическая компания NEK должна была заплатить ASE 620 млн евро и взять на себя ответственность за компоненты. Цена была снижена после корректировки процентов. К началу 2018 года Россия поставила большую часть оборудования, которое находилось в центре судебного решения, в том числе два корпуса реактора, крышки реактора, полные парогенераторы и магистральные трубопроводы. Оборудование хранится на площадке Белене.
Вопрос финансирования
По словам министра энергетики Теменужки Петковой Болгария хочет построить эти два блока в течение 10 лет стоимостью до 10 миллиардов евро. Однако точный характер финансирования станции остается неясным. Г-жа Петкова сказала парламенту, что правительство хотело бы, чтобы государственная энергетическая компания NEK имела «блокирующий пакет» - возможно, наложив на него вето, - но только путем внесения существующих активов и инфраструктуры на площадке Белене, стоимостью 1,5 млрд. евро. Политика правительства заключается в привлечении частных инвестиций в проект без государственных гарантий или долгосрочных контрактов на покупку электроэнергии. Критики говорят, что это будет сложно, учитывая масштабы новых ядерных проектов.
Потребность в ядерной энергии
Болгария говорит, что ей нужна ядерная энергия, потому что она сильно зависит от импортируемых первичных энергоресурсов и использует больше всего электроэнергии по сравнению с ВВП в ЕС. Болгария импортирует почти 100% нефти и газа, 100% ядерного топлива и около 35-40% угля. Она экспортирует электроэнергию в соседние страны, но электроэнергетический сектор зависит от импорта первичной энергии, в основном из России. Россия рассматривает Болгарию в качестве транзитного пункта в остальную Европу для российских источников энергии, потому что она обходит Украину.
ЕС оказывает давление на Болгарию с целью сокращения выбросов углерода в соответствии с климатическими амбициями блока. Болгария генерирует около 40% своей электроэнергии из угля, и новая ядерная энергия может заменить большую ее часть. Правительство также намекнуло, что для замены двух блоков Козлодуй, возможно, понадобятся новые реакторы, хотя на данном этапе нет планов выхода из эксплуатации блоков. В докладе Болгарской академии наук говорится, что спрос на электроэнергию в Болгарии, как ожидается, увеличится после 2030 года, и новая атомная электростанция может быть экономически жизнеспособной, если расходы на строительство будут контролироваться.
Что будет дальше?
Правящая партия Борисова и ее союзники составляют комфортное большинство, поэтому планы по строительству новых подразделений в Белене, по-видимому, не представляют политической проблемы. Оппозиционные социалисты также поддерживают атомную энергетику. Общественная поддержка высока: почти две трети болгар проголосовали за ядерную энергию на референдуме 2013 года, хотя результат не был обязательным из-за низкой явки избирателей. ЕС и США призвали Болгарию оценить свою зависимость от российского газа и нефти и призвали ее искать западных инвесторов для Белене. Ключевое решение - найти правильный пакет финансирования. Говорят, что Китай требует от Софии финансовых гарантий в обмен на свое участие, но София выступает за создание какой-либо формы государственно-частного партнерства. Любая схема финансирования должна быть одобрена государственным наблюдателем ЕС.
Анализ рисков проекта «Белене», подготовленный Венским международным центром по ядерной компетентности для Болгарского атомного форума, рекомендовал правительству пересмотреть свою позицию неучастия в проекте. В глобальном масштабе не существует прецедента, в котором ядерные проекты реализуются без участия государства, говорится в анализе. Возможны различные формы и уровни участия, включая прямое спонсорство, гарантии по кредитам, налоговые льготы, долгосрочные соглашения о покупке энергии и разницы в ценах, отмечается в анализе. Другой вариант - использовать оборудование «Белене» для нового подразделения в Козлодуе, но это повлечет за собой дополнительные расходы. Отказ от проекта и продажа оборудования в качестве лома приведет к потере около 1,5 млн долларов. Продажа проекта также возможна для компаний из России или Китая.
Кто бы ни был владельцем проекта и инвесторами, правительство заявило, что основным подрядчиком по ядерной части проекта будет российская корпорация Росатом из-за характера технологии, уже оплаченной Болгарией. Оборудование турбинного зала, а также контрольно-измерительные приборы и системы управления могли бы поставлять американская корпорация General Electric и французская компания Framatome. Обе компании участвовали в недавнем тендере, но не как инвесторы, а как поставщики оборудования.