14 мая 2020

Новый отчет Евратома посвящен безопасности поставок ядерного топлива

Atomic-Energy.ru
Orano Французский конверсионный завод Philippe Coste начал свою работу в 2018 году Orano

В недавно опубликованном отчете Агентства по топливному снабжению Евратома (ESA) были определены три самые большие угрозы доступности ядерного топлива в ЕС - отсутствие транспортных узлов, открытых для ядерных поставок; отсутствие инвестиций в конверсионные сооружения; и постоянное сокращение добычи и прекращение деятельности по новой разведке урана.

Анализ доступности ядерного топлива на уровне ЕС с точки зрения безопасности поставок, доклад Рабочей группы Консультативного комитета ESA по ценам и безопасности поставок, датированный мартом 2020 года, был опубликован Агентством 4 мая. В отчете указаны риски и ограничения, которые могут поставить под угрозу доступность ядерного топлива и предоставление электроэнергии по доступным ценам всем потребителям в ЕС. Доклад обновляет предыдущий отчет, опубликованный в 2015 году.

Методология рабочей группы оценивала риски от угроз балансу спроса и предложения, коммерческие, технические, политические и нормативные причины. Каждый риск оценивался в соответствии с его вероятностью, масштабом его вероятных последствий и продолжительностью его воздействия на предложение. Это позволило группе составить рейтинговый список 10 наиболее значимых рисков для безопасности поставок.

В заключении доклада говорится, что поставки топлива и запасы остаются достаточными для обеспечения стабильной работы всех атомных электростанций в ЕС. Однако ситуация в некоторых секторах топливного рынка не улучшилась со времени публикации отчета о рисках за 2015 год. «Три главных» риска, выявленные в последнем отчете, - отсутствие транспортных узлов, открытых для ядерных поставок; отсутствие инвестиций в конверсионные объекты; и постоянное сокращение добычи и разведки урана - отличаются от тех, которые были определены в 2015 году, в связи с отсутствием инвестиций в новые рудники, чрезмерной зависимостью от единственного источника поставок и отсутствием гармонизации и чрезмерного регулирования разрешений на перевозку.

В транспортном секторе, который, как утверждают авторы доклада 2020 года, «часто не замечают конечные пользователи», возникают различные проблемы, которые могут легко поставить под угрозу безопасность поставок. Сложность поиска транспортных компаний или портов для приема грузов с ядерными материалами становится основной проблемой для транспортировки, что делает его все более дорогим и более сложным.

В отчете отмечается, что установленная конверсионная мощность UF6 в течение многих лет значительно превышала спрос, и вместе с широким использованием вторичных материалов привела к снижению цен, что, в свою очередь, привело к тому, что некоторые конверсионные мощности остановили свое производство, а другие стали производить значительно ниже своей номинальной мощности. Инвестиции в новые мощности, однако, требуют стабильных и устойчивых цен, поскольку строительство и лицензирование таких объектов может занять 10 лет и более.

«Если предложение будет сокращено и не будет заменено, это может привести не только к дисбалансу спроса и предложения с точки зрения объемов, но и к снижению диверсификации источников поставок», - отмечается в нем.

Третий по величине риск - постоянное сокращение добычи и разведки урана - в основном является результатом экономических ограничений, говорится в докладе. В настоящее время поставки урановых концентратов преимущественно изобильны, а цены стабильны и низки, но это может привести к сокращению производства в горнодобывающей промышленности, чтобы стабилизировать или подтолкнуть цены вверх, избегая дальнейшего избыточного производства. Низкие цены также сдерживают желание инвестировать в геологоразведку, которая необходима для разведки и строительства новых рудников, чтобы заменить истощенное производство и удовлетворить будущий рост спроса.

«Когда рыночные условия неблагоприятны, горнодобывающая компания может принять решение сократить добычу, поставить рудник под временное техническое обслуживание или закрыть его навсегда.… Если влияние на рыночные цены будет не таким, как ожидалось, последует окончательное закрытие шахты. Отсутствие инвестиций в новые рудники и сокращение деятельности по разведке урана может иметь последствия для рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что приведет к несбалансированному рыночному балансу между производством и спросом на уран” - сказано в докладе.

Рекомендации

В докладе говорится, что две основные меры, которые следует предпринять коммунальным предприятиям для снижения рисков в цепочке поставок, - это поддержание соответствующего стратегического уровня запасов и диверсификация поставок.

Что касается транспорта, упрощение процедур и сокращение административного бремени сэкономили бы время и ресурсы, а разработка проекта лицензирования компаний, перевозящих ядерные материалы, который являлся бы общим для территории всех стран ЕС, могла бы снизить административное бремя и привести к более экономически эффективному и меньшему по времени сроку транспортирования. Для решения конкретной проблемы нехватки транспортных узлов, открытых для ядерных перевозок, доклад рекомендует создать альтернативные маршруты, а также использовать специальные чартерные суда.

«Также важно, чтобы различные заинтересованные стороны знали о высоких показателях безопасности перевозки радиоактивных материалов», - говорится в нем, -“Поддержание «соответствующих уровней» запасов коммунальными предприятиями и производителями ЕС снизит риски нехватки ядерного топлива в краткосрочной перспективе, но необходимы долгосрочные инвестиции в новые объекты”.

ESA уполномочена в соответствии с Договором Евратома предоставлять гарантии пользователям в ЕС получения регулярных и “справедливых” поставов урана и ядерного топлива. Членами Рабочей группы по ценам и безопасности поставок являются представители ядерных операторов и компаний топливного цикла из разных стран ЕС.