Учет имитационного ядерного материала и его остатков для подтверждения того, что никакая его часть не была похищена, стрельба из лазерных пистолетов по движущимся мишеням в форме человека и преодоление заграждений с колючей проволокой. Это лишь немногое из того, чему обучают в китайском Государственном центре технологий физической ядерной безопасности (ГЦТФЯБ) на окраине Пекина. Этот центр входит в Международную сеть центров подготовки кадров и содействия деятельности в области физической ядерной безопасности (Сеть ЦСФЯБ), которая координируется МАГАТЭ и играет одну из ключевых ролей в международном сотрудничестве и обмене передовой практикой в области физической ядерной безопасности.
«Для страны, расширяющей свою ядерно-энергетическую программу, такой как Китай, защита ядерного или другого радиоактивного материала от попадания в руки террористов приобретает все большее значение, — говорит Сюй Чжэньхуа, заместитель генерального директора ГЦТФЯБ. — За обеспечение физической ядерной безопасности отвечает каждый оператор ядерной установки и владелец ядерного материала, в связи с чем подготовка кадров является одним из центральных элементов укрепления потенциала в области физической ядерной безопасности».
С момента открытия в 2016 году Центра передового опыта, находящегося в ведении ГЦТФЯБ, в национальных и региональных учебных курсах приняли участие более 3000 слушателей, в том числе 800 из-за рубежа. К участию приглашается персонал ядерных установок, в том числе сотрудники атомных электростанций и правоохранительных органов, и на курсах рассматриваются все аспекты физической ядерной безопасности, такие как предотвращение террористических нападений и саботажа, а также меры, которые необходимо предпринимать в случае их совершения.
Новейшие объекты ГЦТФЯБ занимают 28 000 квадратных метров на территории кампуса площадью 8 гектаров, что делает Центр одним из крупнейших в своем роде во всем мире. Помимо виртуального стрелкового полигона и имитационной ядерной установки для боевой подготовки в Центре имеются учебная установка для учета и контроля ядерного материала, зал для отработки аварийного реагирования и испытательный полигон для целей физической защиты.
Кроме того, в Центре находится аналитическая лаборатория для определения количества урана и плутония в пробах, позволяющая проверить, не пропал ли ядерный или другой радиоактивный материал и не осуществлялась ли незаявленная деятельность, а также лаборатория для испытания оборудования, предназначенного для обеспечения физической ядерной безопасности в экстремальных погодных условиях.
Готовность к угрозам
По мере увеличения количества ядерного материала, используемого во всем мире в мирных целях, растет и необходимость того, чтобы власти были готовы к соответствующим угрозам. На состоявшемся в 2019 году в Пекине ежегодном совещании Сети ЦСФЯБ участники обсудили, как они могут расширить сотрудничество в деле усиления защиты ядерного и другого радиоактивного материала от терроризма и контрабанды.
Национальные власти при содействии МАГАТЭ тесно сотрудничают друг с другом в деле укрепления глобальной системы физической ядерной безопасности, и одним из ключевых направлений этого сотрудничества является подготовка кадров, говорит Раджа Абдул Азиз Раджа Аднан, директор Отдела физической ядерной безопасности МАГАТЭ. Только в 2019 году более 2000 слушателей из 145 стран приняли участие в 101 учебном курсе и семинаре-практикуме МАГАТЭ по физической ядерной безопасности (многие из них были организованы в различных ЦСФЯБ) и повысили свою квалификацию.
«Сеть ЦСФЯБ и МАГАТЭ теперь может оказывать более адресную поддержку и распространять ее на более широкий круг технической деятельности структурированным, систематическим и устойчивым образом, чтобы удовлетворять потребности отдельных центров, — говорит Раджа Аднан. — Мы всегда должны стремиться к постоянному совершенствованию, чтобы с опережением принимать меры в отношении угроз, стараясь при этом эффективно использовать ограниченные ресурсы».
Для стран с менее масштабными ядерными программами наличие таких крупных центров, как ГЦТФЯБ, может быть нецелесообразным. При надлежащем планировании эти страны могут создать ЦСФЯБ, отвечающие их национальным потребностям и способные дополнить то, что могут предложить страны с крупными ядерно-энергетическими программами.
«Наши государства-члены просят нас играть центральную роль в оказании помощи в укреплении глобальной системы физической ядерной безопасности, — говорит Раджа Аднан. — В этой связи МАГАТЭ координирует и осуществляет деятельность, в рамках которой страны могут сотрудничать друг с другом в целях сведения к минимуму риска злонамеренного использования ядерного и другого радиоактивного материала».
В частности, такая деятельность осуществляется с помощью имеющего более широкий охват механизма центров сотрудничества МАГАТЭ, который, среди прочего, способствует сотрудничеству между странами в целях содействия исследованиям, разработкам и подготовке кадров в области использования ядерной науки и технологий в мирных целях, включая обеспечение физической ядерной безопасности. В сентябре 2019 года ГЦТФЯБ, входящий в состав Управления по атомной энергии Китая (УАЭК), получил статус Центра сотрудничества МАГАТЭ в области технологий физической ядерной безопасности. В соответствии с новым соглашением о сотрудничестве МАГАТЭ и УАЭК будут совместно работать над совершенствованием функциональных возможностей оборудования, предназначенного для обнаружения излучений, и систем физической защиты, например, проводя испытания, имитирующие суровые условия окружающей среды. Это соглашение способствует сотрудничеству между МАГАТЭ и УАЭК в области исследований, разработок, испытаний и подготовки кадров в связи с технологиями обнаружения и физической защиты, необходимыми для обеспечения физической ядерной безопасности.
«Терроризм не знает границ, поэтому борьба с терроризмом должна координироваться между странами, — говорит Сюй. — Будучи державой, которая расширяет свою программу в области ядерной энергетики, мы хотим играть в этом свою роль».