29 сентября 2020

Политики должны оценивать фактические затраты на декарбонизацию – ОЭСР

Atomic-Energy.ru
Аналитик NEA по ядерной энергии Мишель Бертелеми выступает на сессии ЕЭК ООН по ядерной энергии

Падение затрат на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная энергия и энергия ветра, не дает правительствам точного представления о том, как инвестировать в низкоуглеродную генерацию, сказал Мишель Бертелеми, аналитик по ядерной энергии из Агентства по ядерной энергии ОЭСР (NEA) во время вебинара, организованного Группой экспертов по управлению ресурсами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Бертелеми сказал, что дебаты о финансировании перехода к чистой энергии с использованием возобновляемых источников энергии или ядерной энергии были ошибочно ограничены приведенной стоимостью электроэнергии, которая является мерой средней чистой текущей стоимости производства электроэнергии для электростанции в течение ее срока службы.

«Вы часто слышите об уравновешенной стоимости электроэнергии на уровне АЭС, и, в частности, вы слышите, что стоимость некоторых технологий возобновляемых источников энергии быстро снижалась за последние несколько лет. Это правда и очень хорошая новость для всех. Однако вы редко слышите о затратах, превышающих уровень энергоустановки, и, в частности, о том, что мы называем системными затратами. Учитывая масштаб проблемы, связанной с декарбонизацией, мы не можем просто смотреть на диаграммы приведенных затрат , - сказал Бертелеми.

Системные затраты состоят из профильных затрат, затрат на балансировку, а также затрат на передачу и распространение. По определению они зависят от системы и на них влияют: 

  • местные и региональные факторы и существующее сочетание; 
  • изменение проникновения возобновляемых источников энергии (VRE) и профилей нагрузки; 
  • и ресурсы гибкости (такие как гидроэнергетика, накопители и соединения). 

Системные затраты увеличиваются с увеличением доли проникновения VRE, что создает проблемы для управления системой и остаточного спроса, поскольку доступный рынок для диспетчерской генерации становится нестабильным и непредсказуемым.

«Еще одна вещь, которую иногда упускают из обсуждения политики, - это то, что мы называем полной стоимостью», - отмечает Бертелеми, - "Это означает более широкие экологические и социальные внешние эффекты, связанные с созданием различных технологий, которые очень важны, когда мы смотрим на пути декарбонизации. Для удовлетворения глобальных энергетических и экологических требований все низкоуглеродные технологии должны применяться оптимальным образом со всеми точно выделенными затратами".

Он добавил: 

«Ключевой результат, который также вытекает из нашей работы, заключается в том, что рынки электроэнергии должны быть модернизированы, потому что существующие рыночные структуры очень затрудняют инвестирование в любую несубсидируемую низкоуглеродную технологию. Широкое внедрение VRE будет происходить по всему миру, но вклад VRE в каждой стране будет зависеть от стоимости имеющихся ресурсов. В той степени, в которой необходима управляемая энергия, ядерная энергия может играть большую роль, если она экономически совместима с развивающимися рынками».

Учитывая, что многие из действующих сегодня атомных электростанций были построены 30-40 лет назад, директивным органам следует рассматривать инвестиции в новые атомные электростанции как новый цикл для инвестиций в крупномасштабную инфраструктуру «на благо общества».

По его словам, атомная промышленность находится на «критическом этапе» с завершением строительства первых в своем роде реакторов третьего поколения. «Оценка первоначальных затрат Gen III обусловлена ​​низким уровнем зрелости проектирования и особым политическим контекстом объявленных бюджетов. Недавняя тенденция в прогнозируемых расходах отражает все больше уроков зрелости проектирования, извлеченных для “первых в своем роде” проектов (FOAK). Однако разрывы между двумя определениями экономических прогнозов повлияли на общие предполагаемые инвестиционные риски и могут повлиять на общественное признание».

По его словам, АЯЭ при ОЭСР определило восемь ключевых приоритетов, которые позволят в краткосрочной перспективе сократить расходы на строительство атомных электростанций. Между “первыми в своем роде” и дальнейшими проектами это: зрелость дизайна; эффективное управление проектами; стабильность и предсказуемость регулирования; а также мульти-единичные и последовательные эффекты. Между дальнейшими проектами и мульти-проектами они: оптимизация дизайна; инновации в технологиях и процессах; пересмотр регуляторных взаимодействий; и гармонизация лицензионных кодексов и стандартов.

По его словам, основываясь на уроках, извлеченных из Gen III “первых в своем роде”, у правительств есть окно возможностей для сокращения затрат в начале 2020-х годов.

«Приверженность стандартизированной ядерной программе - наиболее многообещающий путь к снижению затрат, что оно уже имеет место в России и Китае, но не совсем так в западных странах ОЭСР», - сказал он, - «Правительства могут поддержать сокращение затрат с помощью SMR и усовершенствованных реакторов, обеспечив своевременное лицензирование и строительство демонстрационных установок, которые будут построены в конце 2020-х годов. Эти реакторы выиграют от возможностей цепочки поставок крупных проектов Gen III. Структура управления имеет важное значение для поддержки строительства, в настоящее время в западных странах ОЭСР требуется конкурентоспособное строительство новых ядерных объектов и целевая финансовая поддержка в переходный период для создания конкурентоспособных по стоимости новых ядерных технологий и снижения восприятия рисков».

По его словам, доступное финансирование является ключом к экономическим показателям ядерной энергетики, и можно предусмотреть ряд механизмов государственной поддержки, включая прямую финансовую поддержку (например, заемный капитал, финансирование экспортных кредитных агентств и гарантии по кредитам) и косвенные финансовые механизмы (например, соглашения о закупке электроэнергии и модели регулируемых активов). Часто они не являются исключительными и могут быть объединены для эффективного устранения различных строительных и рыночных рисков, с которыми сталкиваются новые проекты.

На вопрос о том, как рынки могут лучше отражать затраты на производство электроэнергии с низким содержанием углерода, он сказал: «Рынки электроэнергии были либерализованы в 80-х и начале 90-х годов, когда мы уже построили большую часть сегодняшней электроэнергетической инфраструктуры. Каким-то образом мы забыли, что для строительства электростанции система строит большую инфраструктуру. Это происходит с очень длинными циклами, но в какой-то момент вы достигаете нового цикла, и вам нужно вкладывать огромные средства в систему. Мы собираемся достичь этой [точки] во многих западных странах, и, конечно, в нашей электроэнергетике рынки не совсем подходят для этого, потому что у нас нет достаточных долгосрочных ценовых сигналов для поддержки инвестиций ».

По его словам, строительство атомных электростанций как «общественной инфраструктуры для общественного блага» подкрепляет новое мышление правительств нескольких стран ОЭСР, рассматривающих возможность более прямого подхода к финансированию строительства новых ядерных объектов.