18 октября 2022
Техническая академия Росатома

Проекты и слушатели Нововоронежского филиала Технической академии Росатома

Более полувека шло развитие системы дополнительного профессионального образования в атомной отрасли. Немалая заслуга в обеспечении безопасной эксплуатации атомных объектов принадлежит нововоронежским инструкторам Технической академии Росатома (ранее НВ УТЦ).

С момента своего существования, а это 1972 год, в Нововоронежском УТЦ, а затем в Нововоронежском филиале Технической академии Росатома, прошли обучение почти 42 тысячи специалистов атомных станций России, Европы, Азии. Если учесть, что в самом городе атомщиков население сегодня составляет около 30000 человек, то история предприятия впечатляет.

Реакторы 3 и 4 энергоблоков Нововоронежской АЭС ВВЭР-440 были первыми серийными реакторами, а впоследствии стали еще и экспортными. Поэтому в городе атомщиков первыми в стране развернули учебную базу для подготовки специалистов из Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Кубы и ГДР. Инструкторов набирали из опытных эксплуатационщиков. Что являлось уникальной практикой. Уникальной эта практика остается и до наших дней.

Международное сотрудничество НВ УТЦ (а сегодня филиала Технической академии Росатома) начинается с момента, когда специалисты обнинского Центрального института повышения квалификации в 1977 году завершили работу над учебным тренажером (аналогом БЩУ ВВЭР-440), а окончательную наладку и ввод в эксплуатацию сделали специалисты нововоронежского УТЦ.

- Все-таки первый большой международный контракт, я считаю, состоялся в 1999 году. Это подготовка персонала АЭС «Бушер», - рассказывает начальник отдела организации обучения Светлана Шевченко. - Он длился вплоть до 2015 года. Чуть более 300 человек оперативного и эксплуатационного персонала обучили в Нововоронежском УТЦ и еще 912 специалистов - на площадке АЭС в Иране. К этому времени у нас была хорошая техническая база и компетентный штат инструкторов и переводчиков. Многие из тех, кто у нас учился, сегодня занимают руководящие должности - это директор АЭС «Бушер», главный инженер, начальники цехов. Обучившиеся у нас также работают в Министерстве энергетики в Тегеране. Мы бережно относились к религиозным традициям наших гостей, создавали во время их пребывания все условия, чтобы им было комфортно.

Любой проект - это люди, прежде всего, их традиции, обычаи. Светлана Николаевна по личному опыту знает, что иранцы дружелюбны, нацелены на семью. Это приходилось наблюдать моей собеседнице на обучении и, непосредственно, в командировке в Иране. 

- Приезжали в Нововоронеж будущие атомщики с женами, которые сопровождали их всюду, а несколько человек,- вспоминает, - уехали со вторыми половинками. Так создавались интернациональные семьи. Символично что дом, где проживали иранцы во время контракта, до сих пор называют в городе «иранским».

С 2000 по 2003 годы нововоронежским УТЦ «Атомтехэнерго» было обучено 452 атомщика с Тяньваньской АЭС – оперативный и эксплуатационный персонал:178 их них в НВ УТЦ, 274 - на площадке заказчика в Китае. Все, кто работал на этом проекте, говорят, что китайцы любознательны, усердны. Скрупулезно относились ко всей документации.

- Сложность в работе на этом проекте возникла не с людьми, они открытые, улыбчивые. Труднопроизносимыми оказались их имена - вспоминает Шевченко. - Тогда, с согласия обучающихся, ребят стали назвать русскими именами.

Больше ничто не отвлекало от темы занятий ни слушателей, ни инструкторов. Листаем учебные журналы: Бень Юнцай стал обучаемым по имени Петя; Ван Аньпин — Андреем; Женей назвали Жань Сяохуа. Жизнь потекла в своем русле. Но вскоре выяснилось, что привычное расписание занятий для этих студентов не подходит. И если иранцам требовались молельные комнаты, то в случае с китайскими гостями нужен был двухчасовой обед. У этой нации принято спать в полуденное время, а затем пить чай. И только после всех церемоний начинались занятия.

Новый проект и новые люди. 182 индийских специалиста прошли обучение в НВ УТЦ. С АЭС «Куданкулам» приехали в 2003 году люди с опытом работы в атомной энергетике. По контракту преподавать им должны были на английском языке, и это был первый опыт для нововоронежцев. Поэтому до начала контракта кропотливо шел отбор переводчиков. Во взамодействии с инструктором проводились тренировочные занятия, так нарабатывался навык.

- С поставленной тогда задачей наш УТЦ справился блестяще. Умные, сдержанные, грамотные - я бы так охарактеризовала индийских специалистов, - рассуждает Светлана Николаевна. — Помимо обучения их активно интересовала культурная программа. Много было поездок в театр, музеи. Нужно отметить, что наши специалисты работали не только в аудиториях, основной процент обучаемых был на площадках атомных станций стран-заказчиков.

Когда белорусы решили строить атомную станцию на своей территории, незамедлительно, с 2015 по 2021 год потребовалось обучить 600 человек персонала. В основном обучение шло на площадке «БелАЭС», а вот стажировка на Нововоронежских инновационных блоках. Лекции, учебно-методические материалы, программы подготовки на должность, видеокурсы разрабатывали в Технической академии. 

-Белорусы очень требовательны к качеству,- отмечает Светлана Николаевна — внимательно относились ко всей документации и обучающим фильмам. В командировке мы приятно удивлялись городу Островец. Он такой красивый, чистый, уютный. Получается через проекты видишь страны, людей, их характеры, привычки.

В 2018 году Техническая академия приступила к подготовке бенгальских специалистов. Атомная энергетика для Бангладеш - это новое перспективное направление. И нововоронежская «кузница кадров» как всегда охотно взялась за этот проект. Уже обучились с начала контракта 657человек, из них 79 за партами в академии в настоящий момент.  Кто-то из них был студентом МИФИ, кто-то закончил вуз в родном Бангладеш и, пройдя строгий отбор, попал на обучение в Россию. Общие курсы бенгальцы проходят в Обнинске, а специализированные курсы, практику и стажировку на рабочих местах - в Нововоронежском филиале. Для тех, кто уже завершил обучение и сдал экзамены, а это 297 человек, готовят сертификаты. 

- По условиям контракта «АЭС Руппур» каждому обучающемуся мы готовим рекомендацию о назначении на должность. Учитываются образование, лидерские позиции, организаторские способности, коэффициент участия в отношении обучения «Atittude» и много других факторов. Кроме этого, весь оперативный персонал проходит в Обнинске психофизиологическое обследование. 

Назначение на должность каждый обучившийся в Технической академии получит уже в Бангладеш, на совместном совещании с заказчиком. В конце октября бенгальцам торжественно вручат сертификаты. В этом же месяце специалисты академии начнут преподавать и на площадке АЭС «Руппур». Список бангладешских атомщиков до нового года увеличится еще на 68 человек. В коридорах академии сегодня можно встретить не только бенгальцев, но и турецких слушателей. 

Семимильными шагами идет строительство АЭС «Аккую» в Турции. По словам специалистов, турецкая станция закрепила статус крупнейшей атомной стройки в мире - там приступили к возведению четвертого энергоблока. А значит, профессионалов потребуется много. Около 300 русских и турецких специалистов АО «Аккую Нуклеар» обучение в академии уже завершили, из них 34 человека из числа оперативного персонала ожидают получение лицензии для самостоятельной работы на турецкой АЭС. Каждую неделю приезжают новые группы. Сейчас за партами в академии 82 турецких слушателя.

- Обучение на тренажере и курс отличий по проектным особенностям на АЭС «Аккую» проходят все новые обучающиеся. Хотелось, конечно, больше контрактов, - завершает наш разговор начальник отдела организации обучения Светлана Шевченко — ждем Узбекистан, тоже страна восточная интересная. Надеемся, что из Саудовской Аравии к нам учится приедут. Начали обучение атомщики венгерской АЭС "Пакш-2". 

Одним словом, история «Атомная энергетика: проекты и люди» продолжается. И мы надеемся вновь вернуться к этой теме. Тем более, что за ней огромный опыт наших коллег: переводчиков, инструкторов, специалистов отдела повышения эффективности реализации проектов. Большой труд одной команды - Технической академии Росатома.

Техническая академия Росатома: свежие публикации

Современная площадка подготовки персонала российской и зарубежной атомной отрасли. Сеть учебно-методических центров в составе Технической академии позволяет решать практически все задачи, связанные с обеспечением отраслевых и государственных целей, международным бизнесом.