Стереотипное мнение – как эпидемия, распространяется быстро и прочно и надолго оседает в умах людей. «Это всё химия» - очень часто эту фразу произносят с негативным окрасом, мол, что химическое, то неестественное и вредное. Но ведь наш мир состоит из веществ, поэтому насквозь проникнут химией. Превращения веществ – настоящее волшебство. Про всё, что нас окружает, чем мы пользуемся в быту и про нас самих можно с гордостью сказать: Это всё химия! А раз химия занимает значительную часть в жизни человечества, ещё более очевидно, что она наука будущего.
Несомненно, профессора и учёные химики крайне заинтересованы в привлечении в эту волшебную науку новых пытливых, молодых и талантливых умов. Мода на гуманитарные науки привела к дефициту молодёжи в науках естественных. На сегодняшний день, вне всякого сомнения, самым эффективным средством по заинтересованности и привлечению школьников к изучению химии являются химические олимпиады. Профессора и учёные химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова во главе с деканом, академиком РАН В.В. Луниным уделяют особое внимание интеллектуальным соревнованиям. На их подготовку уходит много времени и сил. Одна из престижных школьных олимпиад по химии – Всероссийская. Свою историю химическая олимпиада отсчитывает с 60-х годов прошлого века, в целом, Всероссийская олимпиада – особое образовательное событие, единственный пример сохранения традиций на постсоветском пространстве.
Традиционно лучшие школьники из разных регионов России съезжаются на это мероприятие. Ребята проходят отборочные туры региональные – награда за успехи – Заключительного этапа Всероссийского олимпиада. Её схема проведения значительно отличается от всех остальных. Задания более сложные, запутанные и более интересные, чем в других олимпиадах, включая всемирную, считающуюся вершиной всех химических соревнований. Примечательно, что заранее «натаскать» к этим задачам будущих Менделеевых невозможно. Все задания держатся в секрете и охватывают все разделы химии: органическую, неорганическую, физическую, аналитическую и науку о живом. А уже во втором туре участникам предоставят право выбора задачи из любимого раздела. После двух теоретических туров следует экспериментальный: ребята демонстрируют навыки работы в химической лаборатории, умение выполнять химический анализ веществ, проводить синтез по предложенной методике.
10 октября 2008г. в здании Интеллектуального центра – Фундаментальной библиотеке при помощи современных Интернеттехнологий состоялся интерактивный диалог между профессорами Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Архангельского государственного технического университета. Цель круглого стола: всесторонне обсудить возможность привлечения способной и перспективной молодёжи и общественности, к естественным и инженерным наукам – в частности к химии. Этим актуальным вопросом зачастую задаются многие российские профессора и учёные химики. Ведь сколько еще интересных находок, открытий предстоит сделать будущим Бутлеровым и Марковниковым для улучшения качества жизни и всей цивилизации.
По завершения дискуссии академиком РАН, проректором МГУ А.Р. Хохловым совместно с деканом химического факультета был дан старт заключительному этапу 45-ой Всероссийской олимпиады школьников по химии, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.
Имя Михаила Васильевича Ломоносова вписано золотыми буквами в историю мировой науки. Почта России не раз выпускала почтовые марки в честь великого русского химика и сегодня к этому событию издательский дом «Марка» почта России выпустила юбилейную марку-виньетку.
Для гашения марки были приглашены академик РАН Хохлов А.Р. и академик РАН, декан химического факультета В.В.Лунин.
В частности Валерий Васильевич заметил: Термин «погасить» - почтовый, но не очень удачный. Лучше сказать - «благословить». Всё мероприятие транслировалось по видеоконференцсвязи в открытый доступ с портала химического факультета.
Дискуссия показала: несмотря на многие кризисные явления, наблюдающиеся в последние десятилетия в системе образования - предметные олимпиады школьников неизменно остаются одной из важнейших составляющих качественного школьного образования. Каждый современный школьник сегодня отчетливо осознает взаимосвязь высшего образования и успешного, благополучного будущего. Участие школьников в олимпиадах различных уровней является отличной возможностью не только проверить свои способности, но и получить шанс на поступление в московский университет и другие российские вузы без вступительных испытаний.