Новый механизм Европейской Комиссии по сотрудничеству в области ядерной безопасности (INSC) предполагает переход от технической к стратегической поддержке, что должно повысить актуальность проектов и эффективность их реализации. О задачах новой программы ЕК рассказывает ее руководитель г-н Фаусто Гасперини.
– Г-н Гасперини, расскажите подробнее о программе INSC: ее цели и задачи, на сколько лет рассчитана, в каких странах действует, какие российские организации в ней участвуют?
– Программа сотрудничества в области обеспечения ядерной безопасности (INSC) продлится с 2007 по 2013 год. В отличие от предыдущей программы, TACIS, основной целью которой было оказание технического содействия странам СНГ, она ориентирована на сотрудничество в данной области с гораздо более широким кругом стран. Однако на первом этапе, в 2007–2009 годах, сотрудничество со странами бывшего СССР, в частности Российской Федерацией и Украиной, будет оставаться важной частью программы INSC.
Программа включает пять основных направлений: внедрение эффективной культуры безопасности на всех уровнях; усовершенствование конструктивных решений, методов эксплуатации и обслуживания ядерных установок; обращение с ядерными отходами, снятие с эксплуатации и реабилитация ядерных площадок; безопасность, контроль и учет ядерных материалов; аварийная готовность.
Внедрение эффективной культуры безопасности подразумевает оказание поддержки регулирующим органам и экспертным техническим организациям, усилению регулирующего контроля и работам на площадках и за их пределами.
При усовершенствовании конструктивных решений, методов эксплуатации и обслуживания установок, помимо прочего, будет использоваться опыт различных эксплуатирующих организаций. Безопасность повысится как вследствие поднятия общего инженерно-технического уровня, так и за счет решения конкретных технических проблем, таких как старение материалов.
Важнейшие проблемы связаны с обращением с отходами, выводом из эксплуатации и реабилитацией ядерных площадок. Для их преодоления нужно решить вопросы, связанные с выводом из эксплуатации ядерных установок, в отношении которых отсутствуют коммерческие обязательства, с управлением РАО всех типов, образовавшихся в результате эксплуатации АЭС, а также с ядерным наследием российского Северо-запада и Дальнего Востока, Семипалатинска, Сибири, включая реабилитацию бывших урановых шахт. Кроме того, необходима оценка ситуации и возможных потребностей в поддержке в других странах, где обращение с отходами и их хранение осуществляется в небезопасных условиях. Соответствующие меры и проекты будут определены и реализованы в сотрудничестве со странами-бенефициариями и международными организациями, а также другими донорами, работающими в соответствующих регионах.
Предполагается содействие усилению регулирующего контроля, процедур и систем, необходимых для обеспечения защиты от ионизирующего излучения радиоактивных материалов, в частности, высокоактивных источников, а также их безопасного захоронения. Мы будем способствовать созданию соответствующих регулирующих структур и методик для обеспечения ядерных гарантий, включая учет и контроль делящихся материалов, на уровне как государства, так и эксплуатирующих организаций.
Наконец, для планирования мер на случай аварии, обеспечения аварийной готовности и осуществления противоаварийных действий, защиты населения и проведения реабилитационных работ необходимо создание эффективных организационных структур.
Программа INSC ориентирована на тесное сотрудничество с компетентными органами власти стран-бенефициариев. В Российской Федерации определение направлений и подготовка совместной деятельности будут проводиться через Росатом. Другие организации, например Росэнергоатом или МЧС, также будут напрямую участвовать на подготовительных этапах. АЭС и научно-исследовательские организации могут подключиться к программе в качестве исполнителей в процессе ее реализации.
– Каковы, по вашему мнению, основные проблемы России в сфере обращения с РАО и ОЯТ?
– В ходе различных контактов и обсуждений экспертами и представителями регулирующих органов РФ и ЕС уже в основном определены основные российские проблемы и потребности на ближайшее будущее в сфере управления отходами и вывода из эксплуатации.
Необходимо разработать нормативную документацию и систему регулирования обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными материалами. Важно определить критерии характеризации и сортировки, стандарты для характеризации отходов и ядерных материалов, разработать методы и технологии, установить юридические рамки и создать практические рекомендации для эффективной сортировки и классификации разных классов и категорий отходов. Нужна также идентификация существующих методов и установок кондиционирования и упаковки отходов и разработка новых, более эффективных и безопасных.
Несколько российских АЭС в ближайшее время исчерпают свой 30-летний эксплуатационный ресурс. Несмотря на то, что срок эксплуатации некоторых из них был продлен на пять – десять лет, рано или поздно их придется закрыть. Для решения этих проблем в будущем необходимо создать методики и технологии обращения с отходами, образующимися при выводе из эксплуатации АЭС, ядерных установок и исследовательских реакторов.
Еще одна серьезная проблема – обращение с радиоактивными источниками, особого внимания требуют бесхозные высокоактивные ИИИ.
Кроме того, большое значение имеет реабилитация объектов, эксплуатировавшихся на первом этапе ядерного топливного цикла, например, бывших урановых шахт.
– Каков механизм финансирования программы INSC?
— В этом отношении INSC не очень отличается от программы TACIS. Схемы ее реализации будут главным образом основываться на выполнении четко определенных проектов и работ, предложенных страной-бенефициарием и согласованных с экспертами Европейского Союза и Европейской Комиссии. Будут, однако, и некоторые отличия.
Основным предварительным условием осуществления проектов и определения их приоритетности в рамках новой программы станет совместное с российской стороной финансирование и совместное управление. Это будет гарантировать актуальность проектов и дальнейшее использование их результатов российскими организациями.
Другим важным отличием программы INSC от TACIS станет ориентация на оказание чисто технической поддержки. В объем работ будет входить исключительно передача ноу-хау и опыта, а также разработка методик, усовершенствование приемов работы, обучение и сертификация персонала, оказание поддержки при разработке технологий и оборудования для обеспечения ядерной безопасности и т. д. Закупка оборудования и другой оснастки, практиковавшаяся в прежней программе, сейчас уходит на второй план. Впрочем, в ограниченном объеме и с соответствующим обоснованием это останется возможным, например в случаях, когда реализация проекта предполагает создание опытных установок для проведения испытаний и передачи технологий.
— Какие преимущества получат страны Запада от сотрудничества с Россией в рамках программы INSC?
— В прежней программе TACIS западные партнеры оказывали cодействие (как чисто техническое, так и связанное с закупками оборудования) российским организациям, компаниям и институтам, но отношения между ними были в основном односторонними и ограничивались сроком реализации проекта, без каких-либо последующих контактов или совместных работ. INSC даст европейским компаниям возможность наладить более тесное сотрудничество с российскими коллегами. Совместное управление и финансирование работ, о которых говорилось выше, поднимет партнерство на новый уровень, заставит стороны активнее взаимодействовать для достижения результатов. Это поможет сформировать более прочные связи между партнерами, которые продолжатся после завершения проектов и их финансирования со стороны ЕК.