Газета Le Monde публикует интервью с главой "Росатома" Сергеем Кириенко, уверяющим, что Россия сегодня в состоянии обеспечить все обязательства по поставкам, от обогащенного урана до ядерных реакторов.
По его словам, атомная энергетика в России развивается в том же направлении, что и в других странах. "Мир сталкивается с физическим лимитом углеводородов, и нынешнее снижение цен на них никак не оправдывает прекращение ядерных программ. Еще один аргумент в их пользу - потепление климата", - сказал он корреспонденту издания Жан-Мишелю Беза.
Он признал, что из-за кризиса расходы на некоторые программы развития российской атомной энергетики пришлось сократить, но план введения в строй к 2025 году 26 реакторов остался неизменным, несмотря на изменение конъюнктуры. По его словам, когда вновь начнется экономический рост и повысятся цены на углеводороды, спрос на электроэнергию увеличится. "Этот кризис дает нам возможность перевести дух и усовершенствовать ноу-хау", - цитирует газета Кириенко.
Глава "Росатома" напомнил, что первая АЭС была построена именно в России, страна владеет всеми видами ядерных технологий и не боится конкуренции, "если только она будет открытой и честной". "Поэтому мы реструктурировали свою деятельность, чтобы она соответствовала международным нормам прозрачности и открытости", - сказал он в интервью изданию.
Спрос на атомную энергию растет быстрее, чем предложение, сказал Кириенко, и чтобы его удовлетворить, необходимо стратегическое сотрудничество со всеми странами при соблюдении режима нераспространения и норм МАГАТЭ. Для этого осуществляется реформа российской атомной энергетики. Он отметил, что 2009 год будет "годом стратегических решений" для отрасли.
Долг стран, обладающих ядерными технологиями, по его мнению, состоит в том, чтобы без дискриминации предлагать эту энергию странам, не имеющим ее. Он подчеркнул, что цель создания международного центра по обогащению урана в Ангарске - не увеличение российской доли на рынке обогащенного урана ("Россия, которой принадлежит 40% мировых мощностей по обогащению урана, не нуждается в Ангарске"), а поставка топлива странам, опасающимся лишиться доступа к ядерному топливу и поэтому угрожающим начать собственное производство. "Это не что иное, как инструмент, позволяющий избежать распространения ядерного оружия", - сказал он.
Что касается 20-процентной квоты на экспорт неевропейского ядерного топлива в ЕС, Кириенко назвал ее "нонсенсом". "Мы должны иметь недискриминационный доступ на все рынки. Иностранные компании все больше инвестируют в Россию: мы требуем взаимности. Эти ограничения тем смехотворнее, что в период кризиса Европа и G8 призывают отказаться от искусственных барьеров", - приводит газета слова Сергея Кириенко.