Россия является одной из немногих стран мира, сохранивших свой ядерный потенциал, в том числе и в строительстве и эксплуатации атомных станций. ЗАО "Атомстройэкспорт", в котором сосредоточены все лучшее, что накопила отечественная отрасль в сфере атомного инжиниринга, успешно строит энергоблоки АЭС за рубежом. Корреспондент РИА Новости Андрей Резниченко побеседовал с президентом ЗАО "Атомстроэкспорт" Даном Беленьким о сегодняшней ситуации на рынке строительства АЭС и перспективах российской компании.
- РФ и Иордания подписали в мае соглашение о мирном использовании атомной энергии. Ранее Иордания объявила два тендера - на сооружение ядерного исследовательского центра для создания инфраструктуры, обеспечивающей развитие национальной атомной отрасли, а также на консалтинговые услуги по выбору и обоснованию площадки для строительства АЭС. Как компания оценивает свои шансы?
- Как вы знаете, мы участвуем в обоих тендерах. Есть конкуренция и достаточно серьезная, но надеюсь, что у "Атомстройэкспорта" хорошие перспективы. По нашим прогнозам, с вопросами ценообразования все должно быть нормально. Кроме того, с иорданцами мы встречались, обсуждали планы по строительству станции. В общем, сложилась нормальная рабочая ситуация.
- Иорданцы заявляли о желании построить четыре АЭС. Они уже знакомились с российскими проектами?
- Мы делали для них презентацию по ВВЭР, они высоко оценили этот проект с технической точки зрения. В тоже время говорить о том, какой будет тендер, кто будет инвестором, откуда поступят деньги, какая будет собственность на АЭС - пока рано.
- Когда ждете итоги тендера по Турции?
- Агентство по атомной энергии Турции (TAEK) признало тендерное предложение российского "Атомстройэкспорта" на строительство первой в этой стране АЭС удовлетворяющим всем "технологическим критериям".
Тендерное предложение консорциума включает в себя сооружение четырех энергоблоков мощностью по 1200 МВт по российскому проекту "АЭС-2006". По условиям тендера поставщик обеспечивает финансирование, строительство и эксплуатацию АЭС, а турецкое государство - лицензирование и гарантии на закупку электроэнергии в течение 15 лет, но не позже конца 2030 года. Российская компания "Атомстройэкспорт" выступила в тендере на сооружение первой турецкой АЭС в консорциуме с ОАО "Интер РАО ЕЭС" (Россия) и компанией Park Teknik (Турция). Я думаю, вопрос по итогам турецкого тендера будет решен уже в июне.
- Давайте попробуем сразу закрыть тему по строительству АЭС "Бушер" в Иране. После посещения площадки АЭС представители делегации арабских стран Персидского залива стали делать заявления о безопасности работы атомной станции. Некий инженер из Кувейта сообщил, что иранский ядерный реактор будет полностью готов к работе в первом квартале 2010 года. Насколько это соответствует истине?
- Это его личное мнение. Непонятно, что представитель Кувейта вкладывает в понятие "готовность". Есть сроки, к которым компания стремится, но это наш внутренний график, согласованный с заказчиком. К сожалению, никуда не делась проблема с поставками оборудования из третьих стран. Мы продолжаем пусконаладочные работы, и говорить о сроках пуска станции на данный момент мне не хотелось бы.
- Вы решили вопрос с холодильным оборудованием, которое в свое время отказалась поставлять для проекта АЭС "Бушер" иностранная компания?
- Это один из трудных вопросов в технологическом плане, и в плане сроков, которые у нас очень сжаты. Сейчас мы занимаемся весьма сложным процессом - интеграцией оборудования. Если говорить о финансировании строительства, то проблемы существуют из-за того, что некоторые российские банки отказываются обслуживать иранские аккредитивы, и нам приходится менять схему финансирования. Но это не вина иранской стороны.
- Еще один крупный проект "Атомстройэкспорта" - строительство АЭС "Белене" в Болгарии. Насколько известно, стратегический инвестор проекта, компания RWE - сейчас находится в некоем замешательстве в отношении данного проекта. Как складывается ситуация по болгарской станции?
- Контрактное соглашение на сооружение АЭС "Белене" было подписано 18 января 2008 года между ЗАО "Атомстройэкспорт" и НЭК Болгарии в рамках официального визита в Болгарию Президента Российской Федерации. Стоимость контракта определена в 3,997 млрд. евро.
В результате тендера немецкий концерн RWE был выбран стратегическим инвестором строительства АЭС "Белене".
Сооружение АЭС "Белене" - крупнейший проект российско-болгарского сотрудничества. Он предусматривает строительство двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 российского дизайна.
Инвестор вошел в процесс строительства АЭС уже на серьезной стадии нашей договоренности с Болгарией. Практически готов к подписанию ЕРС-контракт, обсуждены все его условия, почти полностью обсужден технический проект и сдан заказчику, и нами по этому проекту решено много технических вопросов. Стоит напомнить, что доля инвестора (RWE) в АЭС "Белене" - 49%. Это очень большие деньги. RWE прописал в соглашении с Национальной электрической компанией, что перед тем, как начинать полномасштабное финансирование проекта, они полностью исследуют этот проект. Мы со своей стороны максимально открыты, готовы давать любые пояснения по проекту, рассказывать логику принятия решений, объяснять, почему и как мы пришли к тем или иным договоренностям. Так что мы готовы ответить на любые технические вопросы и, кстати, RWE начинает все эти вопросы задавать. Что само по себе является очень хорошим шагом, демонстрирующим вхождение инвестора в проект и с технической, и с финансовой точки зрения. Понятно, что партнерам необходимо оценить большой объем документации, которую мы разработали за последние полтора года. Наша задача сейчас - оказать максимальное содействие RWE в этом процессе. Не надо забывать и о том, что компания немецкая, а в этой стране очень серьезное экологическое законодательство. Можно предположить, что этот фактор также оказывает на них давление. В общем, наша задача - максимально помочь RWE разобраться в проекте.
- Давайте из Европы перейдем к проектам в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как идут переговоры по новым энергоблокам в Китае? Есть продвижение?
- К сожалению, на сегодняшний день особых подвижек нет. Продолжаются очень тяжелые переговоры по цене. Китайские партнеры пытаются сравнить наши энергоблоки BBP-1000 со своими CPR-1000, которые они намерены строить по французской технологии, насчитывающей несколько десятков лет. Эти блоки с точки зрения безопасности, а также по ряду других характеристик серьезно уступают нашим блокам АЭС, поэтому сравнивать их по ценам нельзя. Но китайцы сравнивают и пытаются добиться от нас такой же цены, в которую, как они предполагают, им обойдутся блоки CPR-1000. А это не реально, мы физически не в состоянии сделать такие скидки, поскольку в убыток работать не можем.
- А существую какие-то обозримые сроки завершения переговоров с КНР?
- Конечно, мы ставим себе сроки, но это обоюдный процесс. Желательно довести переговорный процесс до логического завершения в ближайшие несколько месяцев. Хотелось бы на площадке Тяньваньской АЭС и дальше осваивать блоки, которые отлично себя зарекомендовали и надежно эксплуатируются (российские ВВЭР-1000). Китайцы сами говорят, что мы построили им лучшие энергоблоки в стране. Но, повторюсь, строить себе в убыток нельзя. В общем, переговорный процесс идет, и сказать, что мы завтра договоримся, я не могу.
- Как обстоят дела в Индии на строительстве АЭС "Куданкулам", которая возводится индийцами при содействии "Атомстройэкспорта"?
- На площадке первого энергоблока АЭС "Куданкулам" - фактически финальная стадия. Мы очень хорошо идем по срокам вместе с индийской стороной, постепенно наращиваем темп работ. По срокам пуска не хотел бы говорить, потому что за них отвечает не только "Атомстройэкспорт", но и наши индийские партнеры, но то, что там начинается этап пуско-наладочных работ - это правда.
- Индийцы не раз за последние несколько недель говорили, что ожидают от России начала строительства 3-го блока уже в этом году. Насколько это верно?
- То, что мы им передадим технико-коммерческое предложение в ближайшее время - это факт. В дальнейшем там будет несколько очень серьезных процедур - в том числе одобрение правительством Индии технико-экономического обоснования проекта. Сколько это займет времени - судить сложно. По нашем внутреннему графику мы планируем в сентябре 2009 года выйти на контрактное соглашение.
- Какое оборудование на АЭС Куданкулам отправите в этом году?
- В этом году будем отправлять в основном оборудование для второго блока. Будут некие дополнительные поставки по первому блоку, в том числе и по АСУ ТП, но незначительные.
- Вы можете назвать перспективные для "Атомстройэкспорта" страны и регионы?
- Я бы не стал говорить о том, что у нас есть какие-то приоритетные территории. Если есть государство, желающее построить атомный энергоблок на своей территории - мы с удовольствием будем ему предлагать наши блоки. Во всех тендерах на эту тему мы, за редким исключением, примем участие. Что касается ближайших проектов, то расцениваем как достаточно успешные переговоры по сооружению двух энергоблоков в Белоруссии. Уже известны предварительные сроки объявления тендера во Вьетнаме. Принято решение о строительстве атомной станции в Армении. Они кстати, недавно выбрали управляющую компанию.
Международный консорциум Worley Parsons в мае текущего года выиграл тендер по выбору управляющей компании для реализации программы строительства нового атомного энергоблока в Армении. Компания возьмет на себя управление процессом строительства нового атомного энергоблока. Строительство АЭС в Армении планируется начать с 2011 года и завершить до конца 2016 года. Цена услуг Worley Parsons составила 459,7 млн. долл. США.
Есть еще и перспектива достройки энергоблоков Хмельницкой АЭС в Украине. Турция, понятно. Будет тендер на АЭС "Ловииза" в Финляндии, где уже стоят наши энергоблоки. Мы с компанией Fortum, эксплуатирующей АЭС "Ловииза", ведем предварительные переговоры. Ждем, что тендер будет объявлен в ближайшее время. Будут объявлены тендеры в Словакии и Чехии. В каком качестве мы в них будем участвовать - вопрос сейчас решается.
С Украиной мы как раз договариваемся о конфигурациях сотрудничества - о разделении объемов, об ответственности и ее разграничении. Стоит вопрос о финансировании проекта. Насколько я понимаю, источник финансирования до конца не определен. В общем, нам предстоит вместе с заказчиком провести большую работу.
- Китай - перспективный рынок для "Атомстройэкспорта", где компания уже серьезно закрепилась благодаря строительству двух первых энергоблоков Тяньваньской АЭС. Кроме АЭС с реакторами типа ВВЭР обсуждается и строительство реактора БН-800 для Китая. Что с этим проектом?
- Готовимся сейчас к предпроектной проработке, в рамках которой необходимо будет выдать основные параметры и выполнить еще ряд работ по заказу КНР. Их перечень сейчас уточняется. Думаю, летом подпишем контракт на предпроектные работы по БН-800. Мы, кстати, связываем между собой строительство БН-800 в Китае и расширение Тяньваньской АЭС. Для нас БН - это сложная и перспективная задача, и потому интересная. К тому же реактор на быстрых нейтронах очень нужен Китаю, а Россия в этом направлении впереди всех стран. Вообще тематика БН - очень перспективная.
- Китайцы обсуждали вопрос с обращением с топливом БН как-то особо?
- Пока обсуждения такого не было, оно пойдет, когда мы ближе подойдем к технико-экономическому обоснованию. Вопрос будет, и он будет непростой.
- Как развивается сотрудничество с индийской компанией Larsen & Toubro (L&T), с которой недавно вы подписали соглашение?
- Сейчас мы смотрим по спецификации, что можно было бы из объема наших заказов разместить на индийских предприятиях LT. Ведь это экономически эффективно - иначе мы имеем очень большое транспортное плечо. В целом LT производит хорошее впечатление, они подписали подобные соглашения практически со всеми мировыми лидерами по строительству АЭС. Я думаю, что на их базе можно делать достаточно сложно оборудование, а не везти его из России. На стадии переговоров с индийскими партнерами об окончательном разделении поставок мы будем прописывать использование оборудования LT на АЭС "Куданкулам". Требование по локализации есть, и чем больше мы строим блоков, тем больше мы будем его исполнять. А исполнять его можно двумя путями. Вариант первый - в своих объемах привлекать индийские предприятия, отвечать самим и за качество и за результат. Либо второй вариант - мы из своих объемов передаем заказчику поставку определенного оборудования, они по своим тендерным процедурам начинают выбирать поставщиков. Я думаю, что мы будем двигаться и тем и другим путем, так как это экономически обоснованно.
- А традиционная энергетика? Расширяете свое присутствие на этом рынке?
- Основное в нашем портфеле - атомное строительство. Направление традиционной энергетики возникло, когда на внутрироссийском рынке появился вакуум и для "Атомстройэкспорта" представилась возможность участвовать в данных проектах. Все, что мы подпишем по традиционной энергетики, мы выполним качественно и в установленные сроки.
- Компания провела допэмиссию. Еще одну эмиссию акций планируете?
- У нас возникла некая проблема - некоторые контракты, которые мы сейчас дорабатываем, заключались давно и на тот момент мотивация заключения была не совсем коммерческая. При этом мы обязаны выполнять наши международные обязательства, и мы это делаем. Именно поэтому была объявлена допэмиссия, в рамках которой "Росатом" выкупил свою часть, а "Газпромбанк" свою часть выкупить не смог - наступил кризис и у него не было финансовых возможностей. В итоге мы не получили всего объема средств, которые ждали от допэмиссии. И сейчас мы обсуждаем, как выполнить поставленные ранее задачи в рамках тех сумм, на которые ранее допэмиссия объявлялась. Наверное, это будет сделано за счет еще одного выпуска дополнительных акций нашей компании.
Если говорить о финансировании проектов компании, то явных проблем здесь нет. Текущая деятельность компании обеспечивается финансами полностью, компания действует стабильно. Но то, что нам в любом случае нужна запланированная ранее помощь - это тоже понятно.
- Не планируете превратиться из ЗАО в ОАО?
- Я не вижу смысла в этом в нашей ситуации. Мы только стали вновь государственной компанией. Открытое акционерное общество все-таки предполагает возможность вхождения в капитал компании частных инвесторов. Наша компания через это уже проходила.
- Планируете выпустить новый облигационный займ?
- Совсем недавно мы погасили выпущенный ранее облигационный займ, и пока новый не планируем. Займ получился показательным - когда мы его размещали очень много банков и компаний проявили к нему большой интерес. Мы погасили его день в день, вместе с купонным доходом. Пока размещать новый займ не имеет смысла, у нас нормальные кредитные линии. К тому же, сегодня мы облигационный займ под те проценты, что были ранее, не разместим.