В европейских странах накоплен большой и разносторонний опыт работ по выводу из эксплуатации ядерных установок. О том, как французские специалисты решают такие вопросы, наш корреспондент беседует с Директором по выводу из эксплуатации и утилизации департамента Комиссариата Франции по атомной энергии (CEA) Катрин Лекомт.
– Обозначьте, пожалуйста, основные подходы CEA к выводу из эксплуатации.
– Во Франции большое количество ядерных установок. Основные принадлежат CEA (который реализует как гражданскую, так и оборонную программу), кроме того, есть многочисленные исследовательские реакторы. И вопросы вывода из эксплуатации в настоящее время для нас очень важны.
Планируя работы по выводу из эксплуатации, мы, прежде всего, учитываем требования законов и нормативных документов. Помимо этого необходимо принимать во внимание различные факторы, в зависимости от них подход к выводу различных объектов может существенно варьироваться.
При принятии решений, когда и каким образом выполнять такие работы, следует учитывать давление природоохранных организаций и СМИ. Как правило, если экологи определяют конкретный риск, связанный с работой объекта, это ускоряет начало вывода из эксплуатации.
Также учитываются и кадровые вопросы, к примеру, анализируется опыт оператора реактора и оценивается его способность работать на установке другого типа.
Разумеется, необходимо рассматривать технические вопросы – прочность и старение конструкций, уровень остаточной радиоактивности, время распада радиоактивных элементов, риск распространения загрязнения, и, конечно же, проблемы визуального контроля. Кроме того, нужно помнить, что наши самые старые объекты строились в 50-60-х годах, когда методы вывода их из эксплуатации детально не прорабатывались. Сейчас, согласно нормативам, это учитывается еще при сооружении нового объекта, и при его лицензировании заявитель должен представить предварительный план вывода из эксплуатации.
Надо принимать во внимание и экономические соображения – механизмы финансирования, процентные ставки, налогообложение. Если ядерный объект остановлен, но не выведен из эксплуатации, владелец продолжает платить налоги – на добавочную стоимость, использование территории, отдельный «ядерный» налог – и содержать установку под наблюдением, что также требует затрат.
Поэтому в интересах владельца начать вывод из эксплуатации остановленных объектов как можно раньше.
Учитываются также имеющиеся возможности по обращению с РАО. Очевидно, во избежание расходов на промежуточное хранение, наилучший вариант – отправка в ANDRA для захоронения всех отходов сразу же после их образования.
Мы принимаем во внимание и радиационную ситуацию на ликвидируемых объектах. К примеру, при загрязнении короткоживущими радиоизотопами, отсрочка работ на пять или даже 20 лет существенно снизит уровень радиоактивности, а следовательно, и дозовые нагрузки на персонал, участвующий в выполнении работ. Если же объект загрязнен долгоживущими радионуклидами, целесообразно начинать работы незамедлительно. Стратегия, принятая для предприятий ядерного цикла и лабораторий (это большинство объектов CEA), заключается в выводе из эксплуатации сразу после останова.
– Сколько проектов по выводу из эксплуатации ведутся CEA в настоящее время? Есть ли опыт вывода исследовательских реакторов?
– Сегодня реализуются 20 проектов по ликвидации различных установок. Еще около 10-15 объектов CEA уже выведены их эксплуатации. Запланирован вывод девяти энергетических реакторов.
Мы полностью вывели из эксплуатации исследовательский центр в Сен-Клер и небольшой реактор «Тритон» в Фонтене-о-Роз.
К 2012 году будут окончательно ликвидированы ядерные установки Гренобльского центра, а сам центр перепрофилирован для проведения исследований, не связанных с использованием радионуклидов. Один из исследовательских реакторов центра, «Силуэт», был выведен из эксплуатации в 2007 году и его дальнейшую судьбу решит владелец этой установки.
– Расскажите коротко о наиболее прогрессивных технологиях, используемых при таких работах.
– Для определения планов работ мы выполняем специальные замеры для точного определения местонахождения источников радиоактивного излучения. На некоторых участках это можно сделать вручную, в других случаях используются дистанционные средства.
Затем проводятся дезактивационные работы. Для управления ими предусмотрено специальное программное обеспечение. Нами также разработаны специальные технические средства, в том числе основанные на лазерных технологиях, которые могут быть установлены на роботах и механической технике.
– Как финансируется вывод из эксплуатации?
– Согласно французскому законодательству, все эксплуатирующие организации должны определить расходы на вывод из эксплуатации своих ядерных объектов, в том числе с учетом стоимости выполнения работ и обращения с РАО. После оценки затрат необходимо обеспечить средства, достаточные для покрытия будущих расходов.
В CEA два целевых фонда – для гражданских установок, основанный в 2002 году, и для военных объектов, созданный в 2004 году. На них уже накопились существенные средства.
Управление фондами осуществляют специальные комитеты, в состав которых входят представители органов власти. Комитеты осуществляют регулярный контроль получения и целевого использования денег, чтобы обеспечить своевременное выделение средств на финансирование конкретных задач и не допустить нецелевых расходов. Ежегодно министерству промышленности и регулирующему органу предоставляются отчеты комитетов о стоимости текущих и планируемых проектов по выводу из эксплуатации.
– С какими организациями вы сотрудничаете?
– Мы регулярно обмениваемся опытом с AREVA и EDF. Кроме того, сотрудничаем с регулирующими органами в области ядерной энергии по вопросам гражданской ответственности, с властными структурами – по вопросам обороны. Техническую поддержку (консультационные услуги) нам оказывает независимая организация – Институт радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN).
Международное сотрудничество в этой области посвящено выработке общих правил, стандартов, финансовой оценки затрат выводу из эксплуатации и обращению с РАО. Мы активно взаимодействуем с Европейской ядерной комиссией (ECN) и Международным фондом вывода из эксплуатации (IDF), а также участвуем в международных проектах по выводу из эксплуатации, например, организованных в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD)