Обращение с радиоактивными отходами (РАО), которые образуются вне промышленного ядерного комплекса, является на сегодняшний день серьёзной проблемой. Такие РАО образуются, как правило, в крупных городах и промышленных центрах страны с высокой концентрацией населения.
О вопросах локализации таких отходов и обеспечения радиационной безопасности центральной России рассказывает Генеральный директор ГУП МосНПО «Радон» С.А.ДМИТРИЕВ.
– Сергей Александрович, когда было создано Ваше предприятие?
"Государственное унитарное предприятие города Москвы – объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды создано в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 02 февраля 1960 года".
Действительно, по уровню потенциальной опасности радиационных инцидентов для населения столица сегодня занимает одно из первых мест среди российских регионов. В Москве расположены 37 ядерно- и радиационно- опасных объектов, около 800 организаций используют источники ионизирующего излучения. При этом плотность населения в Москве самая высокая по России.
Многолетний опыт и высокий потенциал предприятия сегодня позволяет выполнять весь перечень работ по комплексному решению проблем в области обеспечения радиационно-экологической безопасности территорий и окончательной изоляции РАО.
– Вы хотите сказать, что в Москве никаких проблем нет?
– Я бы переформулировал ваш вопрос и отвечу, что созданная нами система достаточно надёжна. Но проблемы есть везде.
Так, существенную проблему для населения города представляют «бесконтрольные» РАО. Их источниками являются места предшествующего складирования промышленных отходов, содержащих радиоактивные материалы, на свалках промышленных отходов, оказавшиеся в пределах черты города, бывшие временные хранилища РАО, образовавшиеся в результате ликвидации радиационных аварий и т.д. Таких «исторических» свалок может быть несколько сотен. Информация о местонахождении «бесконтрольных» РАО, как правило, бывает утеряна. Когда эти территории начинают хозяйственно осваивать, образуются очаги вторичного радиоактивного загрязнения. В Москве, например, за последние 20 лет ликвидировано более 2000 таких очагов. За 47 лет работы ГУП МосНПО «Радон» в его хранилища поступило, в основном, из столицы более 130 тысяч кубометров РАО общей активностью около 15 миллионов Кюри. Для сравнения: это больше, чем объём эксплуатационных радиоактивных отходов, накопленных всеми российскими АЭС. Один лишь этот показатель определяет сложность и многогранность проблемы обеспечения радиационной безопасности Москвы и Московского региона в целом. И справиться с ней может только многопрофильное, многофункциональное предприятие, каким и является ГУП МосНПО «Радон».
– Но вы назвали 2000 очагов… Чтобы их выявить, нужен целый центр слежения…
– Мы выполняем и такие функции. Нашими специалистами создана система радиоэкологического мониторинга, которая позволяет контролировать ситуацию в целом по городу и в отдельных округах, лесопарковых зонах и местах отдыха, на территориях различных объектов. В Москве размещено около 100 пунктов регулярного наблюдения для отбора проб воды, снега, почвы, листвы, травы, а также 52 стационарных измерителя радиационного фона. Данные мониторинга ежегодно обобщаются сотрудниками «Радона» в радиационно-гигиеническом паспорте столицы. Специалисты нашего объединения также ведут авто- и пешеходную гамма-спектрометрическую съёмку и контроль водных артерий столицы.
Кроме того, «Радон» занимается восстановлением окружающей среды, ведёт радиационно-аварийные работы, реабилитирует радиационно-загрязнённые территории.
Эти и другие меры обеспечивают радиационную безопасность мегаполиса, а оперативное информирование — благоприятный морально-психологический климат для его жителей. Радиационная обстановка в Москве в целом стабильна. Согласно нашим данным, в 2008 году значения всех контролируемых параметров не превысили допустимых уровней.
В целом для обеспечения надёжной радиационной безопасности москвичей нашим предприятием проводится целый комплекс работ. Это мониторинг территорий, дезактивация участков радиационного загрязнения, сбор и транспортировка РАО, переработка и размещение их на длительное хранение.
– А какие технологии обращения с РАО применяют ваши специалисты?
– Сотрудники «Радона» применяют разнообразные современные технологии для переработки разных видов отходов на предприятии — это сортировка, фрагментирование, компактирование, остекловывание, цементирование, иммобилизация в металлические матрицы, выпаривание, мембранно-сорбционная очистка жидких РАО, плазменное сжигание и плавление зольного остатка. Многие из этих технологий специалисты ГУП МосНПО «Радон» разработали и внедрили за последние годы. Мы проводим интенсивную модернизацию оборудования и сооружений, строим новые объекты.
Сегодня на нашей площадке по международному проекту, разработанному с участием специалистов ведущих европейских стран, строится современное хранилище радиоактивных отходов. Оно способно принять 100 тысяч кубометров РАО. Этого вполне достаточно для обеспечения потребностей Центрального региона России, в первую очередь, Москвы и Подмосковья, на десятки лет.
– А сами сотрудники «Радона»… Насколько небезопасно постоянное обращение с радиоактивными отходами?…
Могу сказать, что на всех стадиях обращения с РАО применяется принцип многобарьерной защиты персонала и окружающей среды.
Контроль РАО начинается с выявления и подготовки отходов к транспортировке на спецавтомобилях. Использование специального автотранспорта гарантирует безопасную транспортировку отходов к месту их переработки и долговременного хранения. Автомобили обеспечены спецохраной, снабжены системами спутникового сопровождения и физической защиты.
Процесс кондиционирования радиоактивных отходов предусматривает иммобилизацию радионуклидов в прочные матричные материалы (стекло, цемент, керамику и т.д.)
Далее технология предусматривает помещение кондиционированных РАО в специальные защитные упаковочные комплекты (металлические бочки, металлические и железобетонные контейнеры.
Контейнеры с отходами в зависимости от их вида размещают в гидроизолированных хранилищах.
В гидроизолированных хранилищах предусмотрена система многофункциональных барьеров, исключающих воздействие на РАО внешних факторов. Дополнительным барьером является сама геологическая структура промплощадки предприятия, оптимальная с точки зрения водонепроницаемости и сейсмоустойчивости.
И на гидроизолированных хранилищах также реализован принцип многобарьерной защиты на всё то время, которое требуется для безопасного хранения утилизованных отходов.
– В какой мере опыт «Радона» востребован в России и за рубежом?
– Мы расширяем активное сотрудничество с организациями атомного комплекса России, как научными, так и промышленными.
Специалисты объединения участвовали в разработке технологий для ведущих ядерно-промышленных центров России, например, ПО «Маяк» и ФГУП «Звездочка». На Кольской АЭС с нашим участием была введена в опытную эксплуатацию промышленная установка сорбционной очистки ЖРО, созданная на основе технологий, разработанных в «Радоне».
Наш опыт высоко ценится Международным агентством по атомной энергии – МАГАТЭ. В частности, МАГАТЭ организованы учебные курсы на базе учебного центра ГУП МосНПО «Радон». Здесь прошли стажировку специалисты из разных стран (Латвии, Чехии, Литвы, Польши, Болгарии, Румынии, Словении, Турции и других).
Программа курсов разрабатывалась совместно со специалистами двух департаментов МАГАТЭ: по технологиям и безопасности.
Широкое международное сотрудничество убеждает нас, что в своей практической деятельности ГУП МосНПО «Радон» использует наиболее передовые технологии обеспечения радиационной безопасности.