Виталий ПЕТРУНИН пришел в Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова в 1976 году. Он начал работу на предприятии в качестве инженера-расчетчика, а сегодня занимает должность первого заместителя директора и является главным конструктором промышленных реакторных установок ОАО «ОКБМ Африкантов».
– У ОКБМ славная история: Ваша организация разрабатывает промышленные реакторы и энергетические установки для флота с 40-50-х годов прошлого века. Каковы главные направления деятельности ОКБМ в настоящее время?
– Мы вошли в структуру отраслевого холдинга ОАО «Атомэнергопром» и наши первоочередные задачи связаны сегодня с выполнением федеральной целевой программы по развитию атомного энергопромышленного комплекса. В их числе выполнение функций главного конструктора и комплектного поставщика реакторных установок строящихся объектов атомной энергетики: головного плавучего энергоблока Северодвинской АТЭС с реактором КЛТ-40С и четвертого энергоблока Белоярской АЭС с реактором БН-800. Значительная часть комплектующего оборудования этих установок изготавливается непосредственно в цехах нашего предприятия. Пик работ по этим проектам приходится как раз на этот и следующие два года. Оба проекта имеют принципиальное значение для дальнейшего развития отечественной атомной энергетики, и мы прилагаем максимум усилий, чтобы выполнить утвержденный график поставок, как по номенклатуре, так и по срокам отгрузки.
Панорама ОКБМ
Традиционно много внимания уделяется работам по поддержанию безопасной эксплуатации реакторных установок на кораблях ВМФ и атомных ледоколах, продлению срока их эксплуатации. Мы также расширяем свое участие в работах по реакторам ВВЭР – разрабатываем, испытываем и поставляем широкий спектр насосного и вентиляционного оборудования для действующих и строящихся энергоблоков.
– Расскажите подробнее, как будет обеспечиваться безопасность БН-800. Встанет ли проблема радиоактивных отходов от работы этого реактора?
– У нас есть все основания для уверенности в проекте БН-800. В России накоплен большой опыт эксплуатации быстрых реакторов с натриевым теплоносителем, и он убедительно свидетельствует о высокой надежности и безопасности установок типа БН. Достаточно сказать, что предшественник БН-800 – реактор БН-600 – успешно работает в составе третьего энергоблока Белоярской АЭС уже более 28 лет, и за это время в районе станции не отмечено никаких изменений естественного радиационного фона; сейчас мы завершаем комплекс исследований по обоснованию возможности его эксплуатации вплоть до 2025 года.
Строительная площадка БН-800
Кроме того, в проекте БН-800 принят целый ряд инновационных решений по повышению ядерной и радиационной безопасности. Они основываются на пассивных принципах – значит, их эффективность не зависит от надежности срабатывания вспомогательных систем и человеческого фактора. В целом, по физико-техническим свойствам (низкое рабочее давление, значительные резервы до температуры кипения теплоносителя, относительно небольшой запас реактивности на выгорание, большая теплоемкость натрия и др.), реакторы БН имеют наибольший потенциал внутренне присущей безопасности.
Одно из преимуществ натриевого теплоносителя – низкая коррозионная активность по отношению к конструкционным материалам первого контура. Поэтому и количество образующихся в таком реакторе радиоактивных продуктов коррозии существенно меньше, чем в реакторах ВВЭР. В отличие от воды, натриевый теплоноситель не разлагается под действием радиации, не требует регулярного дренирования и очистки от растворенного поглотителя при проведении операций по перегрузке топлива. Вдобавок натрий связывает радиоактивный йод в нелетучие химические соединения, что при нормальной работе АЭС практически исключает его выброс через системы вентиляции. Поэтому при эксплуатации установок типа БН образуется относительно немного РАО, а их радиационное влияние на окружающую среду меньше, чем реакторов других типов.
– Какие еще инновационные разработки ОКБМ Вы считаете наиболее перспективными?
– К инновационным проектам можно также отнести установку ВБЭР-300 для энергоблоков региональной атомной энергетики, усовершенствованный быстрый реактор большой мощности (БН-К), высокотемпературный реактор с гелиевым теплоносителем и газотурбинным циклом преобразования энергии ГТ-МГР, сверхвысокотемпературный реактор для промышленного производства водорода из воды МГР-Т, а также атомную паропроизводящую установку РИТМ, предназначенную для ледокола нового поколения и серийных плавучих энергоблоков малой мощности.
Макет ВБЭР-300
Этими проектами закладываются новые направления инновационного развития отечественной атомной энергетики. Надеюсь, что все они будут успешно реализованы уже в следующем десятилетии и в дальнейшем будут включены в структуру многокомпонентной атомной энергетики XXI века.
– Какое внимание при разработке проектов уделяется обеспечению ядерной и радиационной безопасности?
– Сегодня требования к ядерной и радиационной безопасности проектируемых объектов атомной энергетики очень жестко регламентированы действующими федеральными законами, нормами и правилами, а надзорные органы строго контролируют их неукоснительное соблюдение. Убедительное обоснование выполнения всех нормативных требований – важная часть каждого проекта, необходимое условие получения официального разрешения (лицензии) на строительство и эксплуатацию реакторной установки. Я уверен, что у современной атомной энергетики достаточно научных и инженерных решений, позволяющих убедительно обосновать и обеспечить безопасность АЭС в течение проектного срока эксплуатации.
Проблема в том, что проектант должен создать не только безопасный, но и экономичный источник энергии. В поиске приемлемого компромисса между этими неизбежно конкурирующими требованиями и состоит одна из главных интриг и сложностей проектной работы. Я считаю, что каждый разработчик, которому удалось справиться с этой задачей, может гордиться таким достижением.
– В настоящее время начинается вывод из эксплуатации «старых» реакторов. Специалисты ОКБМ принимают участие в этом процессе?
– В середине 1980-х годов были остановлены многие промышленные реакторы, разработанные ОКБМ, – АВ-1, АВ-2 и АВ-3 на ПО «Маяк», АДЭ-3 на СХК, АД и АД-1 на Горно-химическом комбинате. С тех пор наши специалисты занимаются проектными работами по выводу их из эксплуатации.
2008 год стал для нас знаменательным – были выведены из эксплуатации два наших «ветерана», последние промышленные реакторы Сибирского химкомбината АДЭ-4 и АДЭ-5, проработавшие более 40 лет. Этому событию предшествовал большой комплекс работ по повышению безопасности и продлению срока службы действующих реакторов такого типа. В результате всесторонних инженерно-радиационных обследований была получена детальная картина ядерного, радиационного и технического состояния основного реакторного и иного оборудования, систем и коммуникаций, зданий, сооружений и территории площадки каждой установки. Проведенные затем расчетно-экспериментальные исследования и проектно-конструкторские разработки позволили обосновать возможность безопасной эксплуатации реакторов и выполнить компенсирующие мероприятия, необходимые для выполнения требований безопасности до момента их окончательной остановки. ОКБМ, как предприятие – главный конструктор реакторов, участвовало в этих проектах, отвечая за организацию всех работ по подготовке к выводу из эксплуатации.
Концепция вывода из эксплуатации установок типа АДЭ предусматривает, что после извлечения ядерного топлива и создания системы защитных барьеров реактор будет оставлен в шахте на длительное хранение, в течение времени, достаточного для естественного спада наведенной радиоактивности в элементах его конструкции (не менее 100 лет). В настоящее время продолжается работа по разработке локальных концепций вывода из эксплуатации каждого реактора с учетом особенностей его состояния и площадки размещения.
– Назовите основных партнеров ОКБМ за рубежом. По каким направлениям развивается международное сотрудничество?
– Мы активно сотрудничаем с зарубежными научными институтами и компаниями США, Японии, КНР, Южной Кореи, Франции, а также с МАГАТЭ. Основные направления сотрудничества – высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы (проект ГТ-МГР), быстрые реакторы с натриевым теплоносителем, реакторы малой и средней мощности. Взаимодействие с иностранными партнерами проходит в самых разнообразных формах, от участия в исследовательских программах и международных проектах до изготовления и поставки оборудования на объекты атомной энергетики. Кроме того, мы оказываем большой объем услуг по обучению зарубежных специалистов в области атомной энергетики.
– Существует ли в Вашей организации кадровая проблема? Как она решается?
– С этой проблемой сегодня сталкиваются все организации отрасли, и каждая решает ее по-своему. ОКБМ – это научно-производственное предприятие, поэтому мы испытываем потребность в квалифицированных кадрах, как специалистов, так и рабочих.
Проблему подготовки специалистов нам удается решать с помощью Нижегородского технического университета (в первую очередь, физико-технического факультета) и НГГУ. В этом году непосредственно в ОКБМ мы открыли базовую кафедру НГТУ «Конструирование ядерных реакторов». Студенты будут учиться здесь с третьего курса и вплоть до защиты дипломного проекта под руководством наших ведущих сотрудников.
Естественно, в последние годы приходится больше внимания уделять вопросам адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятии. Мы создали систему, которая позволяет уже на ранних стадиях выявлять наиболее талантливых и активных молодых людей, содействовать их служебному и профессиональному росту. В частности, ежегодно проводятся конкурсы на звание «Лучший молодой инженер» по нескольким номинациям, победители которых получают рекомендацию на внеочередное присвоение следующей должностной категории. В этой работе руководство предприятия опирается на Совет молодежи ОКБМ и молодежную комиссию при профсоюзном комитете.
Значительно сложнее обстоит дело с набором квалифицированных рабочих, особенно на современное станочное оборудование. Даже в таком крупном промышленном центре, как Нижний Новгород, квалифицированные станочники сегодня, как говориться, на вес золота. Нам с большим трудом удалось набрать полноценную вторую смену в цеха, выполняющие заказы на изготовление оборудования для атомной энергетики.
Мы не можем ждать, пока государство восстановит в стране полноценную систему профтехобразования. Поэтому начинаем решать эту проблему сами – формируем целевые учебные группы в подшефном механическом колледже, разрабатываем комплекс мер по привлечению и закреплению на предприятии рабочей молодежи. Кроме того, мы рассчитываем на соответствующую отраслевую программу, которая сейчас разрабатывается в госкорпорации «Росатом», и на кооперацию в этом вопросе с другими успешными предприятиями нашего региона.
Беседу вела Юлия ПОПОВА