Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» активно разворачивает систему внутреннего контроля и аудита на всех отраслевых предприятия. Недавно в отрасли был принят единый стандарт закупочной деятельности. Директор департамента внутреннего контроля и аудита – главный контролер «Росатома» Александр Алексеевич Локтев рассказал в интервью РИА Новости об итогах проверок предприятий «Росатома».
- Александр Алексеевич, в 2009 году в Госкорпорации активно стала разворачиваться система внутреннего контроля. Как бы вы оценили основные итоги ее работы в этом году?
- Как вы знаете, Наблюдательный Совет «Росатома» в декабре 2008 года одобрил основные направления развития системы внутреннего контроля, то есть система была достроена по вертикали – через все уровни управления, которые существовали на тот момент. Была также развернута система предотвращения мошенничества и хищений, внедрены элементы риск-менеджмента. Мы также провели стандартизацию контрольной деятельности, приблизив ее к международным стандартам. В итоге на сегодня мы имеем структурированные, компактные подразделения служб внутреннего аудита в ключевых организациях, определяющих как облик, так и систему управления в атомной отрасли России. В ключевых ФГУПах введены должности внутренних контролеров госкорпорации в ранге заместителей директоров. А в акционерных обществах созданы департаменты внутреннего контроля и аудита, то есть насквозь через отраслевую вертикаль системы достроена. Разработана программы профессионального развития сотрудников службы внутреннего контроля и аудита, что позволило нам полностью выполнить оперативный план: более двухсот плановых проверок, охвативших практически все ключевые процессы и хозяйствующие субъекты. По результатам проверок на трети проверяемых предприятий выявлены нарушения финансовой деятельности. Могу сказать, что мы предотвратили ущерб на сумму более 2 миллиардов рублей. По итогам проверок подготовлено 103 поручения генерального директора Госкорпорации по устранению нарушений. При этом 14 руководителей и ответственных исполнителей предприятий были освобождены от занимаемых должностей.
- За последние годы Росатомом развернуто строительство на стройплощадках девяти энергоблоков АЭС. Объемы финансирования превышают сотню миллиардов рублей. На строительстве заняты десятки субподрядных организаций. Как работает ваша система в инжиниринге?
- Все три инжиниринговые компании – Московский, Питерский и Нижегородский Атомэнергопроекты планово проверены осенью этого года. После проверок в Московском и в Нижегородском АЭПах созданы самостоятельные подразделения внутреннего контроля и аудита, подчиняющиеся напрямую генеральному директору предприятия (взамен ранее существующих отделов контроля, подчинявшихся финансовым директорам). При этом стратегическое руководство контрольными подразделениями проводят советы директоров, а согласование кадровых назначений, определение показателей эффективности и отслеживание их достижения, а также премирование сотрудников контрольных служб в обязательном порядке согласовывается нашим департаментом. Кроме этого, в контрольном департаменте «Росатома» создано специальное подразделение для обеспечения контроля закупочной деятельности, а с 1 октября приступил к работе Центральный арбитражный комитет «Росатома», на который возложена задача реагирования на все отклонения от единого отраслевого стандарта закупок и рассмотрение жалоб конкурсантов до принятия решения об итогах конкурса.
- Можете привести конкретные примеры выявления нарушений?
- Конечно. К примеру, нами были выявлены нарушения закупочной деятельности, например в московском Атомэнергопроекте. Проблемы в компании стали следствием отсутствия у нее системы контроля обоснованности заявляемой первичной цены на закупаемые продукты и услуги. Это привело к заключению ряда договоров с завышенной ценой. Объем ущерба по нескольким сделкам мы оцениваем на уровне 600 миллионов рублей. По итогам проверки освобождены от своих должностей заместитель генерального директора, курирующий финансово-экономический блок, и председатель конкурсной комиссии. Кроме того, генеральным директором Госкорпорации «Росатом» проинформированы правоохранительные органы: материалы проверок переданы в МВД для установления, имели ли место факты сговора заинтересованных лиц, что может повлечь за собой, в том числе и уголовную ответственность.
- Это единственный случай, когда речь идет о возможных нарушениях Уголовного кодекса?
- К сожалению нет. Так, по итогам плановой проверки Радиевого института имени Хлопина в Санкт-Петербурге также были выявлены существенные финансовые нарушения, в том числе экономически необоснованные расходы одного из филиалов института, имеющие признаки хищения, составили более 17 миллионов рублей. Материалы этой проверки также были переданы в правоохранительные органы.
- Если говорить о наиболее частых нарушениях, которые вскрывают проверки департамента, то какие примеры вы могли бы привести?
- При создании системы контроля наиболее частым нарушением было несогласование предприятиями крупных сделок с собственником. Что приводило к ущербу интересам как «Росатома» так и государства. Сейчас уже можно сказать, что это явление практически искоренено. Преодолены нарушения, связанные с занижением ставки арендной платы, которую устанавливали наши предприятия своим арендаторам, что с нашей точки зрения являлось существенным признаком хищения. Сегодня ставки сдаваемых в аренду помещений экономически обоснованы и соответствуют рыночной конъюнктуре. Что значительно повысило эффективность использования государственного имущества. Однако есть и объективные факторы – снижение спроса на аренду в связи с общим снижением деловой активности в стране.
Кроме того, для предотвращения финансовых нарушений в «Росатоме» создано централизованное казначейство, которому только за сентябрь-октябрь 2009 года удалось существенно снизить маржу банков по вновь заключаемым договорам с 15-17% до 12-13% годовых, что повысило эффективность использования средств.