Авария на АЭС «Фукусима-1» заставила все страны, развивающие атомную энергетику, пересмотреть подходы к обеспечению безопасности ядерных объектов. Урокам аварии и усилиям Госкорпорации «Росатом» по дальнейшему повышению уровня ядерной и радиационной безопасности посвящено интервью с первым заместителем генерального директора ОАО «Концерн Росэнергоатом» Владимиром Асмоловым.
– Владимир Григорьевич, какие выводы можно сделать из уроков аварии на АЭС «Фукусима-1»?
– Один из главных выводов заключается в положительной оценке мер по повышению безопасности, которые были приняты после аварий на АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 году и Чернобыльской АЭС в 1986 году. На основе огромной базы знаний, накопленных за эти годы, разработаны фундаментальные принципы безопасности, которые выдержали проверку аварией в Японии и не подвергаются сейчас никакому сомнению. Проблемы не в базисе, а в инфраструктуре атомной отрасли.
Фундаментальный подход к обеспечению безопасности АЭС – принцип глубоко эшелонированной защиты. Он подразумевает два аспекта: предотвращение аварий за счет создания и поддержания защитных барьеров, а также уменьшение последствий аварии, если она все-таки произойдет. Иными словами, как бы ни мала вероятность аварии с потерей теплоносителя, оператор АЭС заранее должен быть готов управлять ею. Японские специалисты, к сожалению, считали приоритетом только первый аспект – предотвращение аварии, а к возможному управлению аварией относились, мягко говоря, формализовано.
Как показала авария на АЭС «Фукусима-1», персонал станции оказался совершенно не готов к такому развороту событий – и системы обеспечения безопасности тоже. Не было таких элементарных вещей, как противоаварийные освещение и связь. Станция, спроектированная в середине 1960-х годов, практически не претерпела никакой модернизации, направленной на повышение безопасности. В это трудно поверить, ведь все недостатки АЭС данной конструкции были давно хорошо известны. Тем не менее, пока весь мир усваивал уроки аварий на АЭС «Три Майл Айленд» и Чернобыльской АЭС, «Фукусима-1» оставалась в стороне от этого процесса.
Поэтому второй важнейший вывод таков: надо учить уроки прошлых аварий, и учить хорошо. Если что-то упустить, последствия аварии, в случае ее возникновения, могут быть катастрофическими.
Авария на японской станции также продемонстрировала, что нельзя пренебрегать даже ничтожно малой вероятностью тяжелой аварии. Мы, как эксперты, отвечающие за свое дело, должны сделать все, чтобы исключить такие аварии, то есть перейти от вероятностного подхода к детерминистскому, который предполагает моделирование и учет невозможных, на первый взгляд, внешних условий. Тогда, если все же случится невероятное событие, мы будем готовы управлять аварией.
– Что делается для реализации вероятностного подхода на АЭС концерна «Росэнергоатом»?
– Сразу же после аварии на АЭС «Фукусима-1» мы решили оценить эффективность глубоко эшелонированной защиты наших атомных электростанций с учетом очень маловероятных внешних воздействий, таких как повышение сейсмической активности на один-два балла, торнадо (для Калининской АЭС), прорыв плотины на Волге (для Балаковской АЭС) и т.д. Результаты такой оценки показали, что все станции полностью соответствуют действующим сегодня требованиям к безопасности – а они в России самые жесткие в мире.
А чтобы гарантировать безопасность при изменении внешних условий, предусмотренных проектом, мы разработали дополнительные меры. Краткосрочные меры достаточно просты, например, приобретение дополнительных мобильных дизельных генераторов и насосов. Мы с радостью обнаружили, что на наших станциях многие «внепроектные» задачи уже давно выполнены. Так, на Кольской АЭС есть возможность быстрого подключения ко второму контуру пожарных машин. И руководители станций постоянно думают о повышении уровня безопасности. Это говорит о том, что, наученные горьким опытом чернобыльской аварии, мы сегодня психологически готовы к самым невероятным ситуациям.
В рамках реализации среднесрочных мер по повышению безопасности планируется внесение некоторых проектных изменений для действующих АЭС. В них будут предусмотрены дополнительные процедуры для повышения безопасности, которые, на первый взгляд, могут показаться излишними. Но, с моей точки зрения, это необходимо сделать, чтобы можно было честно сказать своим женам и детям: ядерной аварии с тяжелыми последствиями не будет никогда.
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА