20 июня 2013

Джомарт Алиев, генеральный директор ЗАО «Русатом Оверсиз»: «Нас интересует весь мир»

Вестник Атомпрома

- Вы руководите ЗАО «Русатом Оверсиз» почти год. Каких удалось добиться успехов?

- Главное, что сегодня хочется отметить, – это то, что закончено организационное структурирование компании. Удалось сформировать эффективную управленческую команду, состоящую как из опытных атомщиков, так и из пришедших из совершенно других отраслей сложившихся и активных бизнес-лидеров. Создана модель управления компанией, очерчены основные на правления развития бизнеса, налажен инструментарий принятия решений. Мы проделали большую работу по наращиванию глобального присутствия, открыв маркетинговые офисы Росатома в шести странах мира: в Украине, Чехии, Венгрии, Словакии, ЮАР и Сингапуре. Эти офисы работают под непосредственным руководством Русатом Оверсиз либо как представительства, либо как филиалы.

- Какие задачи стоят перед компанией?

- В первую очередь, мы будем реализовывать задачи по достижению глобального технологического лидерства российской атомной отрасли и наращиванию глобального присутствия Росатома. Естественно, в одиночку эти амбициозные задачи «Русатом Оверсиз» решить не сможет, но именно мы будем задавать вектор поступательного развития и направлять усилия. Еще одна очень важная деталь: не будем забывать, что «Русатом Оверсиз» – коммерческая организация, и мы должны реализовывать прибыльные проекты. В краткосрочной перспективе мы намерены выйти на самоокупаемость, а в течение 5–7 лет прийти к ситуации, когда стабильно растущая прибыль станет нормой.

- Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности компании. Вы занимаетесь лишь проектами строительства АЭС или смотрите шире?

- Ключевое направление нашей деятельности – управление продуктовым портфелем Росатома за пределами России. Поэтому естественно, что нашим основным продуктом – в широком смысле этого понятия – являются отечественные ядерные технологии. И хотя наше поле деятельности гораздо шире, но говоря о российских ядерных технологиях, в большей степени я подразумеваю энергетический сегмент. Поэтому, конечно, мы участвуем в тендерах на строительство энергоблоков АЭС, в том числе и как девелоперпроекта, если идет речь о схеме built-own-operate. В сферу нашей ответственности постепенно переходят проекты, начатые еще до создания Русатом Оверсиз, в Чехии, Турции, Иордании; как основной игрок мы входим в действующие переговорные процессы в Азии и Южной Америке. Глобальную компанию, как известно, отличает умение диверсифицировать деятельность в условиях из менчивой конъюнктуры. И если в той или иной стране потенциальный клиент интересуется альтернативны ми способами генерации, то мы готовы участвовать и в таких проектах. Росатом обладает огромным производственным и технологическим потенциалом, что позволяет нам предлагать услуги практически в любых отраслях экономики. Это касается как поставок широкой номенклатуры оборудования, так и реализации проектов «под ключ». Кроме того, мы хотим участвовать не только в генерации, но и в продаже электроэнергии. В наши планы входит активное развитие энерготрейдинга.

- Что отличает продукты Росатома?

- На глобальном рынке мы предлагаем уникальный продукт – комплексное предложение Росатома в атомной энергетике. Его суть в интеграции отдельных решений, продуктов и услуг в единое предложение, которое позволяет «с нуля» создать в любой стране заказчика эффективный и безопасный атомный энергетический комплекс.

- Существуют ли планы по развитию проектов в сфере атомных неэнергетических технологий?

- Планы по развитию этого сегмента сформированы в рамках программы радиационных технологий Росатома. Его коммерческая значимость очевидна – в настоящее время годовой объем мирового рынка радиационных технологий составляет около 20 млрд долларов, и ежегодно эта цифра увеличивается на 10%. «Русатом Оверсиз» инкорпорирует эти технологии в свою продуктовую линейку по таким ключевым направлениям, как ядерная медицина, центры облучения и экология. Вначале, как девелопер проекта, будем проводить анализ актуального спроса на зарубежных рынках, затем – анализ возможностей соответствующих российских предприятий. Соответствия предложений. Возможность коррекции и доработок при формировании окончательного коммерческого продукта.

- Необходимы доработки неэнергетических проектов?

- Отмечу, что очень многие продукты и услуги в области радиационных технологий нуждаются в значительной доработке и коммерциализации, что, несомненно, создает определенные риски. Таким образом, появляется еще одно направление в нашей деятельности – запуск и координация венчурных проектов на предприятиях Росатома.

- Вы упомянули, что «Русатом Оверсиз» уже открыл 6 зарубежных офисов в мире. Какие задачи поставлены перед ними?

- Маркетинговые офисы Росатома, на наш взгляд, станут основным инструментом глобального продвижения технологий Росатома на мировом рынке. Логика работы маркетинговых офисов заключается в их максимальной профессиональной активности. Перед руководителями и сотрудниками представительств стоит задача искать, оценивать, инициировать проекты по развитию бизнеса с участием предприятий группы Росатома в регионе. Другая важнейшая задача – поиск партнеров и инвесторов, прежде всего потенциальных участников выстраиваемой нами глобальной цепочки поставщиков. Плюс, конечно, офисы должны активно взаимодействовать с широким кругом стейкхолдеров, государственными органами и медиа-сообществом.

- На каких рынках вы сейчас наиболее активны?

- Для нас, как для бизнес-структуры, ключевым критерием является получение прибыли. Поэтому, можно сказать, что нас интересует весь мир. Ведь понятно, что продукты и услуги Росатома призваны решать задачи, в той или иной степени стоящие перед всеми странами, а значит, мы должны быть всюду.

- Но ведь есть регионы, где позиции Росатома традиционно сильны.

- Конечно, например, как вы, наверное, заметили, четыре из уже открытых маркетинговых офисов расположены в странах Центральной и Восточной Европы. Здесь наши технологии хорошо известны и пользуются заслуженным уважением. Но при этом активное социально-технологическое развитие этого региона делает его максимально привлекательным и для основного конкурентного столкновения. Поэтому, как бы ни были сильны наши позиции здесь, сегодня нам придется наращивать наше маркетинговое присутствие тут и в дальнейшем.

- А чем привлекателен Азиатский регион?

- Мы открыли офис в Сингапуре – одном из крупнейших экономических центров Азии. Эта часть света становится мировым лидером по таким показателям, как рост энергопотребления, и где прогнозируется основной рост мощностей АЭС. Кроме того, нам интересна Африка, где уже отмечается острый дефицит электроэнергии и, на наш взгляд, есть огромный потенциал для широкого применения радиационных технологий. Мы начинаем открывать для себя и Южную Америку. Добавлю, впрочем, что продукция Росатома способна завоевать также и развитые рынки Западной Европы и Северной Америки, и мы активно работаем в этом направлении.

- Как вы оцениваете конкуренцию на глобальном рынке ядерных технологий? За счет чего, вы считаете, вам удастся занять и удерживать лидирующие позиции?

- Притом что конкурентная среда по-прежнему остается весьма агрессивной, мировая конъюнктура для нас сейчас скорее благоприятна. Так, к примеру, в сфере строительства новых АЭС российский проект ВВЭР-1200 является не только современным и безопасным, но и обладает ключевым конкурентным преимуществом – референциями. Наши конкуренты этим пока не могут похвастать.

- В чем уникальность и преимущества российских технологий?

- «Русатом Оверсиз» опирается на более чем 250 предприятий российской атомной отрасли, что дает возможность предлагать уникальные комплексные решения в энергетике – начиная от добычи урана и заканчивая развитием сетевой инфраструктуры. И, наконец, мы обладаем рядом уникальных наработок, включая область радиационных технологий. Однако конкуренты также ощущают преимущества интеграции и поэтому занимаются созданием мощных стратегических альянсов с диверсифицированной структурой бизнеса. Становится очевидно, что для успешной реализации стоящих перед нами задач мало просто иметь преимущества. Необходимо уметь их использовать, превращая в осязаемые финансовые потоки. Для этого нам необходимо быстро и грамотно принимать решения, думать глобально и рыночно.