Ни альтернативные источники энергии, ни сланцевый газ не сумеют в обозримой перспективе вытеснить атомную генерацию из мирового энергетического баланса. Такого мнения придерживаются ведущие мировые эксперты и аналитические центры, в том числе МАГАТЭ и Международное энергетическое агентство. По прогнозным данным МАГАТЭ, к 2030 году доля атомной генерации в мире вырастет как минимум на 23%, а как максимум вдвое. Интерес к мирному атому обусловлен тем, что АЭС - это источник стабильного энергоснабжения и важный элемент энергобезопасности государства, не дающий при этом дополнительных выбросов СО2 в атмосферу. Кроме того, строительство АЭС предоставляет огромные возможности для экономики и промышленности региона. А с развитием новейших технологий в атомной отрасли коренным способом может разрешиться и вопрос радиоактивных отходов.
О том, почему российские ядерные технологии имеют неоспоримые преимущества на мировом рынке атомной отрасли, над какими проектами работают белорусские и российские атомщики и когда может быть окончательно решена проблема отработавшего ядерного топлива, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора Госкорпорации "Росатом" по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров.
- Кирилл Борисович, насчет будущего ядерной энергетики еще несколько лет назад высказывались самые разные прогнозы. Однако существенно увеличившийся портфель заказов Росатома красноречиво свидетельствует о том, что число сторонников атомной генерации растет. Какое количество новых энергоблоков строится сегодня в целом в мире и сколько возводится по российским проектам?
- В мире сегодня работает 435 энергоблоков АЭС. В стадии строительства - 72 блока, и это очень приличная цифра. Хочу отметить, что только за 2013 год в целом в разных странах мира начали строить 10 новых атомных энергоблоков.
Что касается России, то мы сейчас сооружаем атомные станции и у себя, и в других странах. В настоящее время в Российской Федерации возводятся 9 энергоблоков.
Совокупный портфель зарубежных заказов Росатома - это 22 атомных энергоблока. В активной стадии строительства находятся 2 блока в Беларуси, 2 блока в Китае, 2 блока в Индии, 4 блока в Турции. По остальным блокам ведутся предварительные работы в таких странах, как Бангладеш, Индия (следующие 2 энергоблока), Вьетнам и в ряде других государств.
- Госкорпорация "Росатом" за последние годы не проиграла ни одного тендера. В чем же неоспоримые преимущества ваших атомных технологий, благодаря которым страна-заказчик отдает предпочтение именно российским разработкам?
- Успех Росатома на международном рынке строительства АЭС обусловлен тем, что мы предлагаем партнерам самые современные технологии - поколения "три плюс". Они учитывают все требования по безопасности, в том числе те, которые относятся к категории так называемых постфукусимских. То есть речь идет о требованиях, сформировавшихся в мировом сообществе после инцидента на Фукусиме, когда мир еще раз задумался о том, безопасны ли современные атомные станции.
Новые требования по безопасности предполагают, что станция аккумулирует в себе одновременно как активные, так и пассивные элементы. Активные - это те, которыми управляет человек, а пассивные - которые начинают использоваться тогда, когда наступает стечение самых неблагоприятных обстоятельств. Например, если даже все системы электропитания и водоснабжения станции выйдут из строя на длительный срок, то в этих условиях АЭС в автономном режиме способна будет остановить реакцию ядерного деления, обеспечить отвод остаточного тепла и, естественно, не допустить никакого выброса радиоактивных веществ. Современные российские АЭС оснащены всеми этими элементами безопасности.
Второе наше огромное преимущество заключается в том, что Росатом ничего не возводит за границей из того, что не построил вначале у себя дома. Поэтому целый ряд наших конкурентов находится в уязвимом положении: общественность в разных странах зачастую упрекает их в желании провести "эксперимент" - не построив такую станцию в своей стране, компании предлагают ее в чужой.
Как я уже говорил, на сегодняшний день Росатом в России сооружает 9 блоков, и мы строим их по абсолютно таким же технологиям, какие предлагаем за рубежом. Поскольку эти энергоблоки находятся на разных этапах строительства, то любой заказчик может приехать и увидеть всю технологию сооружения атомной станции: от подготовки котлована до торжественной церемонии в связи с пуском блока в строй.
Еще один немаловажный фактор - Россия обладает всеми технологиями в области атомной энергетики, поэтому может предложить комплексное решение. Росатом объединяет предприятия, которые занимаются добычей урана, обогащением, производством ядерного топлива, созданием оборудования для АЭС, строительством атомных станций, их эксплуатацией. Любому заказчику мы всегда можем предложить весь комплекс технических решений, всю цепочку.
Кроме того, Россия предлагает не только безопасные и комплексные технологические решения по строительству АЭС, но еще и содействует по части финансирования. У нас существует целая линейка вариантов: либо, как в случае с Беларусью, предоставляем межгосударственный экспортный кредит, либо мы выступаем в качестве инвесторов или соинвесторов - так мы сотрудничаем с Турцией и начали работать в Финляндии.
- Строительство Белорусской АЭС находится в активной фазе. Имеют ли сейчас белорусские специалисты возможность контролировать качество и процесс производства на российских предприятиях оборудования для БелАЭС? Или это полностью "закрытая территория"?
- Белорусские специалисты не просто имеют такую возможность - они обязаны это делать. Потому что заказчик - Белорусская атомная электростанция - имеет право не просто проводить финальную приемку оборудования или работ непосредственно на строительной площадке, но также отслеживать изготовление деталей, начиная со стадии производства металла из специальной стали и сплавов, которые потом будут использованы для оборудования. Еще раз подчеркну: это не право, это прямая обязанность белорусских специалистов проконтролировать и качество, и безопасность. Контролем за строительством БелАЭС занимается также Госатомнадзор Беларуси. Поэтому ничто не работает в режиме "закрытого ящика" - все открыто и контролируется.
Сегодня на площадке Белорусской АЭС работают 2,5 тыс. человек. К концу года планируется увеличить эту цифру до 3 тыс. Нам весьма отрадно, что это в основном работники белорусских строительных организаций. Около 90% из тех, кто сегодня занят на строительстве БелАЭС, - граждане Беларуси.
- На встрече с Президентом Беларуси глава Росатома Сергей Кириенко заявил о готовности пригласить белорусских строителей к участию в проектах возведения АЭС по российским технологиям в других странах. Ведется ли проработка этого направления сотрудничества?
- Для того чтобы привлечь подрядчиков и поставщиков, мы как государственная корпорация всегда проводим тендеры. Поэтому та работа, которую белорусские компании ведут на строительстве БелАЭС, - она для них чрезвычайно полезна. С одной стороны, мы можем посмотреть и оценить плоды деятельности белорусских специалистов. Но самое главное - белорусы могут ознакомиться с российскими требованиями и стандартами, подробно узнать об условиях участия в наших конкурсах.
К слову, качество работ белорусских организаций очень высокое, никаких нареканий у нас нет. Собственно, благодаря этому вся "атомная" стройка идет по графику.
Реализация такого масштабного и сложного проекта, как сооружение АЭС, требует очень тесной кооперации между всеми участниками. То, как успешно у нас идет сотрудничество, говорит о том, что между людьми, между Беларусью и Россией есть очень большое взаимопонимание и доверие, которое является хорошим фундаментом для нашего партнерства в атомной сфере.
- По каким проектам в атомной отрасли, помимо сооружения АЭС, Беларусь и Россия осуществляют сотрудничество?
- В настоящее время с белорусскими коллегами ведутся переговоры о возможности сооружения в Беларуси центра с исследовательским реактором, который сможет решать как научные, так и прикладные задачи, связанные с такими очень перспективными направлениями, как, например, ядерная медицина, модификация материалов и многие другие. Надеемся, что эти переговоры завершатся успешно, и у нас будет возможность построить в Беларуси не только первую атомную, но и подобный исследовательский центр.
- Россию и Украину на протяжении долгого времени связывало тесное взаимодействие в атомной сфере. Как вы оцениваете перспективу дальнейшего сотрудничества между двумя странами в данной отрасли?
- Тема атомной энергетики в Украине действительно серьезная. Имеющиеся в Украине атомные энергоблоки в совокупности вырабатывают почти половину всей электроэнергии в этой стране. Невзирая на все текущие нюансы, Россия и Росатом добросовестно выполняют все обязательства перед украинскими коллегами. Мы продолжаем поставлять топливо для действующих атомных станций и вывозим отработавшее ядерное топливо. Также идет работа над проектом по строительству в Украине завода по производству ядерного топлива.
Надеемся, что в скором времени мы сможем вернуться к реальному диалогу с украинскими коллегами о том, как они видят перспективы развития атомной энергетики в данной стране. Я уверен, что Россия всегда будет в этих процессах играть достойную роль.
- Кирилл Борисович, дальнейшую стратегию развития атомной энергетики ученые связывают с развитием технологий замкнутого топливного цикла. То есть речь идет о том, что ядерные реакторы в буквальном смысле будут безотходными. Какая страна лидирует по подобным разработкам? И когда эти технологии начнут применяться массово?
- Проблема отработавшего ядерного топлива сегодня действительно есть. Пока ОЯТ просто хранят. Но на самом деле это может стать источником будущего топлива, если научиться грамотно его перерабатывать и повторно использовать. В этом смысле реактор на быстрых нейтронах - это будущее атомной энергетики во всем мире. И Россия здесь безусловный лидер, потому что мы уже более 30 лет эксплуатируем первый такой реактор на Белоярской АЭС. В нынешнем году планируем закончить сооружение реактора большей мощности - в него будем загружать уже так называемое смешанное топливо, которое позволяет повторно использовать ЯТ, полученное на других объектах.
Франция также вела определенные наработки в этом направлении, но они были в какой-то момент свернуты. Сегодня Россия, пожалуй, - единственная страна, которая продвигает эту технологию и готовится сделать ее, возможно, через десяток лет коммерческой технологией, применяемой в разных странах.