О перспективах сотрудничества с Японией и в целом Юго-Восточной Азией Sk.ru рассказал Владимир Елин, генеральный директор «Интерсофт Евразии», руководитель проекта «ДО-РА».
Корреспондент: Владимир, патентование в Японии – несомненно, важный шаг навстречу вашему важнейшему клиенту. Вместе с тем, учитывая, что Япония – очень непростой рынок, развитой и сверх-конкурентный, хочу в первую очередь спросить, и как далее может развиваться продвижение «До-Ра» в этой стране и в Юго-Восточной Азии в целом?
В. Елин: Япония в последние 40 лет манила ореолом технологичности многих инноваторов и рационализаторов. Я несколько раз побывал в связи с собственными изобретениями в надежде внедрить их по месту потребления и особенно после ядерной катастрофы на АЭС «Фукусима-1».
Региональное патентование - один из способов защиты своей интеллектуальной собственности и стимул к внедрению, производству и продажам в Японии. Конечно, для начала производства этого маловато. Необходима ещё международная сертификация устройства, либо как средство индикации, или как средство измерения. После прохождения этих аттестаций на зрелость, то есть получения патентов и сертификатов, нужно искать оптимальную точку производства и сеть по реализации разработанного продукта.
Побывав в технопарках Японии, Китая и Южной Кореи, я понял, что оптимально начать свои производственные шаги именно с Южной Кореи по ряду причин. Во-первых, в Южной Корее было найдено место производства с уже налаженной сетью сбыта устройств «ДО-РА». А это крайне важно для начала любого бизнеса. Во-вторых, разумная себестоимость производства устройств «ДО-РА» в сочетании с высоким качеством продукции, надёжной защитой интеллектуальной собственности и возможностью многократно наращивать сбыт, определили точку старта в ЮВА. Немаловажен и брэнд «Made in Korea», под которым планируется производить продукт, признаваемый во всём мире.
Как только будут оговорены все формальности и подписаны соответствующие документы можно спланировать сроки выпуска устройств ДО-РА для Японии, ЮВА, включая рынок нашего Таможенного союза.
- Владимир, было бы интересно, на мой взгляд, вспомнить в этой связи ряд предыдущих событий, связанных с выстраиванием сотрудничества с Японией, чтобы другим нашим участникам был понятен алгоритм взаимодействия с японскими партнерами.
- Важной и полезной для меня была работа на Росийско-Японском Форуме, и очень плодотворной была последняя поездка на Форум. Удалось подписать ряд документов о международном сотрудничестве, и в частности, с компанией HONDA Electronics. Данные документы по-прежнему актуальны, и возможность работы с японскими компаниями может быть легко возобновлена после начала выпуска серийно продукции ДО-РА, например, в Южной Корее. Кстати, следующий Российско-Японский Форум пройдет в Москве в сентябре 2014 г.
Со стороны японского рынка есть интерес, прежде всего, от ряда сетевых компаний и особенно от вендеров, продвигающих товары ежедневного спроса через собственные сети автоматов. Но для таких сбытовых сетей нужен специальный продукт, стоящий не более 2000 йен (около $20). Эта задача не из простых, так как доходность в массовой рознице: метро, переходы, остановки и т.д. возможно получить, лишь создав микрочип «ДО-РА» с низкой маржинальной наценкой. Хотя эта задача последующего уровня развития проекта.
Гораздо интереснее задача следующего плана. Показано, что за один трансатлантический перелет на пассажирском авиалайнере на высоте в 10 км человек получает до 10% от годовой дозы облучения. А в случае солнечных бурь авиапассажир, стюардесса, бортпроводник могут за один полёт набрать годовую дозу облучения!
Каждый день в мире взлетает и садится порядка 50000 самолетов (не все пассажирские, но даже по самым скромным подсчетам пассажирских 30000), итого почти 20 миллионов рейсов в год. Во всем мире ежедневно благополучно летают на пассажирских самолетах более 3 миллионов человек. Самолеты взлетают и приземляются каждые 2 секунды каждый день.
- Многие считают, что японцы не пользуются никакой электроникой и машинами, кроме своих, что это довольно закрытое и консервативное с точки зрения технологических преференций общество. Как они встречают импортную технологию, идеи из России?
- И только идущий осилит путь, так же и в случае с рынком Японии. Но и тут есть особенности. В своё время после катастрофы на АЭС Фукусима-1, японский рынок начал потреблять любые дозиметры из России, Украины, Белоруссии, Китая. Быстро выяснилось, что ряд дозиметров имеют высокую погрешность, а зачастую не работают по причине истечения срока годности их основных элементов – счётчиков Гейгера-Мюллера, хотя выглядят они, как новенькие. Очень много было завезено тогда в Японию ширпотреба, исполненного буквально на коленке, тогда даже было принято «негласное» решение для таможни Японии, что больше не пропускать продукцию из ряда стран, по причине её ужасного качеств. Вывод таков: хочешь попасть на японский рынок, в первую очередь будь любезен, обеспечь высокое качество и дизайн своего продукта.
Для японского рынка важна также партнерская поддержка компании, ясно представляющей этот рынок и имеющей уже налаженные, долгосрочные связи. В Японии лучше стартовать с проверенным местным партнёром, уж очень там всё не просто.
Есть такая байка, а , может, реальность, описанная в литературе: если ты японцам перестал быть интересным на переговорах, то они принесут тебе ещё раз чаю… Так вот, мы в одной из поездок в Японию переговаривались с представителями Fuji и Fujitsu как раз по проекту «ДО-РА», и диалог всё не кончался и не кончался, нам даже забыли принести и кофе и чаю. Будешь интересен японцам, они забудут про всё…
- Как там складывается ситуация сейчас (в связи с последствиями аварии на АЭС). Что с радиационной ситуацией в целом, есть ли угрозы какие-то нашему Дальнему Востоку в этом плане?
- Я думаю, что рынок для устройства типа «ДО-РА» такой же стабильный, как и полураспад радия всего «каких-то» 1602 года. Если абстрагироваться от редко случающихся ядерных катастроф и вернуться в обычный быт, то как уже было сказано выше, чаще всего мы встречаемся с радиацией в обычном пассажирском самолете, когда он занимает свой коридор, обычно на высоте свыше 10 км.
Там ниже расход топлива самолёта благодаря более низкому сопротивлению воздуха, но цена этой экономии повышенный уровень от космической радиации в салоне, примерно, в 20-30 крат от нормальной земной. Что в свою очередь определенно ослабляет нашу иммунную систему, и может повлиять на общее самочувствие. Обычно после длительного полёта мы какие-то разбитые, хотя собственно ничего особенного не делали, а спокойно сидели или дремали в своём кресле.
Конечно, существуют различные риски получения избыточной эквивалентной дозы (ЭД) ионизирующего излучения, которая имеет свойство накапливаться из дня в день из года в год. Эти аспекты хорошо изучены медиками и существуют целые таблицы норм радиационный безопасности в сводах НРБ-99 для различных категорий граждан и персонала. Всегда существует риск получить определенную дозу радиации благодаря продуктам из различных зараженных зон и районов Чернобыля или Фукусимы. Есть так же отделочные и строительные материалы, которые способны давать не большую мощность эквивалентной дозы (МЭД) или как говорят в быту фон, но он способен постоянно накапливаться нашим организмом в виде эквивалентной дозы, что не безопасно для человека и домашних животных, особенно на фоне хронических заболеваний организма. Резюме такое, хотите исключить радиационный риски из своего жизненного «рациона», мы не ощущаем радиацию ни один орган нашего организма, купите компактное и удобное во всех отношениях, устройство "ДО-РА".