- Вы недавно возглавили "Русатом - международный сервис" (РМС), хотя компания вам знакома. Какие приоритетные задачи стоят сегодня перед компанией?
- Главная цель компании – создание и управление региональными центрами Росатома по всему миру. Наша работа в ближайшей перспективе будет направлена на продвижение на глобальном рынке продуктов и услуг предприятий, входящих в госкорпорацию. Для этого мы будем использовать широкий набор инструментов: работа с действующими и потенциальными клиентами и партнерами за рубежом, поиск новых бизнес-возможностей, общеотраслевой маркетинг, продвижение продукции и услуг дивизионов Росатома на локальных рынках, зарубежный PR, GR и т.д.
Кроме того, руководство Госкорпорации справедливо считает, что работа дивизионов за рубежом должна быть четко скоординирована. Случалось так, что на один и тот же тендер в какой-нибудь стране выходили несколько наших компаний и конкурировали между собой, занижали цену, при этом теряя из виду других соперников, которым в итоге и доставалась победа. Наша задача - вовремя дать сигнал, чего именно ожидает клиент в том или ином тендере, кто из наших компаний имеет наибольшие шансы. Тогда не будет внутренней конкуренции. Или, как вариант, мы предлагаем дивизионам создать консорциум из наших предприятий с одним лидером, чтобы отразить в одной заявке все самые сильные стороны. Здесь мы тоже работаем как мягкий координатор: мы не имеем указующих функций, но готовы работать как помощники дивизионов, с одной стороны, и госкорпорации, с другой.
Предприятия Росатома производят много различной продукции, оказывают услуги, и не только в области атомной энергетики, но не все они пока представлены за рубежом. Нужно развивать отношения с зарубежными партнерами, рассказывать им о возможностях и компетенциях Росатома и его предприятий. Последние пять месяцев мы выясняем потенциал всех дивизионов. Готовим к выпуску каталог продукции и услуг предприятий, который будет использоваться нашими специалистами за рубежом. Он получится объемный: многие наши партнеры, наверное, удивятся, сколько всего мы можем, а главное умеем делать.
На встречах с руководителями дивизионов мы лишний раз убедились, что идем в правильном направлении, что дивизионы заинтересованы в нашей совместной работе: в помощи на зарубежных рынках для продвижения их работ и услуг, в налаживании дополнительных связей с действующими и потенциальными клиентами, особенно на новых рынках.
Не менее важная цель РМС - сокращение общеотраслевых затрат на внешнеэкономическую деятельность. Региональные офисы компании работают в интересах всех дивизионов – открывать свои офисы за рубежом каждому предприятию не требуется. Более того, учреждение офисов РМС происходит в логике «один офис отвечает за работу в целом регионе». К примеру, офис в ЮАР курирует Южную и Центральную Африку.
В целом, наличие одного регионального центра позволяет значительно снизить существующие сегодня командировочные расходы, расходы на консультационные услуги, значительно сэкономить на региональных и локальных PR-мероприятиях за счет задействования нашими региональными центрами локальных подрядчиков.
- Сколько таких центров должно быть по всему миру?
- Более 10. Уже работают центры в Восточной Европе с головным офисом в Киеве, в Центральной Европе, в Праге, в Центральной и Южной Африке, в Йоханнесбурге. Формируется команда для регионального центра в Юго-Восточной Азии, в Сингапуре. До конца года мы запустим региональный центр в Западной Европе с офисом в Париже, а также на Ближнем Востоке, в Стамбуле, и в Средней Азии, в Астане. В следующем году собираемся закончить формирование сети: откроем центры в Северной Америке, Южной Америке, а также в Китае и Индии с соответствующим региональным охватом.
- Сколько сотрудников работает в РМС и по какому принципу вы их выбираете?
- Штат пока не до конца сформирован. В центральном офисе в Москве будут работать 35 человек, в основном специалисты из нашей отрасли, имеющие опыт внешнеэкономической деятельности. В региональных центрах будет по семь - девять человек. Каждый центр работает с 5 – 10 странами, и наши специалисты должны с этим объемом справляться. Руководители региональных центров - региональные вице-президенты РМС, обязательно граждане РФ. Как правило, это люди из нашей отрасли или те, кто долго работал в конкретном регионе по энергетической тематике, кто понимает принципы, задачи, и возможности Росатома. Сотрудники региональных центров – либо российские отраслевые специалисты, которые уже находятся в стране расположения регионального центра, либо специалисты из стран регионального охвата, которые имеют соответствующие компетенции. Естественно, если люди говорят на одном языке с нашими партнерами – и потенциальными, и действующими, если имеют определенные связи, это дает больше возможностей для бизнеса наших предприятий.
- В чем особенность деятельности РМС?
- У нас двойная функция. С одной стороны, РМС обеспечивает наши дивизионы набором услуг и инструментов, которые нужны для ведения бизнеса за рубежом. При этом мы не посредники, а помощники для всех предприятий, входящих в Росатом. Мы не контрактодержатели - всю работу делаем в интересах дивизионов по их продуктам и услугам. А контракты заключают сами предприятия.
Мы делаем все, чтобы как можно больше потенциальных клиентов узнали о возможностях Росатома в целом, а потом уходим со сцены, и дивизионы уже сами обсуждают контрактные условия. Также мы помогаем взаимодействовать компаниям в рамках действующих контрактов, чтобы предотвратить претензии клиентов, неустойки или не допустить несвоевременного исполнения работ со стороны наших предприятий.
Мы взаимодействуем со всеми дивизионами, которые занимаются международным бизнесом, на равных условиях, не допуская конфликта интересов или утечки конфиденциальной информации. По поручению Госкорпорации РМС также занимается координационной работой в части международного бизнеса дивизионов - для достижения максимальных результатов отрасли в целом и недопущения конфликта интересов между дивизионами.
- Как можно оценить эффективность деятельности РМС, если ее основная функция – помощь?
- В конце августа этого года операционный комитет Росатома определил, что РМС будет функционировать как некоммерческая организация. У нас нет задач по собственной выручке, но есть задача по росту выручки от работы на международных рынках предприятий Госкорпорации. То есть мы напрямую заинтересованы в том, чтобы каждое предприятие получило как можно больше контрактов за рубежом. Еще один показатель - снижение общеотраслевых расходов на зарубежную деятельность.
Сейчас деятельность ЗАО «Русатом - международная сеть» трансформируется в деятельность ЧУ «Русатом – международная сеть». И такая организационно-правовая форма в большей степени отвечает нашим целям и задачам.
- А в цифрах можно определить цели РМС?
- Есть конкретные ключевые показатели эффективности РМС после разворачивания сети региональных центров: в ближайшие три года обеспечить совместно с дивизионами 30-процентный рост объема международной выручки и на 30 % снизить общеотраслевые расходы на внешнеэкономическую деятельность.
- Сейчас все подразделения Росатома внедряют ПСР. Это возможно в вашей компании?
- Можно сказать, что само создание и развитие нашей компании - составная часть ПСР: мы часть программы совершенствования системы международных продаж. Этот проект курирует заместитель гендиректора Росатома, директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров. И мы с коллегами из дивизионов и соответствующих департаментов Росатома активно над этим проектом работаем. Мы коммуницируем со всеми службами и подразделениями Госкорпорации, при этом по всем вопросам деятельности РМС плотнее всего взаимодействуем с департаментом международного бизнеса.
- Офис в Киеве самый эффективный?
- Это наш самый первый региональный офис за рубежом. Он начал работу три года назад как Восточно-Европейский филиал «Атомэнергопрома», в дальнейшем был преобразован в региональный офис «Русатом Оверсиз», а потом - в дочернюю компанию РМС. И сейчас это лидер среди наших региональных центров. Киевская команда РМС показывает хороший результат. Этот региональный центр, «Русатом – Восточная Европа», охватывает шесть стран: Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию и Молдову.
- А кто еще активно работает?
- Активно приступили к работе в ЮАР. Как вы знаете, на 58-й генконференции МАГАТЭ Росатом подписал соглашение о стратегическом партнерстве с этой страной в области развития атомной энергетики.
К сожалению, отменен тендер на достройку двух блоков АЭС «Темелин» в Чехии. Наш офис в Праге принимал самое активное участие в конкурсной процедуре и подготовке документов. Но его охват – Центральная Европа. У нас серьезные перспективы и в Венгрии, и в других странах региона.
В целом, мы рассчитываем, что все центры будут работать эффективно. После разворачивания сети они займут достойное место в системе регионального присутствия. У нас уже есть масштабные задачи, и дивизионы обращаются с просьбой продвинуть их услуги и продукцию на еще неохваченные рынки. Это прежде всего Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, поэтому мы стараемся как можно быстрее открыть там региональные центры и в полном объеме предоставить нашим предприятиям необходимые инструменты для продвижения их продукции и услуг.
- Из-за сложной геополитической ситуации не будет ли проблематично открывать офисы в тех же США?
- Как показывают события последних месяцев, очень сложно что-либо спрогнозировать в этом направлении. Предприятия Росатома не попали под санкции, и мы очень надеемся, что, учитывая специфику атомной отрасли и безукоризненный имидж госкорпорации как надежного партнера, этого и не произойдет. В нашей международной деятельности главное – безопасность, надежность технологий и экономическая целесообразность. Мы верим, что наши партнеры будут исходить из этих принципов. Росатом стал настоящей глобальной компанией, мы сотрудничаем с французами, венграми, немцами, украинцами и т. д.
У нас есть наработки в тех сегментах, где нет компетенций у конкурентов, поскольку Росатом объединяет предприятия, работающие во всех сферах атомной отрасли: добыча урана, обогащение, строительство, проектирование, топливное обеспечение, выработка и поставка электроэнергии, управление АЭС, обращение с ОЯТ и РАО, сервис, производство оборудования для АЭС, вывод из эксплуатации и т. д. Очевидно, что Росатом может предложить самое полное комплексное предложение, которое недоступно ни одной компании в мире. Кроме того, предприятия «Росатома» производят продукцию для других отраслей: машиностроения, металлургии, тепловой энергетики, нефтяной, газовой и химической промышленности, медицины - да всего и не перечислишь. И со всем этим мы готовы прийти к клиентам во всем мире. И есть достаточно стран, где нас ждут.
Мы не предвидим препон для открытия офисов за рубежом. В конце концов, в России действуют представительства всех наших зарубежных конкурентов и партнеров, и никто не вставляет им палки в колеса. Мы не занимаемся политикой - мы занимаемся бизнесом, который носит взаимовыгодный характер. Думаю, задачу по развертыванию глобальной сети мы выполним с опережением графика и к середине 2015 года у нас будет сформирована система региональных центров.
- А ситуация на Украине не помешает расширению деятельности Росатома в этой стране?
- Украина для нас всегда была исторически важным партнером - там второй по величине парк атомных блоков, созданных по российским технологиям. Сейчас на Украине действует 15 блоков, расположенных на четырех АЭС, при этом атомная энергетика занимает до 50 % в энергобалансе Украины.
К сожалению, политические процессы сильно влияют на принятие решений компетентными органами Украины. В то же время контракты наших предприятий продолжают действовать. Росатом ни разу не нарушил условий, по топливному обеспечению не допущено ни одного сбоя. Мы покупаем украинский уран, обогащаем его, и поставляем на украинские станции в виде топливных сборок. Мы передали украинским партнерам технологию производства части топливных сборок - хвостовиков и головок и теперь используем произведенные ими элементы. ТВЭЛ исполняет все обязательства в части контракта на строительство завода по производству ядерного топлива, в части оплаты акций и подготовки контракта на передачу технологий. Компания даже изготовила все оборудование для завода. Но, к сожалению, украинская сторона не обеспечила финансирование данного проекта, сорвала несколько эмиссий акций (будучи акционером с контрольным пакетом), а ситуация последних месяцев не улучшила положение. Атомные энергопромышленные комплексы наших стран всегда работали в тесной связке. Строили свои отношения на принципах уважения и взаимной выгоды. И мы очень надеемся на продолжение этого сотрудничества, на то, что у наших коллег здравый смысл и экономические интересы превалируют над политическими пристрастиями.
Возвращаясь к основной теме нашего разговора, деятельности РМС, хочу отметить еще кое-что. Коллектив «Русатом – Международная сеть» искренне гордится тем, что является маленькой частью огромной Госкорпорации. Мы ценим то, что уже сделано дивизионами и подразделениями Росатома на международных рынках до появления РМС. Надеемся, что мы сможем вместе добиться большего в части международных продаж. Мы будем помогать дивизионам реализовать их компетенции на зарубежных рынках, ведь это не только важно и ответственно, но и почетно. Потому что продукция предприятий, входящих в «Росатом», отвечает высоким требованиям безопасности и надежности. При ее создании применяются самые современные технологии. И создают эту продукцию замечательные люди: ученые, рабочие, инженеры, менеджеры и специалисты – сотрудники российской атомной промышленности, которых, пользуясь случаем, я хочу поздравить от лица коллектива РМС с прошедшим профессиональным праздником!
Интервью
22
Источник:
Публикации партнера
Партнер:
Страна Росатом
Страна Росатом
Газета атомной отрасли, официальное издание Госкорпорации «Росатом».